Лазарева суббота
Святая Четыредесятница кончается; мы стоим в преддверии Страстной седмицы. Поэтому в пяток ваий несколько раз поется «Душеполезную совершивше четыредесятницу…» — то есть уже окончив время святой Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе.
Лазарева суббота по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим днем. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Это не формальность, а указание, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на Страстях Господних и ожидании Воскресения. Поэтому богослужение в этот период осуществляется только по Триоди.
Эта суббота и следующая за ней Неделя ваий являются единым праздником — они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит воскресные тексты, поэтому субботняя служба напомнит вам воскресную. Например, поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи.
Дело в том, что в Лазареву субботу мы уверяемся во всеобщем воскресении прежде страстей Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи.
Богослужебные тексты вскрывают богословский смысл праздника. Как, например, стихи: «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости». То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление «смертного существа», а воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.
В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся». Причина в том, что в древней Церкви в Лазареву и Великую субботу совершалось крещение оглашенных, которые из язычества и иудейства переходили в христианство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий