Недаром, братие, на Руси сложилась пословица: «не рой яму другому: сам попадешь в нее». Святитель Тихон Задонский говорит: «Бывает, что человек ископает яму ради некоей своей потребы, но сам, по случаю, в ту яму впадает. Тако наветников и злодеев зло, ближним своим от них уготованное, часто постигает. Часто яд, который ближним своим уготовляют, сами испивают и умерщвляются; часто мечем, который на ближнего своего подымают, себе самих ударяют и убивают; часто в большее поношение впадают, когда замышляют ближних своих оклеветать и опорочить; часто своей земли и прочего имения лишаются, когда чужим хотят и стараются завладеть, и тако впадают в яму, которую ради других искапывают» (Т. IV).
Видим сего довольно в мире. Вот Фараон, царь Египетский, погнался было за Израильтянами, которые освободились от работы его, хотел их нагнать и снова взять в плен: но вместо сего погибель себе сыскал, со всем войском своим утонув в Чермном море. Вот Авессалом, сын царя Давида, задумал овладеть царством Израильским и искал случая – убить неповинного и святого отца своего; но вместо того зацепился длинными волосами своими за дерево и повис, как Иуда, между небом и землею, и так попал в ров, который копал для праведного своего отца. Вот и еще подобные тому истории. При Персидском царе Артаксерксе был царедворец, по имени Аман, настолько гордый, что приказывал воздавать себе Божеские почести. Некто еврей, Мардохей по имени, не захотел до того унизиться, чтобы Амана почитать, как Бога, и поклоняться ему до земли. Рассерженный этим царедворец приказывает устроить против своего дома виселицу, на которой хотел повесить Мардохея. Аман был самым приближенным человеком к царю; но обстоятельства переменились, и царь приказал повесить на той самой виселице Амана (Есфирь, гл. VII)
Итак кто другому выкопал яму, тот сам в нее попал. Св. Апостол Фома проповедовал Евангелие в Индии. Там один идольский жрец собственною рукой убил своего сына и свалил вину свою на св. Апостола Фому. По городу скоро разнеслась весть, что Фома совершил убийство. Собралось множество народа. Апостола Фому схватили и как убийцу предали суду. Никто не мог его оправдать. Тогда Апостол начал просить у судей и народа позволения – спросить убитого: кто его убил? На этот вопрос Апостола мертвец отвечал: «отец убил меня». Немедленно жреца предали суду, а потом казнили. «Не рой ямы другому, сам попадешь в нее». Жрец попал в ту яму, которую приготовил для Апостола (Чет.-Мин. 6 окт.).
В житии св. Амвросия епископа Медиоланского повествуется: «царица Иустина приказала некоему Евфимию схватить тайно св. Амвросия и отвезти в заточение... Евфимий приготовил телегу, чтобы в ней увезти святаго; вдруг, неожиданно, по царскому повелению, сам Евфимий был схвачен и на той же телеге отвезен в изгнание» (дек. 8 дня). Не рой ямы. Аминь.
"Друг народа. Сборник религиозно-нравственных статей для собеседования с народом". Владимир 1888. С. 268-270.
Источник информации: https://afanasiy.net/pouchenie-na-russkuiu-poslovycu-ne-roi-iamy
Комментариев нет:
Отправить комментарий