Сергей Васильевич Рахманинов
"Всенощное бдение" "Литургия"
"Я сочинил «Всенощное бдение» очень быстро: оно было закончено меньше, чем за две недели. Мысль написать его пришла ко мне непосредственно после того, как я прослушал мою «Литургию», которая, кстати сказать, мне совершенно не понравилась, поскольку не отвечала требованиям русской церковной музыки. Ещё в детстве меня пленили великолепные мелодии «Обихода». Я всегда чувствовал, что их особый характер требует хоровой обработки, и надеялся, что мне удастся достичь этого во «Всенощной".
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ. "Всенощная". Библейский сюжет. 2008
"Всенощная" С.Рахманинова под сводами Феодоровского собора. 2016
Концертный хор Санкт-Петербурга при участии Хора мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки
Художественный руководитель — заслуженный артист России Владимир Беглецов
С. Рахманинов — Литургия Св. Иоанна Златоуста
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
11 октября 2017
Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) - русский композитор, Сергей Рахманинов пианист, дирижёр. Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег 20 марта 1873 г. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).
В 1912 г. Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта.
В начале тридцатых годов в беседе со своим биографом О. Ризерманом, композитор признался: "Это произведение, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений". Даже если вспомнить, что эти слова были сказаны до появления таких партитур, как "Рапсодия на тему Паганини", Третья симфония и "Симфонические танцы" (они были написаны в последнее десятилетие жизни композитора), всё же суть приведённого высказывания верна: Рахманинов всегда выделял, как-то по особенному любил "Колокола". Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.
1 ноября 1918 г. семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью-Йорк.
Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинов высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
Умер Рахманинов в Беверли-хилз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.
В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).
Похоронен Рахманинов в Валхалле, близ Нью-Йорка
С. Рахманинов - Всенощное бдение соч. 37
С.Рахманинов - Литургия Св. Иоанна Златоуста, соч.31
Ю. Кутанин - бас;
С. Байков - бас;
А. Каракутс - тенор;
Н. Герасимова - сопрано.
Дирижёр - Владимир Минин
Запись произведена в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в 1988г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий