Очень часто приходские библиотеки становятся такими маленькими центрами, в которые люди приходят со своими житейскими вопросами. В храме не поговоришь, а какие-то проблемы решить надо. Вот и берут на себя библиотеки функцию информационного и психологического центра, становятся местом встреч и т.д.
Та же ситуация сложилась и на нашем приходе. Приходят люди, которые хотят не только взять книги, но иногда и просто выговориться, прояснить какие-то вопросы, частенько такие, которые не очень удобно задать батюшке.
Вот и недавно пришла одна наша прихожанка. Она совсем недавно начала воцерковляться, вопросов у нее всегда очень много. Но в этот раз она пришла не с вопросом. Зима, холодно, тоскливо… И начала она думать о своей прожитой жизни. И так ей стало грустно, так начала она переживать о том, что ничего поправить нельзя. «Ведь неверующими были, кто ж знал, что за все это отвечать придется, все так жили, и мы так же», – вздыхала она. Правда, понимание того, что нужно исповедаться, у нее появилось. Но тут новая загвоздка: «Как я батюшке все это рассказывать буду? Ой, стыдно-то как!». Как могла я ее утешила. Но как только я написала статью об исповеди, мне опять пришел вопрос с похожим содержанием: «Что делать, если головой понимаешь, что надо на исповедь идти, а ноги не идут. Да и стыдно, неудобно как-то…».
Раз возникает такая проблема, то надо искать выход. И вот какие ответы я нашла. Батюшки утверждают, что «на исповеди священник не оценивает прихожанина. Он является свидетелем исповеди. У свидетеля единственная задача – своим заведомо нейтральным присутствием придать совершившимся событиям значение исторического факта».
Попросту говоря, батюшка, который принимает исповедь, не является тем, кому вы рассказываете. Исповедующийся стоит перед крестом, на котором Господь страдает за наши грехи, и Евангелием, в котором рассказывается, как нам надлежит жить. Постоянно приступающие к Таинству люди, конечно же, знают, что священники всегда стоят сбоку. Мы и каемся не перед батюшкой, а перед Богом.
Поэтому и исповедаться нужно, не вникая в детали, не называя имен, мест, если это не нужно для понимания сути проблемы. Господь и так все знает. Рассказывать, что ответили вам в споре, и что на это сказали вы, а потом подробно рассказывать, как протекал, например, конфликт, на исповеди ни к чему.
Еще один совет дает иеромонах Савватий (Баштовой). Он пишет, что стыд – вполне нормальное состояние человека. И что жизнь христианина не всегда складывается из побед, но и из поражений. Но стыд исповедать грех – это еще не поражение. «Поражение бывает тогда, когда мы начинаем убегать не только от священника, но даже от Христа, когда ты начинаешь думать, что уже не только священник не может тебя понять, но и Христос. И даже Он не может тебя простить». А потому покаяние необходимо, грех должен быть назван.
И еще одно утешение тем, кто боится идти на исповедь. Не следует бояться того, «что подумает о вас священник», принимающий исповедь. Как лицо нейтральное, он не должен «ничего подумать». Да к тому же нас, приходящих на исповедь, так много, и у каждого своя история, что все сказанное сразу забывается. А батюшки нашего прихода говорят, что у них достаточно высокое мнение о кающихся грешниках. Значительно более высокое, чем о грешниках не кающихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий