Царские врата
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
История.
В древнехристианских катакомбных храмах алтарь отделялся от остального храма двумя символическими колоннами либо особой преградой. В православной церкви алтарная преграда развилась в иконостас, створки которого стали Царскими (Святыми) вратами (греч. Ωραία Πύλη).
Иконы на Царских вратах.
Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей. Реже встречаются другие сюжеты.
В Богослужении.
В греческой традиции называются «Святыми вратами». Славянское название «Царские врата» объясняется тем, что через них Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах выходит во время причащения мирян.
В процессе развития православного богослужения Царские врата приобретают большое символическое значение.
На Вечерней службе и на Всенощном Бдении при открытии Царских Врат включается свет в помещении, где стоят молящиеся, что символизирует открытие Врат Рая и наполнение храма Райским Светом.
1. Когда во время богослужения иерей или диакон отверзает Царские врата, прихожане совершают поясной поклон.
2. Также и, проходя мимо врат, верующие обычно делают крестное знамение и поклон.
3. Во время архиерейского богослужения Царские врата благословляется отверзать и затворять иподиаконам и даже пономарям, хотя при этом им дозволяется стоять только сбоку, а не перед Престолом.
4. В Царские врата могут входить только священнослужители и только во время богослужения.
5. В остальных случаях вход в алтарь и выход осуществляется через северные и южные двери иконостаса (т. н. диаконские двери).
6. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из него через Царские врата имеет право только архиерей.
Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса — катапетасма, открываемая полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Царские врата Свято-Покровского храма д.Дьячево.
Общий вид.
Азбука Православия. Царские Врата.
Коруна Царских врат
Сень Царских врат
Столпцы Царских врат
Царские врата
Священные Изображения , составляющие необходимую принадлежность царских врат, сеней и столбцов, подчинены одной общей идее: все они имеют отношение к бескровной жертве , которая совершается в алтаре.
Тайная Вечеря напоминает об учреждении таинства Евхаристии Иисусом Христом ; изображение литургии напоминает о завещании Спасителя творить таинство Евхаристии в воспоминание Его искупительных заслуг; Христос изображается на столбцах и на подзорах в разных положениях , как принесший Себя в жертву за грехи людей и искупивший их Честной Своей Кровью; Богоматерь, как послужившая тайне искупления, которая вспоминается в Евхаристии ; святители, как совершители таинства; диаконы, как видимые служители при оном; Ангелы, как невидимые служители; наконец, Архангел , благовествующий Деве Марии, изображается на царских вратах потому, что его благовестие было , по выражению Церкви «главизною нашего спасения», которое торжественно вспоминается в Евхаристии ;а евангелисты- как благовестники всему миру об этом спасении. Иконография царских врат , подзоров и столбцов наглядно выражает тайну искупления человеческого рода посредством крестной жертвы Христа Спасителя.
Неслучайно в сцене Евхаристии за престолом , увенчанным дискосом в виде чаши , балдахином в виде купола , опирающегося на четыре колонны, стоит Иисус Христос в тунике и гиматии и подает святой хлеб первому из приближающихся к нему апостолов- Петру. Среди остальных пяти апостолов выделяются Иоанн и Андрей. Композиция замыкается палатой и стеной, может быть, алтарной преградой.
Близка по композиции « Тайная Вечеря» , где за престолом православного храма стоит в наклоненном положении Иисус Христос и держит в руках сосуд , напоминающий кубышку или тыкву , употребляемую на Востоке для запаса воды в путешествиях. К нему приближаются шесть апостолов во главе с Павлом для приобщения Святой Крови. Действие происходит на фоне стены и палат. Подобные изображения появляются не ранее VI века и связаны с пространственной организацией внутреннего убранства христианского алтаря с престолом и всем необходимым для символического объяснения и проведения литургии.
Изображение это передает факт установления Евхаристии в формах, заимствованных от христианского алтаря и совершаемых в нем литургических действий. Иисус Христос , «Сам приносяй и приносимый», является здесь Великим Архиереем- Вершителем литургии, апостолы –верующими.
протоиерей Андрей Ткачёв "ЕВХАРИСТИЯ"
1. 2. Благовещение
Архангел Гавриил и Дева Мария
Благая весть – одно из важнейших событий Нового Завета. Божий вестник Архангел Гавриил извещает Деву Марию, что у нее родится от Духа Святаго Тот, Кто станет Спасителем всего мира – Богочеловек Иисус Христос. Можно сказать, что все содержание Нового Завета – раскрытие, развитее, следствие этого события, его результат. И Рождество Христово, и Сретение – встреча человека и Бога, и проповеди Спасителя о Царствии Небесном и пути к нему, и Его Преображение, да и вся Его земная жизнь, страдания и Kрестная смерть за грехи наши и всего мира, Воскресение, Вознесение и Пятидесятница – сошествие Святого Духа на Церковь, все эти священные события в целом – благая и спасительная весть, Благовещение. И Евангелие с древнегреческого переводится как Благая весть.
3. Апостол и Евангелист Матфей
СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАТФЕЙ
4. Апостол и Евангелист Марк
СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ МАРК
5. Апостол и Евангелист Лука
СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА
6. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ
7. Святитель Василий Великий
Святой Василий Великий
8. Святитель Иоанн Златоуст
Слава Богу за всё. Иоанн Златоуст.
9. Священномученик Игнатий Богоносец
Священномученик ,святитель Игнатий Богоносец
10. Святитель Иона, митрополит Московский
Проповедь Патриарха Кирилла в день памяти свт. Ионы
11. Святой первомученик и архидиакон Стефан
ЖИТИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛ, ПЕРВОМУЧЕНИК И АРХИДИАКОН СТЕФАН
12. Преподобный Иоанн Дамаскин
Иоанн Дамаскин * Библ. сюжет. Да воскреснет Бог!
Комментариев нет:
Отправить комментарий