понедельник, 28 октября 2024 г.

Расписание богослужений: ноябрь

 

Премудрость. Мысли на каждый день

Авва Аммой сказал: кто во время искушения обретает чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы; и когда ты не думаешь, что труд твой угоден Богу, то сим приобретаешь помощь Божию, охраняющую тебя.
Еще сказал: не имей злобы на человека, чтобы тебе не сделать тщетными труды свои.
Еще сказал: человек, имеющий в сердце своем злобу отмщения, погубляет труды свои, и молитва его напрасна.

суббота, 26 октября 2024 г.

Покров Богородицы: праздник, символ, реликвия. Музей русской иконы им. Михаила Абрамова.

Покров Богородицы – один из важнейших христианских праздников России, возникший еще в домонгольское время. Празднику посвящено множество храмов по всей стране. Образ Покрова отражает не только воспоминание о некогда произошедшем чуде, но и надежду на заступничество Богородицы во все времена. 

Истоки и история складывания иконографии Покрова Богородицы, сюжеты и символы, связанные с этим образом станут темами нашей новой лекции.

Лектор – Валерий Викторович Зуйков, историк, специалист в области средневековой русской истории и культуры.

понедельник, 21 октября 2024 г.

Молитва о священнике, находящемся в зоне проведения СВО

Г
о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере услы́ши мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, со упова́нием к Тебе́ приходя́щаго (или: мя, недосто́йную рабу́ Твою́, со упова́нием к Тебе́ приходя́щую). 
Спаси́, Го́споди, и поми́луй священника (священный сан и имя), его́же жизнь есть в ми́лостивой вла́сти Твое́й. 
Прости́ ему́ вся согреше́ния во́льная и нево́льная, наста́ви его́ ходи́ти путе́м и́стины Твоея́ и просвети́ его́ све́том за́поведей Твои́х. 
Благослови́, Го́споди, слу́жбу его́ воинскую, на су́ше, возду́се, в мо́ри и на вся́ком ме́сте влады́чества Твоего́. 
Вложи́ в се́рдце его́ хра́брость и всеце́лое упова́ние на волю Твою́. 
Укрепи́ его́ душе́вныя и теле́сныя си́лы ко исполне́нию служе́ния, любве́ к бли́жним ра́ди несо́маго. 
Огради́ его́ си́лою Честно́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ от вся́каго ору́жия смертоно́сна и ме́ста губи́тельна, даждь ему́ избегнути плене́ния вра́жия и от бли́жних преда́тельства. 
Здра́ва и благополу́чна возврати́ его́ в дом Бо́жий да ми́рное и безгре́шное житие́ соверши́т во сла́ву Твою́ и Ца́рствие Твое́ Небе́сное насле́дит. 
Ами́нь.*

Молитвы в продолжение дня. Молитва перед выходом в Интернет

Го́споди Бо́же на́ш, Тво́рче не́ба1 и земли́, созда́вый челове́ка и дарова́вый ему́ ве́дение2 сокрове́нной прему́дрости3, во е́же прославля́ти и́мя Твое́, горе́4 и до́лу5 Ты́ еси́, Твое́ е́сть ночь и Твое́ е́сть де́нь, не утая́тся пред Тобо́ю да́же мимолетные движе́ния мы́сли.
И ны́не молю́ Тя́, от вся́каго греха́ сохрани́ мя́, приступа́ющаго к рабо́те с хитроумным творе́нием ру́к челове́ческих, проникающим во вся́ концы́ земли́.
Огради́ о́чи мои́ и у́м мо́й от вся́ких нечи́стых и блу́дных образо́в, от пусты́х и негодных слове́с.
Укрепи́ во́лю, се́рдце очи́сти, не да́ждь ми́ вотще́6 расточа́ти вре́мя жи́зни моея́, и от вся́каго расслабления и уны́ния изба́ви.
Да бу́дут дела́ на́ши во сла́ву Твою́!
Ами́нь.

воскресенье, 20 октября 2024 г.

ЗАМѢТКА: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОМИНОВЕНІЕ О ЗДРАВІИ ВОИНОВЪ.

Одинъ священникъ Архангельской епархіи прислалъ въ редакцію мѣстныхъ «Епархіальныхъ Вѣдомостей» письмо, въ которомъ разсказываетъ, какъ онъ былъ тронутъ словами одного новгородскаго батюшки въ статьѣ «Дѣло пастыря при мобилизаціи», что онъ за каждой литургіей на сугубой эктеніи поминаетъ о здравіи своихъ прихожанъ, находящихся въ рядахъ дѣйствующей арміи. Слова эти понравились мнѣ. У меня тоже – трое прихожанъ находятся въ дѣйствующей арміи, а двое – въ недалекомъ будущемъ – будутъ тамъ. За своихъ прихожанъ-воиновъ я молился, но молился негласно, – на проскомидій. Дай, подумалъ, буду молиться вслухъ на эктеніяхъ, но на эктеніяхъ не литургіи только, а и вечерни и утрени. И вотъ сегодня, въ праздникъ Рождества Богородицы, за всенощнымъ бдѣніемъ на вечорней сугубой эктеніи я въ первый разъ возгласилъ: «еще молимся о милости, жизни, мирѣ, здравіи, спасеніи, посѣщеніи, прощеніи и оставленіи грѣховъ рабовъ Божіихъ воиновъ: Іоанна, Мирона, Ѳеодора, Лонгина, Алексія и братіи святаго храма сего». То же прошеніе повторилъ и на сугубой эктеніи утрени и обѣдни. Вижу, мое прошеніе хорошее впечатлѣніе произвело на молящихся.

ЗАМѢТКА ПО ВОПРОСУ О ВОЗНОШЕНІИ ИМЕНЪ БОЛЯЩИХЪ НА ЛИТУРГІЯ ВЪ СЛУХЪ ВСЕГО НАРОДА.

Въ «Руководствѣ для сельскихъ пастырей» напечатана слѣдующая статья: нѣкоторыя болящія лица имѣютъ усердіе просить, чтобы на литургіи поминали имена ихъ въ слухъ всего народа на ектеніяхъ великой въ началѣ обѣдни и сугубой – послѣ Евангелія. Законно или нѣтъ поступаютъ, удовлетворяя такое усердіе нашихъ болящихъ прихожанъ?

Въ чинахъ Божественной литургіи Василія Великаго и Іоанна Златоуста нигдѣ не говорится о поимянномъ поминовеніи болящихъ въ слухъ народа и не указывается мѣста для такого поминовенія. Но, не давая буквальнаго предписанія или наставленія на сей случай, употребляемые у насъ чины Божественной литургіи не заключаютъ въ себѣ ничего такого, что могло бы наводить на мысль о незаконности такого моленія; напротивъ, въ нихъ находится весьма много основаній, оправдывающихъ его законность.

ПРОФ.-ПРОТОІЕРЕЙ АЛЕКСАНДРЪ ВОСКРЕСЕНСКІЙ – О СГЛАЗЫВАНІИ (ПРИЗОРѢ ОЧЕСЪ).

Существуетъ повѣрье, что одинъ человѣкъ можетъ причинить вредъ, болѣзнь другому своимъ взглядомъ, потому и самая причина болѣзни, или вообще несчастія называется сглазываніемъ, наврочиваньемъ, престритомъ и т. п.

Вотъ предъ вами рѣзвилось дитя; оно было бодро, свѣжо, здорово; вы любовались его невинными забавами и даже капризами и, оставляя его въ покоѣ подъ присмотромъ няни или матери, уносили въ душѣ своей пріятное впечатлѣніе. Чрезъ нѣсколько времени, чрезъ нѣсколько даже часовъ, вы видите тоже самое дитя, и не узнаете его; оно все въ жару, оно болѣзненно стонетъ, плачетъ, кричитъ, страдаетъ. Вы спрашиваете о причинѣ такой перемѣны во всемъ организмѣ дитяти, и вамъ отвѣчаютъ: сглазили его. Что ты такъ блѣденъ, чѣмъ ты страдаешъ, отъ чего случилась болѣзнь твоя, спрашиваемъ иногда и взрослаго, принимая участіе въ его болѣзненномъ положеніи; и онъ, не задумавшись, со всѣмъ убѣжденіемъ отвѣчаетъ намъ: отъ сглаза: такой-то сглазилъ меня, у него слишкомъ недобрый глазъ. И часто, очень часто приводится слышать о болѣзняхъ, происшедшихъ будто бы отъ вліянія одного взгляда недобраго глаза. Что это за явленіе такое? Если оно дѣйствительно существуетъ, то какъ объяснить его? Если одинъ взглядъ можетъ причинять намъ вредъ, то сколь далеко можетъ простираться подобное вліяніе, и нѣтъ ли какихъ средствъ противодѣйствовать оному?

ПРОФ. МИХАИЛЪ АНДРЕЕВИЧЪ ОСТРОУМОВЪ – ПРАЗДНИКЪ ПОКРОВА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ.

Михаи́л Андре́евич Остроу́мов (30 декабря 1847 (11 января 1848), Тамбовская губерния — не ранее 1920) — русский писатель, канонист, богослов, философ, профессор Харьковского университета. https://ru.wikipedia.org/wiki/Остроумов,_Михаил_Андреевич

Праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы есть нашъ чисто русскій праздникъ, потому что онъ установленъ у насъ на святой Руси{*}. Въ службѣ празднику прямо говорится: «Владычице... за ны грѣшныя къ Богу помолися, Твоего покрова праздникъ въ рустѣй земли прославльшимъ»[1]. Но событіе, которое въ этотъ праздникъ воспоминается нашею русскою церковью, произошло не у насъ на Руси, а въ Константинополѣ и лѣтъ за тысячу до нашего времени.