2011 год многим запомнился тем, что в Россию из Афонского Свято-Пантелеимонова мужского монастыря привозили ковчег с поясом Пресвятой Богородицы. Многие города нашей страны посетила эта святыня.
В тот год, я служил в храме Воскресения словущего села Беклемищи. И вот однажды, подходят ко мне прихожане и делятся со мной своей радостью, что они сподобились приложиться к поясу в Нижнем Новгороде, куда ездили всей семьей. Признаюсь, мне даже было обидно, что сами-то съездили, а священнику, который служит в их селе, даже не предложили. Ведь знают, что нет у меня машины.
Чтобы не показать вида, что в душе у меня промелькнула на них обида, им сказал: «А я к поясу Богородицы уже прикладывался раньше!» Они были удивлены и тут же закидали меня вопросами: «Как?! Когда?! Ведь у Вас и машины то нет, чтобы съездить? Или Вы, все-таки тоже ездили?!» Они-то решили мне похвалиться, а может где-то и похвастаться, что вот мол, какие они молодцы, нашли время и съездили к святыне.
На их вопросы, как все-таки мне удалось приложиться к поясу Богородицы, рассказал интересную историю:
«Служил я у себя на малой Родине, в г. Фурманов, в Вознесенском приходе. Покровский храм наш стоял на рыночной площади, и нам, младшим священникам надлежало по очереди нести чреду дежурств в храме, чтобы по необходимости совершать требы. Мало ли кто придет в храм и нужно освятить нательный крестик, а может и панихиду об упокоении отслужить.
В один из таких дней, после какого-то праздника, дежурная Татьяна принялась возмущаться. Оказалось, что кто-то из прихожан, которые приходили в храм на службу принесли стопку старых книг, перевязанных тесемкой. В этой ситуации неприятностью для Татьяны было еще и то, что они, как дежурные не увидели, кто же подложил им эти книги. «Вот хлам в храм принесли! Что же себе-то не оставили? Тащат нам все, как будто у нас тут прием макулатуры!» - подобные речи слышали все, кто в тот момент был храме. Ее тоже можно понять, потому что о таких вещах нужно спрашивать разрешения, а здесь в тихую, просто подложили, мол, нам не нужно, а вы найдете им применение.
Эта стопа книг так и стояла недели две, никому не нужная. Никого даже не заинтересовало содержимое той «макулатуры», которую принесли сердобольные христиане, пока я не спросил разрешения все у той же Татьяны покопаться и что-нибудь взять себе. «Да хоть все забирай, нам меньше хлопот будет!» - так она ответила на мой вопрос о книгах. Получив добро на ревизию этой вязанки, я пошел в храм, где она и лежала под столом никем не востребованная.
Думаю, что все помнят сказку «Мальчик с пальчик», особенно тот момент, где баба с дедом делили блины: «Тебе блин, мне блин», ну и так далее. Подняв стопу на стол, и аккуратно развязав тесьму, принялся по тому же принципу делить книги: «Эту я возьму, а эту нет. Эта мне пригодится, а эта вряд ли, и так далее». Пока не дошел до странного сверточка.
По виду он, похож на обычный, квадратный конверт, перевязанный темной ленточкой. Присмотревшись, оказалось, что это просто сложенный лист бумаги. Осторожно развязав и открыв края самодельного конверта, увидел необычное его содержание. Оказалось, что внутри, на тончайшей ватке, сейчас такую вату и не делают, лежал гербарий из цветочков, которые потеряли свои краски, а рядышком находился маленький отрезок золотой, церковной тесьмы. «Наверное, это какая-то святынька, раз кто-то так бережно хранил?! Жалко, только, что это не подписано!» - такие мысли начали крутиться у меня в голове. Аккуратно все сложил обратно и так же перевязал.
С трепетом и осторожностью, я начал разбирать те листочки и бумажки, которые там же лежали, между книг. Кроме церковной литературы родственники сложили и весь архив той бабушки, которая так бережно хранила этот гербарий. Там были еще и письма, обращенные к конкретному лицу.
Внимание привлек лист бумаги, пожелтевший от времени. Развернув увидел, что это письмо написанное от руки. Сначала поразила шапка этого письма с изображением слева горы, а по центру икона. Оказалось, что это официальный бланк Обители Благовещения Пресвятой Богородицы на Афоне.
С трепетом принялся читать текст, написанный на этом бланке: «Сегодня посетила нас Царица Небесная. Из Ватопедского Монастыря принесли к нам Пояс Ея Владычицы ми[ра], служили молебен в Церкви, затем я взял к себе в келию, поставил на письменный свой стол два Ковчега: Пояс Царицы Небесной и, Ковчег, часть древа Животворящего Креста Господня.
Иеромонах взял Вату и, приложил троекратно к той и другой Святыне. Сию освященную Вату посылаю Вам, во благословение и, исцеление душевных и, телесных.
Примите с верой сей драгоценный дар Небесную Святыню.
Иеросхимонах Парфений (Гвоздев). День памяти — 10 января
Вначале меня поразила дата написания этого письма «4 Апреля 1915 г. Суббота». Дальше – больше! «Это меня сегодня посетила Царица Небесная через это письмо с Афона!» - так мысленно, про себя, я воскликнул! Вновь достав и развернув тот самый конверт со святым гербарием, я уже с другим чувством к нему приложился, как к великой святыне. О пояске в том письме не было сказано ни слова. Вполне возможно, что этот отрезок церковной тесьмы был приложен к ковчегу с поясом Царицы Небесной.
Меня переполняло чувство восторга, что Господь даровал мне такую святыньку. Две недели эта стопа книг лежала, и никому не пришла такая мысль посмотреть ее содержимое. Следующее письмо, к сожалению, не сохранилось в моей памяти, но примерное содержание было такое. Батюшка, о.Парфений, обращается к женщине по имени и отчеству. Он пытается ее успокоить в том, что деньги, которые она перечислила на монастырь, дошли, но из-за дальности расстояния, ответ в ее адрес где-то задержался. Далее он просит ее не волноваться.
Это письмо уже носит личный характер, поэтому я не стал его копировать как предыдущее, и поэтому не сохранил в памяти имя и отчество той матушки, у которой хранились такие чудесные святыни.
Важный момент первого письма заключается еще в том, что Сх. Парфений ни к кому не обращается, а сразу начинает повествование со слов: «Сегодня посетила нас Царица Небесная». Получается, что батюшка дает понять каждому, кто будет читать это письмо – сегодня и тебя посетила Царица Небесная!
Я ликовал, душа трепетала от радости. В храме я не стал никому показывать или рассказывать об этой находке, испугавшись, что смогут у меня отобрать под разными предлогами. Тем более, что они сами мне разрешили выбрать для себя понравившиеся книги.
Как уже сказал выше, там хранилась, кроме листочков с Афона и небольшая книжица «Мое пребывание на Афоне», в которой рассказывалось о старце Парфении. К сожалению, эта книга без начала и конца, но в ней есть фотографии того самого сх. Парфения, в том числе, где он запечатлен в своей канцелярии, откуда и было написано то самое письмо.
Один листок с официальной шапкой давал своего рода объяснение о святынях, которые, возможно были присланы. Только представьте, что в самом начале ХХ века в каком-то городе Середа, жила христианка, которая вела переписку со старцем святой горы Афон.
«В благословение посылаем освященную вату на живоносном Гробе Господнем и на Голгофе в Иерусалиме, на Св. Мощах и Чудотворных Иконах Св. горы Афонской и цветы, которые стояли на Гробе Господнем и у чудотворных Икон на св.Афоне.
Да будет благодать сия во исцеление душевных и телесных недугов всем с верою сие приемлющим.
Сию вату опускают в св. воду и пьют после утренних молитв натощак.
А также сия вата приложена к поясу Божией Матери.
Сие св. Афонское благодатное лекарство с верою приемлющим, в силе все другия лекарства заменить.
Святогорец схимонах Парфений с братиею».
На этом я завершил свой рассказ Беклемищенским прихожанам о том, как мне посчастливилось приложиться к поясу Пресвятой Богородицы. Пусть не конкретно к нему, но святыням, которые были троекратно приложены к святому ковчегу с поясом Царицы Небесной – гербарию и малому отрезку церковной тесьмы.
Так и в 2011 году, всем, кто прикладывался к Афонской святыне, поясу Богоматери, тоже давали иконку и поясок, чтобы болящие могли препоясаться им во исцеление душевных и телесных недугов.
Послесловие.
Вата со святым гербарием, а так же отрезок золотой тесьмы были разделены на три части.
Одна из них, всегда и везде сопровождает меня, где мне приходится служить. Свой рассказ на тему святого гербария, я всегда сопровождаю цифровой копией письма, а так же фотографиями из книги с изображением сх. Парфения.
Вторая часть досталась, ныне покойной схимонахине Амвросии (Макаровой). Она вышивала пелену на гробницу преподобной Евфросинии Суздальской в соборный храм Ризоположенского женского монастыря г. Суздаль. Там, до сих пор, в особом ковчежце, хранится частичка той самой золотой тесьмы от 1915 года, присланной со святой горы Афон.
Третью часть святого гербария и весь архив с подлинными письмами и книгой, я подарил своей благодетельнице Елизавете, которая в то время, очень нуждалась в духовной поддержке.
21.01.2021
Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html
Промысел Божий вокруг нас!
ОтветитьУдалитьВот уж воистину пути Господни неисповедимы! Святые дары со святой горы Афон и сейчас приносят радость и благословение в наш современный, сумасшедший мир, даруя нам сопричастность с Господом нашим и Богородицей!
ОтветитьУдалитьДа, у Господа на всех Свой промысел! Мне по роду занятия приходской социальной деятельностью приходится сталкиваться с подобными историями. Когда родственники не разбирая приносят в храм вещи, составляющие невероятную ценность.
ОтветитьУдалить