Все, кто пришел в храм обратили внимание, что в центре храма по обычаю стоят два аналоя, а вот икона только на одном из них, и это праздничная в часть Рождества Христова. Второй аналой был пуст. Невольно напрашивался вопрос, а почему его не убрали, если на нем отсутствовал образ. Недоумение разрешилось чуть позже.
В конце чтения шестого часа, включили общее паникадило в храме, а затем открылись царские врата. Из алтаря, высоко подняв над головой, наш батюшка Александр вынес небольшую икону в киоте и положил на свободный аналой и дал, по обычаю, начальный возглас: «Благословен Бог наш!»
Мы все участвовали в освящении этого удивительного образа пением молитвы «Царю Небесный». Совершив каждение и прочитав положенные молитвы, батюшка Александр освятил новый образ окропив крещенской водой.
По окончании службы, батюшка рассказал нам историю появления этого удивительного образа и почему он был освящен именно на праздник Рождества Христова:
«Все началось с того, что в 2018 году, по благословению нашего владыки Илариона, был совершен паломнический поход от нашего храма на место, где ранее существовала Рождественская мужская пустынь на реке Нодога. Участвовали трое человек: алтарник Илья, его папа Александр Николаевич Рудаков и я. Об этом походе, каждый из нас написал свои впечатления, чувства и переживания. Две главы, из четырех, вошли в книгу Костромского историка и краеведа Николая Александровича Зонтикова «Макариево-Решемский монастырь: вехи истории» 2019 года издания.
Все вместе мы установили памятный поклонный крест в память о существовавшем здесь когда-то мужском монастыре и подвизавшейся братии, а так же сестрах женского скита. В 18 веке монастырь был упразднен и приписан к Макариев-Решемской мужской пустыни. Затем Пустынь на Нодоге стала именоваться Казанским скитом.
Самое раннее упоминание о Пустыни относится к 1653 году, в котором некий чернец Иона просит государя выделить землю для организации мужского монастыря.
Из исторических документов удалось узнать, что в Пустыни на Нодоге был деревянный храм, освященный в честь праздника Рождества Христова. Некоторое время спустя, на колодце, вблизи Пустыни было явление иконы Божией Матери «Казанская». Благодаря появлению этого чудотворного образа в Пустыни был построен второй храм, в котором и хранилась явленная икона.
Уже 18 веке этот образ Божией Матери «Казанская» был перенесен в Решму и хранился в Троицком соборе Макарьевской Пустыни.
Об этом старце, иеросхимонахе Ионе, похороненном за алтарем Казанского храма, упоминала блаженная Вера Босоножка, когда имела проживание в Казанском женском скиту.
Теперь по иконографии образа.
В центре мы видим образ Царицы Небесной «Казанская», который стоит на бревенчатом, рубленном колодце доверху наполненный водой. В верхней части, по сторонам от иконы, на облаках, в белых стихарях и красных сапожках расположены два ангела. Они не просто стоят, а служат службу, так как один из них, тот что слева, совершает каждение, поскольку в руке его находится кадило с воскуряющимся фимиамом. Ангел справа, держит рипиду, которая символизирует собой присутствие на службе святых небесных сил.
В нижней части иконы, слева расположен чернец Иона. Он изображен в схимнической одежде с посохом в руке, так как именно благодаря его челобитной государю, монастырь получил право на существование. Посох – это символ духовной власти, ведь только настоятель мог писать такие письма в Москву. Позади него, в деревьях, можно увидеть главку храма с крестом. Она символизирует собой Рождественскую Пустынь, так как из документов известно, что явление иконы произошло на кладезе вблизи, то есть рядом с Пустынью.
С правой стороны, мы видим послушника в длинном подряснике. Он пришел с ведром на колодец, чтобы набрать воды, но увидев икону, пригласил настоятеля. Так, вместе, они стоят на коленях припадая в молитвах к явленному образу.
Именно этот сюжет и показан на этой иконе, написанной художниками-иконописцами из Кинешмы Валерием и Верой, которые в прошлом году написали большой образ преподобного Макария Унженского, на фоне храмов Решмы-Нагорного.
Об этой иконе можно прочитать на сайте Макариев-Решемского женского монастыря.
Одно точно известно, что явление было на колодце вблизи Рождественской Пустыни на Нодоге, но при каких обстоятельствах и кто стал этому свидетель – одному Богу известно. Изобразив на иконе старца Иону, мы тем самым почтили его память и его труды, которые он приложил к этому святому месту. Как он выглядел и с какой бородой ходил, мы можем только предположить, что с длинной, так как жил во времена, когда бороды еще не стригли.
Планировалось образ освятить на празднование «Казанской» иконы Божией Матери в ноябре, но поскольку в тот момент я был в ковидном отделении и службы у нас в храме не было, то все было перенесено на неопределенный срок.
Собираясь на ночную службу, на праздник Рождества Христова, вдруг пришла мысль о том, а почему бы не освятить этот образ именно сегодня перед началом Божественной литургии. Ведь Пустынь именуется Рождественской, так как главный престол ее храма освящен был в честь праздника Рождества Христова.
Совершив освящение новой иконы, мы в очередной раз мысленно почтили память всех подвизавшихся в том святом месте отцев, братий и сестер наших, а так же явление чудотворного образа Царицы Небесной, под покровом которого Решма жила с 18 века».
Такую интересную историю мы услышали от нашего батюшки, который нам давал прочитать все четыре главы похода в Пустынь на Нодогу.
Дивны дела Твои, Господи!
Пресвятая Богородице, помогай нам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий