Страницы

вторник, 23 июня 2020 г.

Создавая летопись Нодоговской пустыни


У наших соседей, в Макариев-Решемском женском монастыре, с давних пор почитается явленная икона Божией Матери "Казанская". Произошло это событие XVIII веке.

К сожалению, нам до сих пор неизвестны события связанные с самой иконой и ее чудесным появлением вблизи Рождественской мужской пустыни на реке Нодога. Чтобы хоть как то приоткрыть завесу тайны XVII века, в этом году было написано несколько писем в ведущие архивы страны с запросом.

Напомним нашим читателям, что в 2018 году от нашего Свято-Покровского храма д.Дьячево состоялся пеший поход в "мертвую" деревню Пустынь. На предполагаемом месте расположения утраченной Рождественской мужской пустыни был установлен и освящен памятный Поклонный крест. Очерк об этом походе можно прочитать здесь, пройдя по ссылке

Приводим здесь основной текст этих писем, упуская официальные обращения. Желаем Вам приятного прочтения, а так же призываем на молитву, чтобы Господь оказал нам помощь и содействие в раскрытии тайны!

Пресвятая Богородице, помогай нам!  


"Уважаемый NN!

Вновь решил обратиться к Вам за помощью в деле поиска исторических сведений и архивных материалов, касающихся Рождественской мужской пустыни на реке Нодога. Новая тема моего исследования: «Явление Казанской иконы Божией Матери вблизи Рождественской Нодоговской мужской пустыни». 

Весь год, я занимался деловой перепиской с архивами. Приятно, что все откликались и присылали ответы, и пусть некоторые из них с отрицательным результатом. Это ни в коей мере не расстраивало, а наоборот, придавало силы для дальнейших поисков. Благодаря непростому труду сотрудников архивов, у нас складывается Летопись Нодоговской пустыни. 

Самые ранние упоминания относятся к 1653¹ и 1682² гг. Исследуя присланные ответы, стало понятно, что в 1676³ году в Пустыни строится второй деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Казанская». 

Через 88 лет, а именно в 1764⁴ году – Рождественская Нодоговская мужская Пустынь упраздняется и становится приходом⁵ с двумя деревянными храмами. 

По прошествии 32 лет, в 1796⁶ году, Пустынь была приписана к Макариев-Решемской монастырю Костромской губернии Кинешемского уезда Владыченской (Ильинской) волости, с перенесением в последнюю явленного образа. 

«Здесь, по преданию; в одной версте от Нодоговской пустыни в лесной рамени «на кладезе» явилась икона Казанской Богоматери, не подалеку от сего места до селе стоит небольшая деревянная часовня и находится источник чудодейственной воды, подающий с верою приходящим исцеления» - такое описание читаем в документах Костромского архива⁶.

Дата строительства Казанского храма в Пустыньке сохранилась в истории благодаря архивному делу ГАКО³: 
О построении Казанского храма в пустыни гласит надпись вязью, имеющаяся над вторым ярусом иконостаса, следующее: «Лета 7184 года (1676 г.) по благословению Святейшего Питирима Патриарха Московского и всея росии, помощию Божиею и заступлением Пресвятыя Богородицы построена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския, при Благоверном Царе Великом Князе Алексее Михайловиче при Благоверном Царевиче Феодоре Алексеев[е] Иоане Алексеевиче Петре Алексеевиче и при строителе Деонисее и при казначее Алексее и при старце Кононе и при в сей еже о Христе брати»… Дальше надпись испорчена и разобрать ничего нельзя.

Возможно, что строительство Казанского храма в Пустыни было связано с чудесным появлением на колодце образа Богородицы. К тому же, ранее, все явления и чудеса Церковью строго фиксировались и просто так присвоить иконе статус «явленная» было невозможно.

Прошу Вас, уважаемый NN, сообщить имеются ли в фондах Вашего архива материалы по данной теме, и какие именно.
Оплату за труды гарантирую.

С уважением,
настоятель Свято-Покровского храма д.Дьячево 
священноинок Александр (Завьялов)

Библиография:

¹РГАДА. Ф.281. Оп.2. Д.396. Л.447. – ««Грамоты Коллегии экономии». Переписная книга Кинешемской десятины патриаршего писца Тихона Дементьяновича Танеева» 1653 г.

²РГАДА. Ф.281. Оп.12. Д.6110. - «Грамоты Коллегии экономии». «Жалованная грамота царя Федора Алексеевича строителю Рождественской («Слобоцкого погосту») кинешемской пустыни Дионисию (основанной 1648/49 г.) на монастырские владения по р. Нодоге во Владыченской волости Кинешемского уезда, с подтверждением царей Ивана и Петра Алексеевичей 1683 г. сентября 12» 1682 г..

³ГАКО. Ф.130. Оп.10. Д.371. Л.3, 3об., 4. – ««Ведомость о Макарьевском Решемском женском монастыре Кинешемского уезда Костромской епархии». Фрагмент» 1917 г.

РГИА. Ф.834. Оп.3. Д.2464 – ««Коллекция рукописей Святейшего Правительствующего Синода». «Ведомости упраздненных монастырей Суздальской епархии», которые были направлены в Св.Пр.Синод епископом Суздальским Геннадием. Ведомость о бывшей Рождественской пустыни на Нодоге» 1769 г.

⁵«Памятная книга для Костромской епархии» Сост. и изд.В.А. Самаряновым. Кострома: В Губернской типографии, 1868 г.

ГАКО. Ф.130. Оп.13. Д.225. Л. 2, 2 об. «Ведомость о Макарьевском Решемском женском монастыре Кинешемского уезда Костромской епархии». Фрагмент» 1907 г."






После освящения памятного поклонного креста. 
Июль 2018 г.




Другие материалы по данной теме - 


Комментариев нет:

Отправить комментарий