Статья свящ. Владимира Хулапа «Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность» посвящена весьма злободневной в наше время «календарной» теме. Дав беглый очерк из истории календаря и пасхалии, автор сокрушается по поводу «календарной безграмотности» некоторых иереев и призывает к «ответу на вопросы, которые ставит перед нами современность». Откликаясь на призыв автора обсудить данную тему на страницах православной печати, предложим свое видение данной проблемы.
Прежде всего, следует четко определить место и роль календаря в жизни людей. Это далеко не только «система исчисления больших промежутков времени». Как свидетельствует история, с древнейших времен календарь является основой того сложного культурно-религиозного комплекса, который в наше время принято называть традицией. Все древние календари теснейшим образом были вплетены в культовые практики местных религий и носили тем самым сакральный характер. Любые изменения календарной системы тем или иным образом вытекали из радикальных изменения в традиции, обычно являвшихся следствием политических потрясений. И здесь мы видим еще одно важнейшее предназначение календаря: с самой глубокой древности он служит средством культурно-политической консолидации и интеграции. Характерно, что унификация того или иного календаря и его распространение на всё более широкие регионы далеко не всегда были следствием прямого политического давления государств имперского типа. Аналогичные процессы протекали и в ходе так называемой культурной экспансии, когда региональные традиции становились жертвой набиравшей силу доминирующей культуры. Так было с вавилонским лунно-солнечным календарем, распространившимся в свое время по всему Ближнему Востоку (кроме – что характерно – Египта); так было с китайской календарной системой, до сих пор господствующей во всех странах Дальнего Востока. При этом «точность» господствующей календарной системы – то есть ее соответствие астрономическим реалиям – вовсе не была ее обязательным качеством. Так, римский юлианский солнечный календарь, распространившийся в имперскую эпоху от Испании и Британии до Египта и Месопотамии, по многим параметрам уступал и вавилонско-иудейскому, и греко-македонским календарям. Достаточно напомнить, что римский календарь совершенно не учитывал движения Луны – одного из библейских «великих светил», чье влияние на биосферные процессы и занятия человека трудно переоценить. Христианская пасхалия, формировавшаяся в эпоху римского господства в Средиземноморье, должна была оптимальным образом совместить практическое удобство юлианского солнечного года с библейским лунно-солнечным календарем, по которому справлялась Пасха.