суббота, 3 февраля 2024 г.

Лекция "Скульптура в русских иконостасах эпохи барокко: запреты мнимые и подлинные"

Приглашаем на третью лекцию цикла «Архитектура русского иконостаса», который ведет Кирилл Владимирович Постернак, историк архитектуры, научный сотрудник Музея архитектуры им А.В. Щусева.

"Скульптура в русских иконостасах эпохи барокко: запреты мнимые и подлинные"

Традиция украшения иконостасов скульптурными (рельефными) изображениями восходит к убранству византийских и древнерусских алтарных преград. 

В XVI–XVII веках она прослеживается в оформлении тябловых и, особенно, «флемских» иконостасов. С начала XVIII века, в эпоху барокко, скульптура занимает все более значительное место в составе русских иконостасов, в ряде случаев принимает на себя функции иконы. Вопреки распространенному мнению, указ Синода 1722 года о запрещении церковной скульптуры не касался алтарных преград. В Петербурге ситуация резко изменилась в царствование Елизаветы Петровны (1741–1761). Императрица лично рассматривала подаваемые ей проекты храмов и иконостасов, требовала их исправления в соответствии с православной традицией. Использование скульптуры в столичных храмах было ограничено; эти запреты продержались до восшествия на престол Екатерины II. В то же время, в Москве и провинции традиция украшения иконостасов пышной скульптурой никогда не прерывалась. Более того, скульптура широко использовалась в иконостасах вплоть до 1830-х годов, когда была окончательно запрещена специальным указом Синода.

Лекция "Скульптура в русских иконостасах эпохи барокко: запреты мнимые и подлинные"

Комментариев нет:

Отправить комментарий