понедельник, 16 января 2017 г.

Поклонные кресты


Главным символом христианства является крест – «Владыка всея Вселенной». Как поют верующие в тропаре Великого поста «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим…». Огромное значение креста в христианско-православном мире нашло свое отражение в традиции воздвижения поклонных крестов, как места для поклонения Спасителю и духовного щита от всех врагов христианина. Поклонный крест для верующих людей подобен открытому храму для молитвы, возле них служатся панихиды по усопшим и молебны, напоминающие о необходимости покаяния и нравственного очищения.


Типы и конструкция поклонных крестов

Установка поклонных крестов в России имеет очень древние, традиционные корни. Само начало распространения христианства на Руси, по церковному преданию, связывают с воздвижением креста святым апостолом Андреем Первозванным «на Киевских горах». То есть уже  тогда была заложена традиция установки подобных крестов на возвышенном, издалека видимом для всех, месте. Такой поклонный крест можно было бы назвать миссионерским, так как он неразрывно связан с той миссионерской функцией, которую возложил на апостолов сам Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Миссионерским можно считать также крест, поставленный равноапостольной княгиней Ольгой на реке Великой близ Пскова, на месте, где по преданию св. Ольга и ее спутники видели сходящиеся на земле три небесных луча. Кроме миссионерских, среди поклонных крестов можно выделить и такие виды, как:

Обетные (благодарственные, памятные)
Придорожные (межевые)
Охранительные
Поминальные
Заместители храмов (часовен)
Приметные (навигационные)

Сразу отметим, что деление крестов на различные виды (как и многое другое деление) достаточно условно. Зачастую один и тот же поклонный крест мог быть и обетным, и межевым, и охранительным.

Как правило, поклонный крест делался деревянным или каменным, реже металлическим, и достаточно высоким (не менее двух метров), что особенно требовалось для приметных крестов. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север.

Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофскую гору – место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции.

Особую конструкцию имели придорожные (межевые) кресты – сверху подобного креста делали «крышу» из 2-х дощечек. Если же под этим укрытием устанавливалась икона в киоте и лампадкой внутри, то такие кресты назывались «голубцами».

Поклонные кресты в дореволюционный период

В дореволюционный период российской истории установка поклонных крестов была настолько широко распространена, что по надписям на этих крестах можно было, пожалуй, читать всю историю России. Особенно выделялись, в этом смысле, благодарственные кресты, воздвигавшиеся по обету (обещанию) в благодарность Господу за избавление от врагов, от различных бедствий, в благодарность за дарование наследника, за чудесное исцеление и т. п.

Одним из наиболее известных благодарственных крестов в истории России является так  называемый Игнач крест, установленный в 1238 г. на том месте, где огромное войско Бату-хана повернуло назад, пройдя только часть пути до Новгорода. Таким образом этот древнерусский город спасся от татаро-монгольского погрома, и его жители, в благодарность Богу за спасение, поставили обетный крест в данном памятном месте.

В 1557 г. царь Иоанн Грозный, в благодарность за рождение наследника Феодора установил поклонный крест неподалеку от Переяславля-Залесского. Этот деревянный крест не сохранился до наших дней, но ныне на данном месте стоит небольшая часовня, построенная в свое время как сень над благодарственным крестом царя Иоанна IV.

Очень известен в истории России и деревянный крест, установленный императором Петром I в Унской губе на побережье Белого моря. В благодарность за свое спасение во время морской бури 2 июня 1694 г. Петр самолично вырезал на нем надпись: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». Так как деревянные святыни, установленные на открытом воздухе, довольно скоро начинают портиться, то этот уникальный исторический памятник позже хранился в близлежащих церквях. Сначала он был перевезен в храм Успения Богородицы Пертоминского монастыря, а в 1805 г. по желанию жителей Архангельска крест со всеми почестями перевезли в архангельский Троицкий кафедральный собор.


Не меньшую популярность имели на Руси и придорожные кресты, которые ставились около дорог, неподалеку от селений и городов, чтобы человек, входя в них, мог вознести благодарственную молитву Господу и его святым за окончание трудного пути. Часто такими крестами отмечали и границы (межи) крупных сельскохозяйственных угодий, а иногда даже отдельных государств. Так, в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике хранятся Лопастицкий и Стерженский кресты XII в., которые, будучи установлены как межевые, со временем приобрели и охранительную функцию.

Многие поклонные кресты изначально устанавливались как охранительные, в качестве духовной защиты от эпидемий, болезней и всякой нечисти. Вера простых русских людей в охранительные свойства таких крестов была очень велика, так что некоторые поселения были со всех сторон окружены подобными крестами, охранявшими ее жителей от разбоя, неурожая и других бедствий. Интересно, что охранительные кресты устанавливались и на древних языческих святилищах, как это было, например, на капищах Соловецкого архипелага. Такие кресты, наряду со своими охранительными функциями, являлись и символами победившего христианства.


Поминальные кресты не всегда совпадают с местом погребения человека, но часто ставятся на месте его внезапной гибели. К старейшим поминальным крестам на территории России можно отнести так называемый Труворов крест, находящийся на окраине Изборска рядом с Труворовым городищем. Огромный каменный крест (высота его наземной части более 2 м.), согласно местному преданию, установлен на месте гибели Трувора, легендарного варяга, пришедшего на Русь вместе с Рюриком и погибшего здесь, согласно летописям, в 864 г. Если же на поминальном кресте есть надпись, то, как правило, она содержит имена тех, о чьем упокоении просят помолиться верующих. Так, на большом деревянном кресте рядом с поморским поселением Койда, до сих пор можно различить надпись: «Сей памятник поставлен в честь погибших зверобоев на судне Иооанн Златоуст», стоит дата: 25 мая 1910 г., и перечисляются имена погибших.

