Икона Божией Матери "Лоретская - Прибавление ума"
Недавно узнал о происхождении иконы Божией Матери "Прибавление ума". Долго искал в интернете материал на эту тему, т.к. везде идет простое пересказывание текстов, а здесь то, что надо - переплетение двух миров!!!
Эта история перекликается с другой иконой Божией Матери "Трех радостей" оригинал которой написал художник Рафаэль Санти "Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)". Публикацию об этой иконе можно прочитать здесь!
15/28 августа по церковному календарю совершается празднование чудотворной иконе Божией Матери «Прибавление ума».
Эта история перекликается с другой иконой Божией Матери "Трех радостей" оригинал которой написал художник Рафаэль Санти "Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)". Публикацию об этой иконе можно прочитать здесь!
15/28 августа по церковному календарю совершается празднование чудотворной иконе Божией Матери «Прибавление ума».
Образ с таким необычным названием редко встречается в храмах, однако в нынешнюю эпоху, когда отступление от истины становится нормой жизни, значение его особенно велико. Вот уже почти четыре столетия православные русские люди обращаются к этой иконе Божией Матери. В дореволюционной России родители, замечавшие у своих детей слабый разум или трудности в усвоении начал веры и грамотности, обращались к Богородительнице с просьбой о прибавлении ума своим чадам. И ныне чадолюбивые матери молятся перед иконой «Прибавление ума» о просвещении своих детей.
Этот образ исполнен особого смысла для современного человека: сейчас очень важно молиться об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутиям мира сего. Ведь ни один здравомыслящий человек, тем более христианин, не может сказать или даже подумать, что его ум вполне достаточен. Для того и дарован нам милостию Божией и любовию Пречистой такой образ, пред которым верующие обращаются к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Христу как Источнику премудрости и разума.
«Прибавление ума» – простонародное, но очень точное выражение мысли о даровании Господом и Пречистой Его Матерью всякому человеку премудрости и разума, нисходящих свыше, а не от плотской земной мудрости. Издревле человек был убежден, что премудрость, как полнота знания о Боге и мире, ведение прошлого, настоящего и будущего, есть дар Божий: «Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем. 24–28).
Об этом же пишет в своем послании и святой апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 4–7).
Своим появлением образ «Прибавление ума» обязан глубокой вере русских людей в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Господом и Сыном Своим о даровании духовных и земных благ, среди которых самым главным почиталось озарение ума и сердца Божественной истиной. «Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, – наставлял преподобный Антоний Великий. – Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих».
История появления образа
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение наименования иконы. Ученый этнограф и археограф Андрей Александрович Титов привел его в своей работе со слов настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского (исследователь обращался к нему по поводу находящейся в Романовской Покровской церкви древней чудотворной иконы «Прибавление ума» Пресвятой Богородицы).
«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление»,– поведал отец протоиерей, а затем сообщил и самое сказание, которое он записал дословно и точно: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее “Прибавление ума”».
Таково старинное сказание. Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII–XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его – держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темно-оливковом фоне в лучах Божественного света. Особенностью иконы являются необычные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ – далматик. Он – красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы – лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Пречистой с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Богородицы и Божественного Младенца – три Серафима, у Их подножия – Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем сходно с нашей иконой «Прибавление ума», что указывает на ее западное происхождение, только переделана на “московский манер”».
В конце XX столетия выводы нашего соотечественника получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой картонную иконку «Прибавление ума», подобную той, что продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
Согласно преданию, подтвержденному новейшими историко-археологическими открытиями, Святой Дом в Лорето воздвигнут из камней Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в котором Она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.
Грот
Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собой пещеру, или грот, выдолбленный в скале,– ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале.
Грот в базилике Благовещения
Иерусалим. Базилика Благовещения
Со времен святого равноапостольного императора Константина Великого (274–337 гг.) Палестина стала украшаться христианскими храмами, ее земли наполнились монахами, и множество богомольцев со всех концов христианского мира притекали к ее святыням. Мать императора Константина святая равноапостольная царица Елена своим усердием помогла обрести Животворящее Древо Креста Господня. Сам Константин повелел воздвигнуть храмы над Гробом Господним и на местах Его страданий. В опровержение слов Священного Писания император Юлиан Отступник дерзнул восстановить разрушенный Иерусалимский храм, но был посрамлен. После его бесплодных попыток эти места, связанные с земной жизнью Спасителя, стали еще более священными для христиан всего мира. В IV–VI столетиях огромное число паломников шли на поклонение святым местам Палестины. В 1451 году Иерусалимская епископия, первая в истории Церкви стала патриархией.
Святые равноапостольные царие Константин и Елена
Кувуклия в храме Гороба Господня
Но с 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, сделали попытку проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.
Иерусалим. Мечеть Аль-Акса (Купол скалы)
Успехи ислама грозили самому существованию европейской христианской цивилизации. Поэтому столкновение двух миров стало неизбежным. Наступление ислама было остановлено начавшимся политическим раздроблением мусульманского мира, который прежде побеждал врагов благодаря своему единству. Халифат распадался на части, враждовавшие между собой.
Иерусалим. Мечеть Аль-Акса (Купол скалы)
Нашествие мусульман не остановило христианских паломников. Все так же сотни тысяч верующих стремились увидеть, как нисходит благодатный огонь, и зажечь свои светильники у Гроба Господня. В 1010 году арабы разрушили храм Гроба Господня, но христиане вскоре восстановили его.
Схождение Благодатного Огня в Великую субботу
Иерусалим. Храм Воскресения Христова
К XI веку положение христиан на Востоке изменилось в худшую сторону: вторжение турок подчинило мусульманам значительную часть Востока. Турки завоевали Месопотамию, Армению, почти всю Малую Азию, Сирию, Палестину, Иерусалим (в 1071 г.), взяли в плен Византийского императора Романа Диогена (1067–1071 гг.). Как и в VIII веке, враги стояли почти у стен Константинополя.
Стамбул (Константинополь). Собор Святой Софии
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников о печальной участи святых мест Палестины возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца XIII столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне крестоносцев. В 1099 году они даже взяли Иерусалим. Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году Иерусалим был навсегда потерян для них.
Из исторических хроник известно, что один из последних коронованных пилигримов – король Людовик IX Французский, давший во время опасной болезни обет идти в Святую Землю,– в праздник Благовещения 1252 года причастился в Святом Доме Девы Марии. Это свидетельство очень важно, так как оно явилось последним упоминанием о Святом Доме, который еще находился в Назарете.
Благовещение
Сандро Боттичелли
Живопись, 1485, 19×31 см
За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди христиан особенно распространилась идея перенесения православных святынь Востока на Запад: христиане боялись их поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии. В Бари были перенесены мощи святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в Венецию – мощи святого апостола Марка. Нередко инициаторами перенесения святынь становились православные греки.
Собор святого Марка в Венеции
В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь – порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут. Христиане потеряли все свои владения и были окончательно вытеснены с Востока. Множество крестоносцев погибло, остальные бежали, переселившись в основном на Кипр.
По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, являющейся исторической территорией современной Хорватии, расположена в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель Христовой веры император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных сведений была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкону, а затем в Лорето.
БОГОРОДИЦА С МЛАДЕЦЕМ ИИСУСОМ СОПРОВОЖДАЕТ КОРАБЛЬ, ПЕРЕВОЗЯЩИЙ СВЯТОЙ ДОМ. КСИЛОГРАФИЯ XVI в.
ДРЕВНИЙ ВИД ЛОРЕТО. ИЗОБРАЖЕНИЕ 1564 — 1578 гг.
В настоящее время на основе археологических раскопок и документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьей Ангелов – деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. После смерти основателя греческого православного государства в Эпире Михаила I Ангела Комнина Дуки деспотом Эпира стал его брат Феодор. Никифор Ангел, с именем которого связывают перенесение Святого Дома, стал деспотом Эпира после 1266 года. В архивах Ватикана в 1985 году был обнаружен документ, датированный сентябрем 1294 года, где перечисляются свадебные подарки деспота Эпира Никифора Ангела своей дочери Тамаре по случаю бракосочетания ее с Филиппом II Анжуйским, сыном короля Неаполя Карла II Анжуйского. Среди подарков названы «святые камни, взятые из Дома нашей Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангелов в Ангелов небесных.
АНГЕЛЫ ПЕРЕНОСЯТ СВЯТОЙ ДОМ. 1605 г.
АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ (1560–1609)
Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем. Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.
СВЯТОЙ ДОМ, ПЛЫВУЩИЙ ПО МОРЮ. МИНИАТЮРА 1425 — 1440 гг.
ЛОМБАРДИЯ — ВЕНЕЦИЯ
Первое дошедшее до нас сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465–1472 гг. Согласно этому свидетельству некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль». Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.
Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен Ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семьи Ангелов – властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425–1440 гг.), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья и терм Клюни, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как Ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает уяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов. В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века,– в центре стоит скульптура с Ангелами, несущими Святой Дом на руках.
Музей Гетти (J. Paul Getty Museum): Тьеполо Джованни Баттиста (1696 Венеция - 1770 Мадрид) - Чудо Святого Дома Богородицы в Лорето (123х77 см) 1743
Конечно, по прибытии в Лорето Святой Дом был воспроизведен заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.
Лорето
Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV–XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из самых почитаемых мест, привлекавшим множество паломников.
Лорето
Раскопки, проведенные в 1962–1965 годах под Святым Домом в Лорето, подтвердили как наличие остатков сооруженной в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древней дороге; Дом Святого Семейства в Назарете восточной своей стороной был открыт в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой в Назарете показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.
ГРОТ
ТРИ ПОДЛИННЫХ СТЕНЫ СВЯТОГО ДОМА, ПРИНЕСЕННЫЕ ИЗ НАЗАРЕТА
Граффити
Русский паломник – преосвященный Порфирий (Успенский), в бытность архимандритом, при посещении базилики Благовещения отметил в своей дневниковой записи от 7 марта 1844 года, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома: «На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».
ВИД НА АЛТАРЬ И СКУЛЬПТУРУ ЛОРЕТСКОЙ БОГОМАТЕРИ В СВЯТОМ ДОМЕ
Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их – драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет.
Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик – это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стали допускаться другие цвета, а иногда встречался даже многоцветный; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготовлялся из льна, шерсти или шелка.
Мраморный саркофаг
Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна итальянским скульптором в XIII–XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания ей большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.
Обратимся теперь к подробностям того, как пришла на Русь Лоретская икона Божией Матери, получившая здесь новое название – «Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны». А. А. Титов приводит текст самого лучшего, согласно исследованию историка и археографа А. И. Кирпичникова, списка с этой повести – рукописи первой половины XVI века, хранившейся в библиотеке Московской Духовной Академии. Список оказался современным самому сказанию, что подтверждается припиской в конце рукописи: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».
Loreto, Marche Italia
А. И. Кирпичников, впервые целиком издавший «Повесть о храме Святыя Богородицы», в своем исследовании отмечает: «Посольство Еремея Трусова с товарищи к папе Клименту (только не четвертому, а седьмому, занимавшему престол от 1523–1534 гг.) не есть вымысел книжника, а несомненный исторический факт: о нем не только упоминается в Никоновской летописи (VI, 232), в Русской летописи Львова (III, 386), а также и в Воскресенской летописи под 7035 (Полное собрание. VIII, стр. 272) – во всех этих указаниях из товарищей его упоминается Лодыгин Шарап,– но в Барберинской библиотеке хранится препроводительная грамота великого князя Василия Ивановича к Клименту, помеченная декабрем 7035 г. (1527 г.)»
Лорето-настоящий Дом Божьей Матери
Сношения Великого князя Василия III с папами начались в 1503 году. (Брак его отца Иоанна III с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы). Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту – сан патриарха.
Дом Богородицы. Святыни Христианского Мира
В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с Великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. В качестве одного из основных доводов в пользу унии католики использовали наличие общехристианских святынь: их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древний храм. К восприятию святыни послы были вполне подготовлены: они знали, что многие святыни Палестины погибли или были вывезены «от безбожных варваров турок». Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий. Со слов служителей храма они записали чудесную историю о Святом Доме и священном изваянии Богоматери; так это предание попало на Русь и распространилось в многочисленных списках.
Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лоретской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя «Прибавление ума». Необычное одеяние Богоматери с Младенцем на московской иконе является воспроизведением далматика Лоретской статуи. Архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильник также восходят к первообразу из Лорето: это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери.
Память о первообразе сохранилась в почитании на Руси иконы Божией Матери с наименованием «Лоретская».
Источники
Икона Божией Матери "Прибавление ума"
Молитва Божией Матери перед Ея иконой "Прибавление ума"
Комментариев нет:
Отправить комментарий