суббота, 15 ноября 2025 г.

Сказание о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Иерусалимская (Юрьевец - Афон)

Источник информации: Душеполезные размышления / Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. - Москва: Типо-литогр. И. Ефимова, 1880–1881 гг.

Сказание о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Иерусалимская, обретающейся в Кривоезерской общежительной пустыни Костромской губернии и на Святой горе Афонской, в Русском Пантелеимоновом монастыре находящейся

Не умолчим никогда, Богородице,
силы Твоя глаголати, недостойнии!
(Тропарь Богородице)

На святой Афонской горе в русском монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона, в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, в сияющем золотым сиянием спускном киоте над царскими вратами находится святая чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская, драгоценная святыня и благодатное утешение афонско-русских иноков Пантелеимоновой обители. На бдениях Богородичных праздников по 6-й песни канона и в воскресные дни по окончании вечернего богослужения эта преславная икона с подобающей честью опускается пред царские врата, и пред нею читается игуменом с двумя иеромонахами и двумя кадящими иеродиаконами акафист Богоматери, по окончании которого братия обители, по чину, подходят к святой иконе и, положив земные поклоны, благоговейно к ней прикладываются.

Подобие иконы Божией Матери, именуемой Иерусалимская, находящейся в Русском Пантелеимоновом монастыре

Украшенная драгоценной сребропозолоченной ризой, икона эта отличается правильностью своего рисунка и прекрасной иконописью так называемого древнерусского стиля. На ней Пресвятая Дева держит Богомладенца – Господа Иисуса Христа на правой Своей руке и умилённо смотрит на Него, восседающего, как на престоле славы, на Её девственной длани, правой ручкой Своей благословляющего именословно, а в левой держащего свиток. Тут же на полях иконы изображены в рост и праведные родители Богоматери, святые Богоотцы Иоаким и Анна, как бы созерцающие славу своей благословенной Дщери, сподобившейся быть Матерью Господа Своего и держать Его на Своих руках. Благодатная сила Божия присуща этой святой иконе и не раз проявлялась над верующими, молитвенно к ней прибегающими в скорбях и недугах, ибо самое прибытие сей святой иконы в Русскую на Афоне Пантелеимонову обитель случилось по особому на то благоволению и указанию Самой Царицы Небесной. Написана и послана она на Афон в Русский Пантелеимонов монастырь мужем праведным и богоугодным старцем – подвижником Нило-Сорской пустыни Новгородской губернии Кирилловского уезда иеросхимонахом Нилом по приказанию Богоматери в таинственном видении. Иеросхимонах Нил, в мантии Никон, а во святом крещении Николай, родился 1801 года 21 ноября в селе Васильевском Владимирской губернии Шуйского уезда, вотчине графа Шереметьева, от родителей крестьян графа, Иоанна и Анны Прихудаловых, отличавшихся не столько достатком средств, как благочестием христианским. Они были многосемейны, и Николай был самым младшим из их детей, которого они особенно любили, ибо прозревали в нём нечто особенное, таинственно-благодатное, что и оправдал он потом своим свято-подвижническим иноческим житием. Николай ещё в ранней юности в доме родителей своих от старшего брата своего Власия, искусного иконописца, научился священному искусству иконописания, в котором потом, по смерти Власия, усовершенствовался под руководством сторонних искусных мастеров – иконописцев, которым для науки отдавал его родитель его Иоанн. Почувствовав от ранней юности влечение к иноческим подвигам, Николай ещё при жизни родителя своего поступил в число братии Флорищевой пустыни Владимирской губернии Гороховецкого уезда; после же смерти благочестивого родителя своего окончательно поместился в Троицкую Кривоезерскую пустынь Костромской губернии Макарьевского уезда, где по увольнении помещиком своим – графом Шереметьевым был приукажен послушником в 1822 году с облечением в рясофор, а в 1823 году пострижен в мантию с наименованием Никоном. 

В 1824 году монах Никон рукоположён в иеродиакона и, проходя череду священнослужения иеродиаконского в Кривоезерской обители, вместе с тем занимался и иконописанием, занимался благоговейно, как делом Божиим, с приготовлением себя к сему делу постом и молитвами. За то Господь помогал ему в этом деле, и видимо благословлял дело рук его преподобных знамениями Своей благодати. В Троицкой Кривоезерской пустыни издавна обреталась и была известна многими чудотворениями икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская, верный список с подлинной чудотворной сей иконы, обретавшейся в Московском Успенском кафедральном соборе, писанной, по преданию, ещё во дни апостолов в Иерусалиме. Эта подлинная чудотворная Иерусалимская Богоматерняя икона во время пленения Москвы полчищами Наполеона I в 1812 году утеряна и заменена ныне в Успенском соборе древней с неё копией, в Кривоезерской же пустыни имеющаяся чудотворная икона тоже признаётся вполне верным списком с неё, и даже более древним, чем Московский. От древности своей икона эта требовала поновления, которое совершить и поручено было настоятелем Кривоезерской обители благоговейному иеродиакону Никону. С молитвой и постом, и великим благоговением приступил он к этому святому делу и совершил его так удовлетворительно, что последовавшие затем от иконы сей чудодейственные исцеления явно показали, что она как до обновления своего была чудотворной, таковой осталась и по возобновлении. Она и до сих пор продолжает источать чудеса в Кривоезерской пустыни и привлекает туда на поклонение её многих богомольцев. 

Икона Божией Матери, именуемой Иерусалимская, находящейся в Кривоезерской пустыни Костромской губернии

Иеродиакон Никон затем написал для Кривоезерской пустыни верный по мере и изображению список с чудотворной Иерусалимской иконы, которым в крестных ходах Кривоезерской обители в окрестные сёла и города иногда заменялась подлинная чудотворная икона, причём бывали и от сего списка явно чудесные знамения и исцеления. Всё это может служить доказательством того, что дело рук благоговейного иконописца – иеродиакона Никона было угодно Богу, благословлялось свыше осенением воистину благодатным. В это же время задумал он списать и себе в уменьшенном размере верную копию с чудотворной Иерусалимской Богоматерней иконы, дабы иметь её всегда в своей келье и возносить пред нею свои молитвы к благой Заступнице рода христианского. 

Приуготовав доску для сей иконы, приуготовал он и себя постом, молитвой и приобщением святых Христовых Таин к этому святому делу и с великой любовью и благоговением начал списывать верное подобие святой чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери. Когда икона эта была им окончена и принесена в церковь Кривоезерской пустыни для освящения, то освящавший её иеромонах, старец жизни подвижнической, не чуждый дара прозорливости, освятив икону по чину церковному и благословляя ею иеродиакона Никона, пророчески сказал ему, что в этой иконе готовит Господь обильную сокровищницу благодати целебной, что она будет ему и многим по нём утешением в скорбях, врачевством в недугах и что должен он её хранить со благоговением, как благодати причастную святыню. Слова старца-священноинока глубоко запали в душу боголюбивого Никона; он принёс святую икону в свою келью, затеплил пред нею лампаду и потом всегда старался, чтобы она неугасимо горела пред нею. По собственному его признанию, святая икона сия не замедлила явить ему свою чудотворную силу: нередко при уединённых ночных молитвословиях пред нею видел он сияние славы небесной, исходящее от неё, и ощущал при этом мирное веяние Божией благодати в своём сердце. Это ещё более возбуждало в нём благоговение к святой иконе, с которой расстаться при жизни своей он никогда и не думал. 

Рукоположённый в 1828 году в иеромонаха, отец Никон попеременно проживал то в Кривоезерской пустыни, то в бывшей к ней тогда приписной – Надеевской Николаевской пустыни, основанной незадолго перед тем старцем-подвижником иеромонахом Тимоном, учеником и собеседником великого старца Серафима Саровского. Надеевская пустынь находилась в 90 вёрстах от Кривоезерской, в месте весьма пустынном и уединённом. Она была весьма убога по своим зданиям, и отцу Никону судил Господь много потрудиться для её благоустройства внутреннего и наружного. Он был в этом ревностным помощником старцу Тимону и подвизался в этой пустыни немало времени, исполняя череду в ней священнослужения и заведуя клиросным пением. Затем настоятелем Кривоезерским был он назначен в строители сей пустыни, хотя и против своего желания, ибо этим самим причинялась скорбь старцу Тимону; но, обязанный обетом послушания настоятелю, должен был он исполнить его волю, что было причиной немалых и для него скорбей, среди которых святая икона Иерусалимской Богоматери, бывшая неразлучной его спутницей, служила ему единственным утешением. Пред нею молил он Владычицу мира избавить его от этих скорбных и тягостных обстоятельств начальственного послушания в Надеевской пустыни и даровать ему место уединённое, удобное для подвигов иноческих. И молитва его была услышана; на дальнем севере, в пределах Белозерских, среди леса и болот таился уединённый древний скит преподобного Нила Сорского чудотворца, основанный в ХV веке сим великим угодником Божиим по образу строгих скитов с горы Афонской, где он одно время подвизался. 

Этот первый в России скит, сохранивший со времени своего преподобного основателя смиренную и убогую наружность, был приписным к Кирилло-Белоезерскому монастырю, от которого и отстоит всего в 15 вёрстах; святое место это требовало обновления духовного, и отцу Никону судил Господь в этом потрудиться. Когда осведомился он от одной благочестивой странницы о пустынных удобствах Нило-Сорской пустыни, то почувствовал в сердце своём неизъяснимую радость, точно ощущал в нём ясно, что молитва его к Богоматери, пред святой иконой Её возносимая, услышана Ею. И вот, желая подтвердить чувства свои более верным узнанием о сем воли Божией, так как всегда опасался следовать своей воле без указания свыше, отец Никон сделал три жребия, на коих написал наименования трёх пустынных обителей, о которых говорила ему странница, как о местах, удобных к уединённому иночествованию, именно обителей Нило-Сорской, Александро-Ошевенской и Шалоцкой, и, положив жребии сии пред святой иконой Иерусалимской Богоматери, усердно помолился Владычице мира, чтобы Сама благоволила указать ему место, где угодно Ей чтобы он пребывал, и, взяв жребий, нашёл в нём написание Нило-Сорской пустыни, которую с тех пор и именовал Богом данным ему и Богоматерью указанным своим жребием. 

Настоятель Кирилло-Белоезерского монастыря архимандрит Иннокентий, давно желавший привести в лучший порядок Нило-Сорскую пустынь, узнав от той же благочестивой странницы о духовных качествах иеромонаха Никона, пригласил его приехать к нему в обитель, где и поручил ему строительство в Нило-Сорской пустыне. Сюда, как неоценённое своё сокровище, привёз он с собой и святую икону Иерусалимской Богоматери. Господь по молитвам угодника Своего, преподобного Нила Сорского, помог отцу Никону в очень короткое время обновить внутренно и внешне Нило-Сорскую обитель, бывшую и убогой, и малолюдной, и неблагоустроенной, с его же прибытием ставшую наполняться пустыннолюбивыми иноками, обновляться зданиями и славиться чинным и строгим уставом в ней иноческого жития и богослужения. 

Отец Никон при помощи боголюбивых благотворителей в короткий сравнительно срок успел перестроить почти все монастырские здания в Нило-Сорской обители и наконец приступил к сооружению в ней каменной соборной церкви над святыми мощами преподобного Нила Сорского, почивающего под спудом. Построение каменного храма на бугре, где стояли древние две небольшие деревянные церкви, требовало уравнение почвы и снятия земли с того места, где стояли эти церкви. Отец Никон к этому и приступил, оградив место покоя святых мощей преподобного Нила деревянным покровом, чтобы его не нарушить. При уравнении почвы бугра было найдено много костей погребённой тут братии, и меж ними, невдалеке от места покоя преподобного Нила, найдены кости, издававшие как бы некое благоухание, светящиеся желтизной и покрытые благоуханной влагой. Кости эти отец Никон собрал в особый деревянный ящик и хранил их в своей келлии, имея намерение, после сооружения каменного храма, погребсти их в нём на прежнем месте, по простоте же своей не дал о сем знать духовному начальству. 

В то же время отец Никон устраивал себе уединённый скиток в лесу, за оградой Нило-Сорской обители, на том месте, где, по преданию, стояла келлия преподобного Нила Сорского, и его руками вырыт небольшой пруд. Сюда перенёс он древнюю деревянную небольшую церковь Предтечи, прежде стоявшую над могилой преподобного Нила, и подле неё построил себе уединённую келью, в которой намерен был подвизаться во спасение души. Но Господу угодно было прежде испытать его великими скорбями: один из приближенных к нему иеромонах Нило-Сорской пустыни сделал донос духовному начальству, что отец Никон якобы самовольно открыл святые мощи преподобного Нила Сорского и держит их у себя в келлии. По этому доносу началось следственное дело, очень тяжкое и многоскорбное для отца Никона. 

Хотя произведённым следствием и обнаружена полная целость могилы святых мощей преподобного Нила, тем не менее за недонесение духовному начальству об обретённых при постройке храма благоуханных костях человеческих и удержание их в своей келлии отец Никон отрешён был от строительства в Нило-Сорской пустыни, долго находился под судом и наконец послан в заточение в Иверский Валдайский монастырь, с запрещением в течение года священнослужения, рукоблагословения и ношения монашеской одежды. 

Тяжело было ему расставаться с Богом данным ему жребием, с любезной душе его Нило-Сорской пустынью, тем тяжелее, что предписано было ему после годичной эпитимии в Иверском монастыре навсегда потом оставаться там в числе братии. Взяв с собой неразлучную спутницу свою, святую икону Иерусалимской Богоматери, отравился отец Никон в Иверский монастырь. Здесь настоятелем был архимандрит Иннокентий, тот самый, который прежде был в Кирилло-Белоезерском монастыре и вызвал из Надеевской пустыни отца Никона в Нило-Сорскую пустынь. Он принял его ласково и упокоил в Иверской своей обители, даже ранее годичного срока исходатайствовал ему право священнослужения и вообще, как мог, утешал его в постигшей его скорби. Но всё-таки скорбь его была велика, особенно с течением времени, когда его как бы забыли в Иверском монастыре его Нило-Сорская братия, имевшая уже другого строителя. 

Со смертью благодетеля его архимандрита Иннокентия скорбь его ещё более увеличилась: он изнемогал под тяжким крестом скорбей и в одной молитве перед святой иконой Иерусалимской Богоматери находил себе поддержку, отраду и укрепление. Постоянно помышляя о любезной ему Нило-Сорской пустыни, он стремился в неё духом, скучал и унывал в Иверском монастыре, не видя себе возможности снова переселиться в Богом данный ему жребий. В слёзных молитвах изливал он скорбную душу свою пред благодатным ликом Богоматери и её, милосердую и всеблагую Утешительницу всех скорбящих, денно-нощно просил не оставить его несчастного в подобном невыносимо-скорбном состоянии духа, но подать ему облегчение и силу благодушно переносить постигшее его испытание. По временам приступы скорби были столь для него тяжки, что он изнемогал от них силами телесными. Однажды вечером, окончив своё молитвенное правило, почувствовал он сильный приступ жгучей скорби, от которого ослабел телом, присел на стул как раз напротив святой иконы Иерусалимской Богоматери и забылся лёгкой дремотой. 

Вдруг осиял его светлый луч от лика Богоматери на сей иконе, и послышался от неё глас: «Что ты так скорбишь сильно и изнемогаешь? Не скорби, скоро будешь утешен». Услышав этот дивный глас от святой иконы, Никон вострепетал и упал со стула на пол, лежал как расслабленный, не имея сил двигнуть ни одним своим членом. И вот вторично послышался ему глас от иконы: «Будешь опять в Нило-Сорской пустыни, и в ските храм святого Предтечи освятится, и ты будешь в схиме». Нужно пояснить, что немалую скорбь причиняло ему вместе с разлукой с Нило-Сорской пустынью то обстоятельство, что перенесённый им в скит за монастырь древний храм Предтечи оставлен им не освящённым, каковым и оставался доселе, и что давнее желание его облечься в святую схиму и подвизаться при этом храме в подвигах пустынных, по-видимому, не могло уже осуществиться. И вот всё это обещает ему Богоматерь дивным гласом от Своей иконы, и сим несказанно ободряет и утешает его. С тех пор почувствовал он видимое облегчение своей скорби и, внимая умом бывшему ему благому обетованию Владычицы, искренно верил в его исполнение, терпеливо ждал и бодро нёс свою эпитимию. 

Но вере его предстояло немалое испытание: время проходило, хлопотать о нём со смертью архимандрита Иннокентия некому было, и он всё жил по-прежнему заточником в Иверском монастыре. Но Богоматери неложное обетование в точности исполнилось: Бог послал в Иверский монастырь именитую богомолицу, боголюбивую Татиану Борисовну Потёмкину, знавшую некогда отца Никона в Петербурге, куда, бывши строителем Нило-Сорским, приезжал он по делам своей обители. Узнав его в Иверском монастыре, Татиана Борисовна выслушала повествование его о постигших его скорбях и заточении и обещала ему похлопотать в Санкт-Петербурге о возвращении его в Нило-Сорскую пустынь на уединённое житие. Бог помог ей это осуществить и склонил сердце помазанника Божия, благочестивейшего государя императора Николая I внять ходатайству Потёмкиной и повелеть Святейшему Синоду возвратить отца Никона в Нило-Сорскую пустынь. 

Три года был в разлуке с нею отец Никон и в ноябре 1847 года прибыл опять в неё из Иверского монастыря, поселился за монастырём в уединённой келлии близ храма Предтечи, где и начал проводить уединённое строго подвижническое житие. Его старанием и подвигами скит Предтечев получил прежнее своё назначение служить приютом подвижничеству иноческому во славу Божию. Сюда принёс он и своё неоценённое сокровище, благодатную икону Иерусалимской Богоматери, и здесь же в таинственном видении получил повеление от Богоматери разлучиться с сей иконой и послать её в благословение Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю. 

Повеления Богоматери отец Никон не дерзнул ослушаться, и хотя никогда не думал разлучаться с дорогой ему благодати-причастной иконой Пречистой Владычицы и очень скорбно это ему было, тем не менее он отправил святую икону Иерусалимской Богоматери на святую Афонскую гору, в Русский Пантелеимонов монастырь, при письме от 8 ноября 1850 года на имя настоятеля и братии того монастыря, следующего содержания: «Преподобные отцы, жители святой горы Афона, блаженные обитатели обители святой, именованием русским нам сродственные и свойственные, благословите русского убогого старца! Вас, во-первых, препочтеннейший авва, отец игумен, в духе иноческого смирения и чувствительности всеусерднейше прошу: эту святую икону Владычицы, с полнотой душевного усердия, веры и любви отпускаемую мною, принять в русской обители святого великомученика Пантелеимона на вечное время и оную сохранять с прочими святынями обители. Зане так благоволила о сем Божия Матерь. С любовью и верой приимите этот залог милости всемилостивой Владычицы на вас и обитель вашу и в пламенеющих любовью и смиреннейших святоиноческих ваших молитвах помяните недостойного и всех грешнейшего старца Никона, духом неразлучно пребывающего с вожделенным изображением Богоматери и моего сладчайшего Спасителя. Верьте, святые отцы, что это не простое дело или случай. Нет. Пятьдесят лет моей убогой жизни протекло; никогда и на ум не приходило что-либо подобное. А эта святая икона мной недостойным написана совсем не на этот конец, и в моём сердце было совсем иное о ней намерение. Но благоволением Бога моего и всех Владычицы вот что совершилось. И я грешный радуюсь, что плод моих убогих трудов будет в жребии Матери Божией и спребудет в пользу верных рабов Её и в радость моего недостоинства! Слава Богу и Богородице! Аминь. О, как бы я желал со сладостью любви и веры облобызать и самую персть святого Афона. Одно воспоминание о нём неисповедимо сладко моему утомлённому духу. Но уже не видно никакой возможности к достижению этого величайшего на земле для меня блага. Крайняя слабость и болезненность вовсе отнимают эту надежду, исключая только всемогущую силу Бога и Богородицы, Коих Промыслу и воле всесовершенно вручаю себя, и вашим, отцы святые, святым молитвам. Вашего преподобия и святыни последнейший раб и слуга, пустыни преподобного отца нашего Нила Сорского чудотворца многогрешный старец, недостойный иеромонах Никон». 

На самой иконе Иерусалимской Богоматери, на обороте доски её, отцом Никоном при отправке её на Афон в Русский Пантелеимонов монастырь сделаны следующие надписи: «1).Посвящается в Русский святогорский монастырь святая икона сия, по благоволению Пресвятой Богородицы. 2).Сия святая икона написана в 1825 году от воплощения Бога Слова, в Великой России, в Кривоезерской общежительной пустыни грешным иеромонахом Никоном, и ныне ещё находящимся в Нило-Сорской пустыни, который и усердствует, по особенному Промысла Божия внушению, благодати причастную икону сию в святую обитель святого великомученика Христова и целителя Пантелеимона Русскую, что на святой горе Афонской, в вечное наследие благоволением Бога и Пресвятой Богородицы. Аминь. В лето 1850-е месяца ноября в 8-й день сие подписал убогий старец Нило-Сорской пустыни иеромонах Никон». 

После сих надписей, начертан портрет отца Никона с свитком в руке, в коем написано: «Помяни мя, о Владычице Богородице, во жребии Твоем, раба Твоего Никона». В конце ещё 3-я надпись «Виждь, Владычице, усердное исполнение воли Твоей; благоволи удостоити мя недостойного спасаемых доли, матерски о сем умоляющи Твоего Сына и всех Творца». 

После отправки святой иконы на Афон исполнилось обетование Богоматери и на счёт освящения храма Предтечи в скиту старца Никона, и возложения на него самого великого ангельского образа святой схимы. Храм святого Предтечи, около 10 лет стоявший неосвящённым, старанием отца Никона 1852 года 15 ноября освящён, а на другой день – 16 ноября отец Никон, по давнему желанию своему, пострижен в святую схиму, причём наименован Нилом, в честь преподобного Нила Сорского чудотворца, на месте подвигов которого проходил он пустынническое житие, напоминая подвигами своими подвиги прежнего богоносного обитателя сего святого места, теперь соимённого ему Сорского чудотворца. 

Ещё ранее, в 1851 году, исполнилось и другое давнее желание старца-подвижника, видеть Нило-Сорскую пустынь самостоятельной, не зависящей от Кирилло-Белоезерского монастыря, о чём, ещё бывши настоятелем её, он усердно хлопотал через благотворителей в Санкт-Петербурге. Таким образом все во благих желания его исполнились Промыслом Божиим и предстательством Пресвятой Богородицы, осенившей его Своим особым благоволением. 

Когда получена была на святом Афоне в Русском Пантелеимоновом монастыре святая икона Иерусалимской Богоматери и письмо старца Нила, старцы монастыря написали ему письмо, в котором просили его, чтобы он по мере и возможности объяснил им, какое особенное внушение и благоволение Божие и Царицы Небесной было ему к препровождению в монастырь их этой иконы. Отец Нил ответил им письмом от 12 декабря 1852 года, в котором объяснил следующее:

«Святая эта Владычицы икона писана моим недостоинством около 30 лет тому назад, когда я был ещё иеродиаконом и жил в Кривоезерской пустынной обители (Костромской губернии), где находится чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская, которую сподобился я недостойный возобновить. По происходящим до днесь многим чудотворениям от сей иконы я по силе немощи моей со всяким усердием и верой начал писать верную (кроме меры) копию с той чудотворной иконы и помощию Владычицы совершил. При самом освящении той иконы было знамение, и некто нечто прорёк о ней, что уже ясно и сбылось. Вслед за сим многие совершались благодатные действия. Когда же по воле Божией я убогий переселился в обитель, почти вовсе запустевшую, преподобного Нила чудотворца Сорского, и эта святая икона всюду была неразлучна с моим недостоинством; а во время испытания моего в Иверском монастыре (Новгородской губернии) это было действительное моё пристанище и успокоение утомляемому волнами скорбей, – это пластырь сердцу и душе. Но что много говорить? Видел я силу благодатную, явленно пребывающую при этой святой иконе – глас, целение болезней, от огня спасение и иные чудеса. Никогда и никаким образом не намерен я был разлучиться по жизнь мою с этим спасительным сокровищем; но Божий Промысл и Пресвятой Богородицы устроил иначе. Веруйте, отцы святые, и не сомневайтесь, что эта святая икона вашей обители дарована от Промысла Божия благоволением Небесной Царицы, а подробного о сем описания от моей худости не приложите требовать. Но да не оскорблю вас, ещё мало и о сем нечто скажу. За два с небольшим месяца перед отправлением иконы, в тонком, мнится мне, сне видел я, думаю, святую Гору Афонскую. Я и другой кто-то, казалось, начали восходить на оную. Другой, бывший при мне, был моим руководителем: ибо он, как говорил, бывал на Святой горе. И так приближались мы к каменистой, из утёсов составленной горе; с каким трудом восходили на неё, и описать нет слов. Товарищ мой быстро, с каким-то неимоверным удобством, возвышался, а я, с боязнью и трудностью ему следуя, взбирался за ним. Наконец достигли к какому-то краю, и тут мой руководитель стал невидим. (Я полагаю наверно, что это был мой святой старец – преподобный Нил Сорский, который, как известно из жития его, пребывал на Святой горе довольное время и с Афона перенёс устав скитский в Россию, и был оного первоначальник в Сорской пустыни). Тут подвиг и страх: казалось, совсем не было возможности взойти по каменистым утёсам; однако я решился идти и как-то скоро очутился на равнине у врат храма. 

Радость, смешанная со страхом и благоговением, исполнила мою душу и сердце. Тут я непосредственно узрел, во-первых, близ самого входа сидящую на престоле необыкновенно прекрасную Жену. Она была одета белыми, как снег, одеждами. Взгляд Её крайне любезен и умилён. Она, увидя меня, сказала: «Как ты счастливо и скоро сюда взошёл!» – и тогда же подала мне на лжице что-то белое, как бы млеко, и сказала: «Приими; это тебе нужно, ты утомился». Вкуса приятной сладости сказать не могу. Здесь то непояснимое и несказанное сказано от Божественной Жены, и повелено то, что и учинено. (Благоволено и велено святую икону послать в афонский Русский монастырь святого Пантелеимона.) До сего предела объяснение. Тут видел я ещё верх Афона; до конца его было уже не очень далеко, но крайне круто и голый камень; и не зная, что это за верх, спросил находившихся тут монахов, и мне отвечали: «Это верх Афона». По отправлении святой иконы на Афон сбылось всё обещанное благодатью Владычицы, и именно: 1).скит Нило-Сорской пустыни сделался самостоятельным; 2).церковь на месте жительства преподобного Нила во имя святого Предтечи, стоявшая десять лет неосвящённой, освящена; 3).моё давнее желание облечься во святую схиму и пребывание при храме Предтечи, где была келья преподобного Нила, чудесным образом исполнилось, и прочее всё сбылось вскоре благодатной силой и милосердым промышлением Божией Матери. Прославим, возвеличим чудную нашу общую Промыслительницу, Попечительницу и Покровительницу. Слава, величие и честь Приснодеве Марии Богородице!» 

Сими словами закончил письмо своё боголюбивый старец Нил, и оно лучше всякого красноречивого сказания объясняет благодатное значение святой чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери как для него самого, так и для Русской на Афоне Пантелеимоновой обители, сподобившейся через него получить сие божественное благословение от небесе и земли Царицы. Старец иеросхимонах Нил по отсылке святой иконы прожил немалое ещё время в Нило-Сорской пустыне, в подвигах поста и молитвы достиг меру возраста совершенства духовного о Христе, одарён был даром прозорливости и чудотворения, служа словом и примером своим во спасение душевное многих. Он устроил в Нило-Сорской пустыни по особому откровению свыше ещё другой пустынный скит с церковью во имя Успения Богоматери, где уединённо жил, ежедневно литургисая и причащаясь святых Христовых Таин, и во время пустынного здесь пребывания неоднократно сподоблялся благодатных видений и откровений от Богоматери, Которой особым почитателем и молитвенником он всегда был. 

Желающих более подробно ознакомиться с святоподвижнической жизнью старца иеросхимонаха Нила отсылаем к сказанию нашему о нём, помещённому в духовном журнале «Душеполезное чтение» за 1884 год и отдельно изданному Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырём. Преподобный старец скончался блаженной кончиной в ночь с 19-го на 20-е июля 1870 года и погребён при храме Успения Богоматери в своём скиту, в Нило-Сорской пустыне, где издавна приготовил себе могилу. 

Господь прославляет эту его могилу знамениями чудотворными: бесноватые и недужные, приходящие к ней с молитвенным поклонением, получают здесь исцеления и облегчения своих страданий святыми загробными молитвами старца подвижника, имя которого по справедливости может быть причтено в числу имён, свято чтимых православными сынами России. Но и на святой горе Афонской, в Русском Пантелеимоновом монастыре, имя старца иеросхимонаха Нила свято почитается, ибо его избрала Владычица мира орудием и посредником для дарования этой святой обители залога милостей своих и щедрот – святой чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери, – сей неоценённой и благодати причастной святыни Пантелеимонова монастыря. 

По примеру старца Нила прославим, возвеличим и мы, грешные, чудную общую нашу Промыслительницу, Покровительницу и Заступницу – Пречистую и Преблагословенную Приснодеву Богородицу Марию за великие милости Её, многое милосердие к роду христианскому, что и в наши дни возжигает в нас новые светильники Божией благодати, в новопрославляемых чудесами Своих иконах. Утверждаясь этими знамениями Её к нам благоволения в православной свято-отеческой вере, не будем увлекаться новыми веяниями лжеучений, ей чуждых, но будем молитвенно прибегать к матернему покрову Матери Господа нашего, да защитит Она нас от козней духа тьмы и сохранит до кончины верными сынами святой Православной церкви. «Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых!»

А. Ковалевский

Добавление монаха А.

Достоблаженный старец Нил, приснопоминаемый в русской на Афоне обители, и по отправлении иконы не прекращал переписки с старцами Русика. Слыша от посетителей Афона, как там почитается Иерусалимская его икона, он письменно выражал сердечную радость свою об этом и, как бы не довольствуясь своим великим священным приношением чудотворной иконы, по своему любвеобилию препровождал при письмах и денежные приношения.

Празднование Пресвятой Богородице ради Иерусалимской Её иконы – 12-го октября. На этот день в Пантелеимоновом монастыре отправляется торжественно всенощное бдение по нарочно составленной службе в честь чудотворного образа, посланного иеросхимонахом Нилом.

Чтоб сказать что-либо о благодетельном пребывании «благодати причастной» Иерусалимской иконы в Русской на Афоне обители, для этого выписывается здесь несколько тропарей из канона на сей праздник, указывающих на милостивое примышление Матери щедрот о месте, в котором Она возблаговолила пребывать святым образом. К выписке прилагается небольшое объяснение.

«Приимше от раба Твоего благодатию сияющий образ Твой, Чистая, прияхом той аки от Твоих рук в благословение созидавшемуся тогда храму Покрова Твоего, и с явлением иконы и украситель Дома Твоего явися, емуже подала еси благопоспешение».

«Недоумеем благодарити Тя, Благословенная, якоже подобает, како беспомощные иногда обители сея явилася еси скорая помощница. Славим убо Твое о нас примышление».

«Отъяла еси пришествием в обитель святого образа Твоего, всеблагая Дево, от рабов Твоих уныние и окружавшие нас преграды и вместо сих радость и благоденствие стаду Твоему даровала еси. Слава Твоему о нас смотрению».

«В знамение покрова Богоматере облагодатствованный образ Её имуще, возложим упование наше на Ню, не предающеся малодушию в скорбях: Царица бо небесе и земли необоримая есть нам защита».

Русский на Афоне монастырь в 30-х годах нынешнего столетия доходил до крайней несостоятельности; когда братство думало разойтись по другим монастырям, святой Пантелеимон явился одному из иноков наяву с такими словами: «Поди скажи игумену и братии, чтоб не унывали и не отчаивались, об этом монастыре я буду заботиться».

С 40-го года поселились русские с о.Иеронимом духовником, и обитель стала поправляться. В начале 51-го года прибыли: Святогорец (вторично), Сушкин Михаил Иванович, почётный гражданин 20 и с ним 27 человек (преимущественно из купеческого сословия). За неимением помещения построен был трёхъярусный корпус новый с соборной церковью на верху (в 4 ярусе) в честь Покрова Богородицы.

По ходатайству святого Пантелеимона Сама Богоматерь приняла участие в благоустроении обители, в знамение чего по Её воле препровождена чтителем Её Нилом чудотворная Иерусалимская икона. (Вручена в 1850 году бывшему на сборе монаху Иринею, в схиме Евфимию, получена в обители в 1852 году). – Новый братский корпус с храмом (в длину всего почти тогдашнего монастыря) потребовал больших затрат. И когда достраивали на верху оного Покровскую церковь, старцев озабочивал иконостас с иконами. В это время прибыл в обитель иеромонах о.Антоний (Бочков, опытный в духовной жизни и известный делами благотворения через богатых родственников). Узнав нужду обители, он изъявил желание – пожертвовать иконостас с иконами; иконы заказал лучшему иконописцу и по возвращении с Афона скоро выслал всё в благолепнейшем виде.

Предстательством святого Пантелеимона и промышлением Богоматери с 50-х годов обитель начала особенно заметно приходить в благоцветущее состояние: при постепенном умножении братства постепенно возводились помощью благотворителей новые капитальные постройки; оставшиеся на обители от старых лет огромные долги были уплачены, запущенные участки земли (с постройками метохи) приведены в такое же, как и обитель, цветущее состояние; так, например, на участке, называемом Кромица, старанием покойного о.игумена Макария устроен в лучшем виде скит, имеющий до 150 человек братии, с огромным виноградником и отдельными кругом скита келлиями.

С поселением русских в Русике много приходилось испытывать им преград со стороны недоброжелателей и всевозможные козни от невидимых врагов; бывали скорби почти невыносимые, как, например, во время двух последних войн с Турцией и особенно при двукратном преследовании нас эллинским элементом; но молитвами святого Пантелеимона и заступлением Богоматери прекратились дние оны, и многоскорбное безвыходное положение обращал Господь в благополучный радостный исход, как обещал Он: «В мире скорбни будете, но печаль ваша в радость будет». Слава Ему о всём, благодарение Богоматери и святому Пантелеимону за всё!

В заключение не лишне упомянуть о случае, который был с писавшим службу Иерусалимской ради иконы. В 6-й песни канона все 4 тропаря начинаются союзом «якоже», после написания трех тропарей 4-й с «якоже» отчего-то никак не излагался. В это время писавшему было такое тайное вразумление: «Благое дело – ублажать изображённую на Иерусалимской иконе Богоматерь с Богомладенцем, но на той же иконе изображены предстоящими 21 и святые Иоаким и Анна. Почему же в честь их не написано в полной бденной службе 22 ни одного песненного слова!» Удивившись забвению своему, составитель канона хотел пойти взять из церкви месячную минею за сентябрь, чтоб из службы Богоотцам (9-го числа) позаимствовать что-либо в честь их. Но таинственный голос остановил его словами: «Не нужно ходить; смотри в Апокалипсисе главу 11-ю, стих 4-й». Открыв указанное место, он прочёл: «Сии суть две маслицы и два свещника пред Богом земли стояща». Из этих слов легко составился 4-й тропарь: «Якоже две маслицы и два свещника стоят пред Сыном Твоим и Тобою, Дево, праведнии родителие Твои, ихже подобие на иконе Твоей веселит нас, ублажающих тех с Тобою». Для умиротворения своей совести писавший упомянул о Богоотцах ещё в двух тропарях: «Неисповедима сила Твоя и слава, Богородице: всяка душа верных Тобою хвалится, и спасение получити уповает, яко Тя со святыми Иоакимом и Анной предстательство имамы непостыдное ко Господу».

«Радуйся, Мати Живота, благодати сподобляющая рабы Твоя: радуйся освящение поющих державу Твою непобедимую, и пресветлого лица Твоего и славных Богоотец честное подобие почитающих». Эти тропари с другими положены и на «блаженнах» литургии.

Тропарь Пресвятой Богородице Иерусалимской, глас 1-й
Возсия нам яко солнце светозарное Твоя, Владычице, благодати причастная икона, к нейже мы умильно взирающе, величаем Твое к нам матернее благоутробие, и купно от Тебе рождшегося Бога славим, спасающего Тобою души наша.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред святой чудотворной Иерусалимской Её иконой, яже обретается на святой горе Афонской в Русском Пантелеимоновом монастыре

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, пречистая Приснодево Богородице Марие, святой обители нашей и всей горы Афонской державная покровительнице и заступнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою Твоей иконою, Юже (Сама) даровати святей обители нашей благоволила еси и тою многие милости и щедроты Твоя нам явила еси и являти непрестаеши! Смиренно молимся Тебе, благой и милосердой Предстательнице нашей: вонми гласу молитв наших, не презри воздыханий наших от души, виждь скорби и искушения наша, и яко воистину любвеобильная Матерь, потщися помощи нам беспомощным, унылым, во многие грехи впадающим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но, ради Твоего предстательства, явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Всеблагая, у благости Его здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преуспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на все благие дела и начинания наша. Обитель сию святую, именем Твоим освящённую и иконой Твоей облагодатствованную, сохрани и соблюди в мире и благоустроении, и споспеши нам всем нести иго Христово благое и лёгкое, в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас матерним покровом Твоим от искушений диавольских, и всякого зла. О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоносные руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, и прием сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображённые, праведные родители Твоя Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечной. И якоже иногда в скорби велицей пред сей иконой Твоей молившемуся Нилу, утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных, молящихтися, услыши и яви нам великие Твоя щедроты: болящие исцели, скорбящие утеши, бедствующие от бед избави, путешествующие и мореплавающие невредимы сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую, христианскую и Святых Таин причастную кончину получити, и небесное Царствие Христово унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и рождшегося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Русский святого великомученика и целителя Пантелеимона мужской монастырь.
Святая Гора Афон



Икона Пресвятой Богородицы Иерусалимская из монастыря Святого Пантелеимона на Святой Горе Афон

Икона Божией Матер "Иерусалимская" из Русского Пантелеимоновского мужского монастыря на святой Горе Афон.
Икона в старинном окладе, как и на гравюре выше (с надписью на нижнем поле)

В Покровском храме Свято-Пантелеймонова монастыря находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иерусалимской. Это прославленное произведение является копией иконы Пресвятой Богородицы Иерусалимской, искусно выполненной русским подвижником Никоном, который подвизался в пустыне у преподобного Нила Сорского. После божественного видения сама Богородица повелела Никону послать эту икону в качестве благословения в Свято-Пантелеимонов монастырь на честной Горе Афон.

Иконография Божией Матери соответствует известному стилю Одигитрии. На этом изображении она изящно держит Младенца Христа в правой руке, а левую держит посередине груди в благословляющем жесте. Рядом с ней в полный рост изображены святой Иоаким справа и святая Анна слева.

В серебряно-позолоченной ризе (защитном покрове) видны только лики Девы Божией Матери и Христа. Отчетливая надпись на старославянском языке, выгравированная в нижней части ризы, повествует о ее создании в 1825 году в России, в Кривоозерском монастыре иеромонахом Никоном.

Позже эта чтимая икона Пресвятой Богородицы Иерусалимской была заключена в богатую серебряную раму. Надпись на раме, опять же на старославянском языке, молит Богородицу оградить своим Покровом от всех бед.

Эта икона является точной копией Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы, хранительницы города Иерусалима, хранящейся в церкви Успения Пресвятой Богородицы. От оригинала она отличается тем, что Божия Матерь нежно держит Младенца Иисуса на правой руке.


Икона Божией Матер "Иерусалимская" из Русского Пантелеимоновского мужского монастыря на святой Горе Афон.
Икона в старинном окладе, как и на гравюре выше (с надписью на нижнем поле)


Икона Божией Матер "Иерусалимская" из Русского Пантелеимоновского мужского монастыря на святой Горе Афон.
Икона в новом окладе

Икона Пресвятой Богородицы "Иерусалимская (в «Русике»)"
Под наименованием «Русика» известен русский Афонский Пантелеимоновский монастырь. Над царскими вратами его соборного Покровского храма находится особенно чтимый образ Богородицы. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни. Надпись на иконе гласит, что в Пантелеимоновскую обитель она препровождена была «по особенному внушению промысла Божия». Высота этого образа 8 1/2 и ширина 6 1/2 вершков. Под Богородичные праздники на всенощных бдениях и в воскресные дни после вечерни образ опускается вниз и перед ним читается акафист.

Источник информации: https://dzen.ru/b/Z8qW-82RpAe4Auol

Икона Божией Матер "Иерусалимская" из Русского Пантелеимоновского мужского монастыря на святой Горе Афон. Икона в новом окладе

Над открытыми царскими вратами, за паникадилом (в верхнем правом углу фотографии) висит чудотворная икона Божией Матери "Иерусалимская" 


Источник фотографий: https://www.patriarchia.ru/article/51727






Комментариев нет:

Отправить комментарий