Широко распространена была в дореволюционной России и традиция установки крестов – заместителей храма. Такие кресты воздвигались на месте строительства будущей церкви как свидетельство об освящении этого места и об испрошении у Бога благословения на строительство. Например, так называемый «Святославов крест» или «Распятие с предстоящими» был установлен в г. Юрьеве-Польском при начале строительства Георгиевского собора. У таких крестов верующие могли молиться, пока не было завершено строительство храма. Русская традиция также требовала отметить подобным крестом место сгоревшей или опустевшей (например, в разрушенном поселении) церкви, там, где стоял престол и совершалась бескровная жертва.


Особое значение кресты – заместители храма имели в местности, лишь недавно освоенной православными людьми. Здесь еще не было того привычного духовного пространства церкви, где могла бы отдохнуть душа верующего человека. Символом, заместителем подобного пространства, до момента постройки храма или часовни, служил восьмиконечный православный крест – как знак Божиего присутствия здесь, как напоминание о вере. Поэтому особенно много крестов – заместителей храмов было воздвигнуто на бескрайних, суровых просторах Севера и Сибири.

Приметные (навигационные) кресты, высота которых достигала 14 м., служили ориентирами как для мореплавателей, так и для обычных путников. Очень широко такими крестами пользовались поморы северной Руси, нанося их на лоцманские карты. Видимые издалека, они, как маяки указывали мореходам и рыбакам путь к спасительной пристани, где можно было переждать бурю. Подобный навигационный крест до сих пор, например, стоит в бухте Благополучия.

Простые путники, застигнутые непогодой, также могли ориентироваться по приметным крестам – приподнятый конец их перекладины указывал строго на север. Обычно такие кресты устанавливали на господствующих высотах, так чтобы их было видно издалека. Примером для всего Православного мира здесь служил приметный крест, очень давно установленный на вершине святой горы Афон.

Поклонные кресты в современной России

После Русской Революции 1917 г. Советская власть повела беспощадную борьбу с «символами религиозного мракобесия». Поклонные кресты в массовом порядке уничтожались воинствующими безбожниками. Их срубали, спиливали, жгли (с песнями и плясками!) на кострах. Так, в 1928-30 гг., во времена существования на Соловках Соловецкого лагеря особого назначения, были уничтожены тысячи поклонных крестов. Но, несмотря на репрессии, в глухих уголках Соловецкого архипелага, появлялись новые, сколоченные из подручных материалов, кресты. Ведь душа русского православного человека очень нуждалась в этом главном символе христианства. Поэтому, при первой же возможности, уже во второй половине 1980-х годов, в России возродилась традиция возведения поклонных крестов. Их ставят при въезде в крупные города, на месте разрушенных храмов, в память о жертвах репрессий и терактов и т.п.


В мае 1994 г. в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности, в г. Ростове-на-Дону был установлен памятный каменный крест (автор — московский скульптор Вячеслав Клыков). А в 1990 г. в Томске воздвигли памятный поклонный крест на горе Каштак, в память о россиянах, погибших в годы сталинских репрессий.


Смоленск установка поклонного крестаПо народной инициативе в 2012 г. со всех четырех сторон света на въездах в Смоленск были установлены охранительные поклонные кресты. Металлические кресты высотой около 8 м. со всех сторон окружили город христианским охранительным кольцом. Силами и средствами многих неравнодушных смолян вокруг них сделали декоративное ограждение и поставили скамейки. Это только один из многочисленных примеров, когда верующие русские люди восстанавливают традицию возведения вокруг своих городов поклонных крестов.

В годы революционного лихолетья и последующий период ожесточенной борьбы против Русской Церкви многие священнослужители, а зачастую и простые русские люди, были репрессированы и расстреляны. Поэтому, начиная с 1990-х годов, по всей России воздвигались поминальные поклонные кресты, напоминавшие об этих событиях. Одним из первых такой крест поставили на Соловках в августе 1992 г. у подножия Секирной горы, там, где во время существования лагеря находился штрафной изолятор. Чуть позже, летом 1994 г., в честь всех Соловецких новомучеников воздвигли поминальный крест на острове Анзер у горы Голгофы. Одним же из наиболее известных поминальных крестов в современной России стал крест, установленный на Бутовском полигоне в 2007 г., на месте, где совершались массовые расстрелы.

Совершенно новым трагическим явлением в России XXI в. стали террористические акты, в которых погибают невинные люди. Так, в конце 2013 г. целая серия терактов буквально потрясла весь Волгоград. Взрывы в рейсовом автобусе 21 октября, на железнодорожном вокзале 29 декабря и в троллейбусе 30 декабря унесли жизни 42 человек, а еще более ста человек получили ранения.


Простые волгоградцы и власти города решили установить на месте терактов поклонные кресты, как напоминание об этих трагических событиях. Памятные символы были воздвигнуты в тех районах города, где произошли теракты,  и около них можно помолиться о невинно убиенных людях.

Поклонные кресты, появившиеся на заре христианизации Руси, до сих пор несут свою незаметную, но очень нужную для верующих службу и в условиях современной России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий