Праотеческий чин
Пятый ряд, называемый праотеческим, расширил ветхозаветную тему. Если пророки жили после Закона, данного Моисею на Синае, то здесь изображаются древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога и так же имевшие обетование о спасении.
Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов.
Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Если первоначально Ветхий Денми понимался как предвечный образ Бога Сына, то теперь им стали изображать Отца, о Котором можно узнать только через воплотившегося Сына. Сам Христос — вторая ипостась — показан отроком, сидящим на коленях Отца, то есть в иконографии Эммануила. Спасом Эммануилом называют изображение Христа юным, в знак Его вечности. Святой Дух показан в виде голубя так, как Он явился в момент Крещения Христа. Медальон (славу) с голубем держит в руках отрок Христос.
Уже в XVII веке допустимость этой иконографии была поставлена под сомнение. В «Отечестве» прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим» (литургия Иоанна Златоуста). Здесь оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя.
Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.
В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева
или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама».
Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир.
Вариант, созданныйАндреем Рублевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного Божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что подчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе. Распятие в завершении иконостаса еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
Праотеческий чин иконостаса Свято-Покровского храма д.Дьячево
Святая Троица
Уроки православия. Святая Троица. Ключевые темы церковной догматики.
Святой праотец Адам
Творение Адама и Евы..
Святой праведный Авель
Авель
Святой праотец Ной
Ной и Великий потоп. (Библейские истории) читает Иннокентий Смоктуновский
Святой праотец Авраам
Святыни Христианского мира. Жертвенник Авраама. Часть 1.
Святыни Христианского мира. Жертвенник Авраама. Часть 2.
Святой праведный Мелхиседек
О Мелхиседеке. На сон грядущим. Ткачев. КРТ
Святой праведный Иосиф
Протоиерей Артемий Владимиров. "Иосиф Прекрасный" БФ АртосъТК Спас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий