Текст написан в 2010 году, к открытию фотовыставки в Шуе.
С профессиональным делом фотографирования, познакомился, когда учился в школе, тогда ходил в фото-кружок, где учился с другими мальчишками заправлять пленку в кассету, вынимать ее, а затем правильно вставлять в бочонок для проявления и закрепления пленки, а затем печать на увеличителе.
Следующий раз соприкосновения с фотографированием был в художественном училище. Училище было специализированно по реставрации произведений искусства станковой темперной и масляной живописи, попросту икон и картин. В процессе реставрации, каждый этап приходилось фотофиксировать, что бы сложился последовательный путь в фотографиях, от «До реставрации» и до «После реставрации».
Одним из послушаний в Богородице-Рождественском мужском монастыре города Владимира было вести фотолетопись монастыря. Тогда уже появились «мыльницы», в управлении которых не требовались большие познания, а только нажимай на кнопку. Мое дело было фиксировать на память встречи, службы, события и просто жизнь в монастыре.
Промыслом Божиим, в 2006 году перевели на новое место служения, в село Волокобино, где передо мной раскрылись просторы русской глубинки. Удивительны пейзажи с древним храмом на берегу реки; облака, которые часто пробегали над селом, каждое время суток или года давали свой неповторимый кадр. Это как картина, а не фотография.
Каждый кадр, перед тем как сфотографировать выстраивал в видоискателе по законам композиции, которые применяются в картинах. Не прошли даром уроки композиции в ИЗО-студии Дома Пионеров города Фурманов и Суздальского художественно-реставрационного училища. Поэтому, иногда слышишь от зрителей, что это готовая картина.
Село Волокобино Южского района, село Сергеево Шуйского района и село Беклемищи Пестяковского района – вот те места, которые запечатлены в фотографиях этой выставки. Это те места, где Господь привел потрудиться, поэтому и хочется акцентировать именно на этих укромных уголках Ивановской области.
Что бы написать картину, нужны многие материалы: этюдник, краски, кисти, холст, чего, к сожалению, у меня нет. Чаще сейчас задумываешься о том, как отопить храм зимой, на что провести текущие ремонтные работы в храме, или просто – как выжить дальше, нежели купить все перечисленные художественные материалы, которые стоят немалых денежных средств. Приходится выбирать из того, что главнее или насущнее, ведь я уже не художник, а священнослужитель, который поставлен пасти паству.
В этом случае и помог фотоаппарат, с помощью которого можно фиксировать мимолетные движения в природе.
Монах – значит уединенный. Инок, еще не монах – это только первая степень монашества. Уединяясь в молитве, читая четочное правило, гуляя по безлюдным местам русской природы, приходишь в понимание как Благ Господь.
Псалтирь – это настольная книга у монашествующих. Псалмами так же наполнены Богослужения в православных храмах.
Почему и как появилась такая трактовка?!
Ранее, участвуя в других фотовыставках, думал о названиях к работам, но ничего не шло на ум. Хотелось что-то особенного, т.к. казалось, что весну называть «Весной» и так понятно. Был момент, что пригласил одну знакомую поэтессу, которая пишет стихи, для того, что бы она смогла озвучить настроения в фотографиях. Но опять нас постигла неудача. Тогда, по какому-то наитию свыше, взял в руки псалтирь и начал там выискивать предложения, которые были бы созвучны с работами. И, о чудо, нашел ту стезю, которой следует держаться!
Данная фотовыставка впервые появилась в 2010 году, когда директор историко-художественного и мемориального музея им. М. В. Фрунзе Владимир Владимирович Возилов предложил организовать персональную фотовыставку.
Каждый талант, который Господь дает мне, служит ступенькой на лестнице к Богу. И этот вид творчества, рассматриваю как один из способов исповедания Бога. С таким осмыслением фотографии уже не смотрятся пустыми, а через это идет проповедь слова Божия. Люди, вчитываясь в строки из псалтиря, и вглядываясь на запечатленный фотосюжет, ищут познания произнесенный фразы, и некоторым, Господь приоткрывает, казалось бы, странную речь церковнославянского языка.
Иллюстрации книги Псалтирь
Недавно мне подарили два тома из серии «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей». Они посвящены Творениям святителя Василия Великого. Книга в подарок, на мой взгляд, это очень мудро, т.к. тем самым предлагаешь своему другу познакомиться с тем содержанием, с чем сам давно живешь и о чем размышляешь.
В моей личной библиотеке таких книг еще не было. Книги хорошо изданы и оформлены, на хорошей белой бумаге в твердом переплете.
Так кто же такой святитель Василий Великий? Он жил в IV веке и занимал должность архиепископа Кесарии Каппадокийской. Несмотря на то, что Василий родился в богатом семействе, получил отличное образование и даже интересовался мирской карьерой, религиозная сестра смогла зародить в его сердце неудовлетворенность светскими успехами и материальными наслаждениями. Будущий святитель сначала основал с друзьями подобие монашеской общины, а затем и вовсе ушел в пустыню, чтобы в уединении размышлять над вопросами духовности и спасения души. После возвращения к активности в обществе, Василий занимал высокие должности в церковной иерархии и был активным проповедником православия. Несмотря на огромное давление со стороны официальных властей империи и даже влиятельных лиц церкви, святитель Василий отстаивал учение о Святой Троице и всячески противостоял преувеличению мнения о единстве Бога. В результате проповедуемые им идеи стали основными в умах деятелей церкви. Святитель Василий Великий умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память его празднования 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.
Так, в двух словах можно сказать о святителе Василии Великом, но что бы понять, за какие заслуги люди стали именовать его Великим, предлагаю вниманию читателей небольшой фрагмент его слова о псалмах.
Опять же, почему именно это слово о псалмах меня заинтересовало и почему именно этим хочу поделиться?
В 2010 году, у меня «родилась» персональная фотовыставка «Раскрою я псалтирь Святую». Ее концепция заключается в том, что названиями к фотографиям служат строки из псалмов книги псалтирь. Прочитав же в Творениях святителя Василия Великого «Беседы на псалмы», еще более утвердился в мысли в правильности подачи данной фотовыставки.
Святитель
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
Архиепископ Кесарии Каппадокийской
Творения. Беседы на псалмы.
Преимущества Псалтири среди прочих книг Священного Писания.
1. Всяко писание богодухновенно и полезно есть (2 Послание апостола Павла к Тимофею, глава 3, стих 16), для того написано Духом Святым, что бы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачество – каждый от собственного недуга. Ибо сказано: исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10:4). Но иному учат пророки, иному авторы исторических книг; одному наставляет Закон, а другому – увещание в форме притчи; Книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же сказать, сколько можно истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем, производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным.
Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы нерадим о правом пути. Итак, что же делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим от него отвращение, нередко обмазывали чашу медом. Для этой-то цели изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом, или вообще не возмужавшие нравами, по видимому только пели их, а в действительности обучали свои души. Едва ли кто из простолюдинов, особливо нерадивых, пойдет отсюда, удобно удержав в памяти апостольскую и пророческую заповедь, а стихи псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают. И если бы кто, как зверь, рассверипел от гнева, как только усладится слух его псалмом, пойдет прочь, немедленно укротив в себе свирепость души сладкопением.
Польза псалмов для души
2. Псалом – тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, вместо узла изобретя для единения совокупное пение и сводя людей в один согласный лик.
Псалом – это глас Церкви
Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для новоначальных – это начатки учения, для преуспевающих – приращение ведения, для совершенных – утверждение; это глас Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит печаль, яже по Бозе (2 Кор. 7:10). Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом – занятие Ангелов, небесное сожительство, духовный фимиам. Это – мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и одновременно учились полезному. Благодаря этому и уроки напечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго, а что с удовольствием и приятностью принято, то в душах укореняется тверже.
Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и любое из благ, какое ни поименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровение таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в Книге Псалмов, которые из многих музыкальных инструментов пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа, потому что в этом – одном из музыкальных инструментов – источник [извлечения] звука находится вверху. В цитре и в лире внизу звучит медь под смычком, а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего и приятностью пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством этого инструмента показало нам, что люди с прекрасной и благонастроенной душой удобно могут восходить к горнему.»
***
Раскрою я Псалтырь святую,
Свечой лампаду затеплю́,
Наброшу мантию худую,
С Давидом вместе воспою:
— Господи, Господь наш,
Яко чудно Имя Твое.
В окно глядит не наглядится
В морозном ободе луна,
На пожелтелые страницы
Ливает чистый свет она.
Царю царей, Одежда нищих,
Ты миру дал на помощь Мать.
Её, Взыскание погибших, —
Быть может, и меня взыскать.
Душа подстреленною птицей,
Как жизнь, впивает словеса.
И воском от свечи струится
В ладонь горячая слеза.
На каждой «славе» бью поклоны
За тех, кто друг и недруг мне,
А на душе светло, покойно,
Как этой ночью при луне.
Никто молитвы не отымет,
Лишь только зазвучит Псалтырь.
Горит крестами золотыми
Псково-Печерский монастырь.
Иеромонах Роман
1985
г. Печоры
Источник информации:
* * *
"Раскрою я псалтирь Святую"
И тихо Богу помолюсь,
За Русь мою, землю родную
Ей восхищаюсь и горжусь!
Прекрасны летние рассветы,
Неповторим весны мотив,
Печальны зимние сонеты,
И осень – в ризах золотых.
А храмы, словно Божьи свечи,
По всей Руси они стоят.
И колокольным звоном речи
О многом людям говорят …
Раскрою я псалтирь святую
И Бога возблагодарю,
За Русь мою, мою родную
Как трепетно ее люблю!
Ирина Морозова
июнь 2010
К фотовыставке
священноинока Александра (Завьялова)
«Раскрою я псалтирь Святую»
Когда пришла печаль лихая,
Тревожит сердце, слёзы льет,
Поможет мне Псалтирь святая, -
Утешит сразу и спасёт.
Когда в плену у неурядиц
Как будто внутренне застыл, -
Псалтирь святая – мудрый кладезь,
Поможет вновь набраться сил.
Когда незримый враг лютует,
Когда нигде покоя нет. –
Раскрою я Псалтирь святую –
Она душе елей и свет!
Лариса Пятова
октябрь 2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий