Забота пастыря о своем стаде
Поводом к беспокойству настоятеля храма о своих прихожанах стал случай, происшедший с ним 3 июля 2015 года.
"Днем, в квартиру постучали, открыл дверь. На пороге стояли две женщины. Не представляясь кто они и откуда, сразу
начали говорить: "А не хотите ли поговорить об Иисусе?" Видя, что дверь им открыл человек в подряснике, они опешили и стали извиняться, что побеспокоили и хотели было уйти, но их остановил, сказав: "А давайте поговорим!"
Они остановились. Спросил их: "А вы кто такие и откуда?!" Ответили, что они свидетели Иегова из Кинешмы. Было видно, что они с неохотой беседуют, т.к. ни как не ожидали встретить священнослужителя в собеседниках. Они пытались прикрываться цитатами, порой уходя от одной темы к другой, что бы запутать собеседника. Каждый раз видя, что они переводят разговор в другую тему, предлагал им вернуться к началу. Вся эта беседа насторожила меня, поскольку известно, что это секта, и что ничего хорошего не ждет того человека, кто попадет в ее сети.
Получив консультацию у юриста, получил исчерпывающий ответ."
Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации публикует список экстремистских организаций.
Запрещённые организации:
Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».
10. Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Таганрог» (решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009).
Приведу ниже фрагмент конспекта для ведения противосектантских бесед Нижегородской Духовной семинарии, автор Н. Ю. Варжанский "Оружие Правды, (пособие по сектоведению для студентов 4 курса НДС), Н.Новгород, 2007.
I. Понятие о сектах и сектантстве. ( в сокращении по свящ. М.Козлову )
Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее... Не имеющий матерью Церкви не может иметь отцом своим Бога. Хотя бы сии люди предали себя смерти в исповедании имени Христова, грех их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. (Священномученик Ириней Лионский “О единстве Церкви Христовой”)
“Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь”, - эти слова Никео-Цареградского Символа веры выражают один из основных догматов православного христианского вероучения. Церковь Божия едина. Господь Иисус Христос основал на земле одну Церковь, в которой по предвечному определению Совета Пресвятой Троицы положено спасение всему человеческому роду: “Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16, 18). Господь говорит об одной Церкви, а не о многих, изображая ее в притчах; говорит об одном стаде под водительством единого Пастыря, об одном овчем дворе: “Будет одно стадо и один Пастырь” (Ин. 10, 16); об одной виноградной лозе: “Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе... (Ин. 15, 4).
Спаситель установил одно крещение и одно причащение - не может быть двух Евхаристий Христовых, не сообщающихся друг с другом, при этом одинаково истинных и одинаково спасительных.
Единство верующих составляло предмет первосвященнической молитвы Христа Спасителя, Его последней молитвы, в которой Он молился не только о своих учениках, Апостолах, но о своих последователях всех времен и народов: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы” (Ин. 17, 11). “Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино” (Ин. 17, 20 - 21).
Только единой Вселенской Церкви принадлежат все те обетования о непреодолимости ее вратами ада, о том, что она будет хранительницей Истины и благочестия в своей полно¬те, которые даны ей ее Основателем - Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Только эта Вселенская Кафолическая Православная Единая Святая Соборная и Апо-стольская Церковь не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истинах веры или впасть в заблуждение.
Послание Восточных Патриархов говорит об этом: “Несомненно исповедуем как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения”.
Об отделяющихся от Церкви Святые Отцы учат:
Блаженный Августин: “Всякий, отделяющийся от общения с Церковью, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем” (Послание 152).
Священномученик Киприан Карфагенский: “Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христовой”.
Священномученик Ириней Лионский: “Грех разделения с Церковью не омоется и самою кровию”.
Исходя из вышесказанного, понятно, что Церковь Христова не может разделиться. Сам по себе термин “разделение церквей” носит условно-исторический, а отнюдь не богословско-догматический характер. Однако на протяжении всей истории Церкви в ней временами появлялись еретики, раскольники: Арий, Македоний, Несторий, Север, Диаскор, Евтихий... Сея плевелы лжеучения или суетных человеческих мнений, поставляя собственные заблуждения выше церковного разума, они тем самым прежде сами себя отделяли от единства Церкви, а после это извержение, как правило, определялось соответствующим актом высшей церковной власти. Эти отделившиеся сообщества назывались еретическими, раскольническими - так о них говорит Пространный катехизис Православной Восточной Кафолической Церкви.
[Расколом, по 1-му каноническому правилу св. Василия Великого, следует называть отделение от Церкви не по догматическим, а по каким-либо иным, внешним вопросам, “допускающим уврачевание”. - прим. сост.]
Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с Вселенской Церковью или, уже, с Поместной Церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Секта - слово латинское и в переводе на русский язык значит “правило”, “метод” (в особенности, философский метод), “учение”, “школа”. Древние античные писатели этим словом обозначали чаще всего философскую партию или школу, державшуюся нетрадиционного, особого от господствовавшего в то время учения, или же политическую партию, партию меньшинства. В таком смысле приверженцы Антония называются у Цицерона сектантами, крупнейший римский историк Тацит говорит о секте стоиков или секте циников, имея в виду современные ему философские школы.
В христианскую эпоху слово “секта” стало применяться, прежде всего, к религиозным обществам, отличавшимся в своих верованиях и учениях от Вселенской Церкви. Но даже еще до собственно христианского употребления этого слова Плиний Младший говорил о “секте христиан”, появившейся в его время среди иудеев. В таком же смысле употребляется это слово в латинской Библии (Деян. 24, 5-14).
С преобладанием христианской Церкви слово “секта” стало применяться к тем христианским сообществам, которые хотели жить сами по себе, обособляясь от Церкви в учении, во внутреннем строе, управлении, дисциплине, то есть имели характерные признаки ереси или раскола, или того и другого вместе.
Если сравнивать термины “секта” и “ересь”, то между ними та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих специфическому учению, сколько содержание этого учения. Поэтому, например, можно было сказать: “секта хлыстов состояла из таких-то лиц” или “секта иеговистов отвергает признание Христа Сыном Божиим”, а с другой стороны: “ересь иеговистов состояла в отрицании триединства” или “ереси сайентологов держались такие-то и такие-то лица из российской политической элиты”.
Вопрос о происхождении сектантства давно волнует русскую богословскую мысль. Не¬мало говорят о нем и в последнее время. Из дореволюционных историков — как церковных, так и светских - многие видели в сектантстве явление, прежде всего, привнесенное и объясняли его иноземным влиянием. Хотя другие считали его феноменом самобытным и выводили его из условии внутрироссийских. В зависимости от мировоззрения этих авторов причины распространения сектантства виделись то в социальной организации общества, то в развитии общественных отношении, то в условиях быта и обстоятельствах истории, то в религиозно-нравственной психологии народа.
Однако как бы ни однообразны были эти причины, мы как люди верующие не можем не засвидетельствовать, что все они имеют вторичный характер. Так или иначе общими началами сектантства, - впрочем, как ереси и раскола, - следует признать изъяны духовного строя хотя бы основополагателей этих движений и групп. Такими главнейшими изъя¬нами являются гордость и высокомерие, дающие в результате духовную прелесть, самоволие в вере и самочиние в деле спасения, когда греховная воля приводит к патологическому состоянию сердца человека. Гордость, то есть стремление человека стать выше какого бы то ни было авторитета и ограничения, быть абсолютно свободным деятелем в этом мире в своей жизни, в жизни других людей приводит в результате к практическому устранению Церкви Божией и поставлению на ее место себя самого, к самообожению. Гордый, самообольщенный человек считает излишними в деле спасения каких бы то ни было посредников, у него есть свои средства спасения. Восходя от совершенства к совершенству, он сам будто бы может достигнуть безгрешности и святости. Ему представляется, что Церковь, которая будто бы порабощает дух человека, полагает границы его свободной воли, - не нужна, таинства тоже не нужны, потому что Дух Святой и так пребывает с этим человеком и его присными; иерархия излишня, потому что он сам священник, царь и пророк; не нужны храмы, иконы, кресты, посты, уставы церковные. Можно перетолковать Священное Предание или вычеркнуть те или иные книги Священного Писания, а если нужно, то и дописать собственный - “третий завет”. Таким образом, сектантство - явление, с религиозной точки зрения, болезненное, патологическое, одностороннее, а секты - не что иное, как следствие глубоко греховных человеческих заблуждений; патологические, болезненные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека.
[В религиоведении секты условно разделяются на мистические и рационалистические. - прим. сост.] Секты, называющиеся рационалистическими - это... те, которые единственным источником вероучения признают Священное Писание, но в то же время в толковании его допускают полнейший произвол и греховное насилие, руководствуясь исключительно личным пониманием, ставя человеческий разум в деле веры выше авторитета Церкви....Секты мистические признают своим началом некое внутреннее озарение, веру в непосредственное таинственное единение человека с Богом, иногда даже в воплощения в человеке божества, вплоть до полного их отождествления. К таким сектам относятся, в частности, из старых наших - хлыстовство, скопчество, а из распространяющихся новых - прежде всего пятидесятничество и новые харизматические движения.
Но сейчас получает свое распространение и совершенно новый тип сект, именуемых тоталитарными, пребывание в которых подразумевает всеобщее, всецелое подчинение человека - его разума, воли, эмоций - лидерам секты и утверждаемым ими доктринам. Тоталитарные секты представляют особенную опасность, потому что, вторгаясь в область подсознательного человеческой психики, души человека, они наносят ей столь ощутимый вред, что даже человек, освободившийся от влияния такого рода псевдорелигиозного сообщества, на протяжении долгих лет своей жизни будет ощущать последствия даже самого краткого, временного воздействия тоталитарного сектантского сознания.
Церковь Православная,... бескомпромиссно относясь ко всякому заблуждению, осуждая ересь, неправду, хулу на Духа Святого, при этом отделяет человека от его заблуждения и с любовью и снисхождением зовет в свою ограду всех своих чад, ушедших по неведению или недомыслию “на страну далече”, и тех, кто по самому факту своего рождения относится к тому народу, который тысячу лет своей истории был и является народом православным.
IX. Секта “Свидетелей Иеговы”.
Секта американского происхождения. Согласно А.Л.Дворкину, имеет два корня: адвентизм и американский популизм. “Основателем этой секты является Чарльз Тейз Рассел (1852 -1916), родившийся в городе Аллегени, штат Пенсильвания. С детства он посещал конгрегациональную евангелическую общину. Еще будучи молодым человеком (17-ти лет отроду) он воспротивился доктрине этой деноминации о предопределении и бессмертии души. Возможно на него оказал свое негативное влияние заурядный волюнтаризм (своеволие) в сфере догматического богословия, который присущ большинству протестантских конфессий.
В 1870 году, в возрасте 18 лет он организовал "кружок" по изучению Библии, состоящий из шести человек. Члены кружка называли его "пастором". Это прозвище (иначе это никак не назовешь) за ним так и осталось, хотя он никогда не был рукоположен ни пресвитером, ни пастором, ни епископом, ни в одной из официально зарегистрированных церковных организаций. Параллельно со своим "пасторством", он работал помощником главного редактора в одном из христианских ежемесячников, откуда ему пришлось уйти из-за богословских разногласий с редакцией журнала.
В 1876 году он сошелся с человеком по имени Нельсон Барбор, который, так же как и Рассел, верил, что Второе Пришествие Иисуса Христа должно произойти в 1914 году. Когда в 1779 году Рассел организовал собственный журнал "The Herald of the Morning" (англ. “Глашатай утра”), они совместно выпустили книгу "Три мира", где утверждали, что 1914 год- "конец времени язычников". Впоследствии Рассел отделился от Барбора, официально принадлежавшего адвентистам седьмого дня, и переименовал свой журнал, назвав его "Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа".
Это издание (первоначально издаваемое тиражом в шесть тыс.экз.) стало провозвестником современной "Сторожевой Башни, возвещающей Царство Иеговы". Сейчас этот идеологический молот ежемесячно бьет по восемнадцати миллионам человек, которые, в большинстве своем, являются невольными жертвами этой антихристианской и противоречащей всякому здравому смыслу пропаганды. Эсхатология "Сторожевой Башни", не основываясь ни на Св.Писании, ни на Св. Предании, превратилась в жуткую картину уничтожения "Иеговой" миллиардов людей, которые (как бы) отказались стать "членами чудесного Царства Иеговы". Члены же этого (нарисованного их воспаленным воображением) "Царства" являются реальной угрозой обществу, так как лишают людей духовной стабильности, ничего не предлагая взамен, кроме мрачных картин будущего.
В 1886 году Рассел опубликовал первый том из своей серии толкований на Св. Писание, под названием "Тысячелетняя заря". Этот комментарий (семь томов), называемый "Изучение Писаний", является основным толкованием Священного Писания в этой организации. Забегая вперед, скажу, что спустя некоторое время после смерти Рассела, новый президент организации, Рутерфорд, опубликовал седьмой и последний том этого "комментария" - "Исчезнувшая Тайна". Эта книга стала причиной разногласия, приведшего к расколу организации в 1931 году. Основная масса пошла за Рутерфордом, под новым именем "Свидетели Иеговы" (до этого времени все они носили имя "расселиты"), остальная же часть - меньшинство - самоорганизовалось в "Ассоциацию учеников по изучению Библии Зари".
Начиная с конца прошлого столетия секта начала распространяться с молниеносной быстротой. К 1908 году центром организации стал район Бруклин в г. Нью-Йорк, Хикс-стрит, 17. Этот "центр" стали называть "Бруклинская скиния". "Свидетели Иеговы" стараются замолчать ранний этап становлении их организации. Эта "темная страничка" напрямую связана с Чарльзом Т. Расселом и его деятельностью.
Спустя год после основания "Сторожевой башни", в городе Питсбурге, Рассел женился на своей последовательнице Марии Экли, которая помогала ему издавать журнал. Через два года образовалось Общество- "Сторожевая башня", занимавшееся распространением проповедей "пастора" Рассела по всему миру. Общество на удивление всем процветало под совместным руководством супругов.
Но в 1898 произошел семейный разрыв, и миссис Рассел оставила своего мужа, мотивируя свой уход поведением своего мужа. Потом последовал долгий судебный процесс, окончившийся в 1909 году выплатой суммы в 6 тысяч долларов. Во время разбирательства выяснилось, что "пастор", помимо религиозной деятельности, сосредоточил в своих руках 99% акций учрежденного им акционерного общества. Таким образом, он был еще и "преуспевающим" бизнесменом, контролирующим весь огромный финансовый капитал общества. Положив таким образом удачное начало "делу", "Сторожевая башня" занялась рекламой пшеницы (по доллару за килограмм). И как бы это банально не звучало, но пшеница оказалось низкосортной.
Со временем стали появляться мнения и статьи о "губительном учении человека, который не является ни ученым, ни богословом. Об учении Рассела заговорили, как об "антирациональной, антинаучной, антибиблейской и антихристианской пропаганде, извращающей очевидные доктрины Священного Писания". О самом же Расселе сложилось мнение, как о человеке, который "не получил даже среднего образования, практически ничего не знает о философии, систематическом и нравственном богословии и находится в полном неведении относительно древних языков". Рассел не оставался в долгу и подавал в суд за клевету, но т.к. не мог доказать что это - ложь, то, как правило, проигрывал процессы...
Рассел восстановил против себя общество, и оно открыто боролось против него. Его выслали из Канады в начале Первой Мировой войны, так как он и его последователи яростно выступили против мобилизации войск, оказывая тем самым, политическое влияние на определенные слои общества.
Проведя тщательные "детальные библейские исчисления", и прийдя к "твердому и разумному убеждению", он сделал заявление, что "в 1914 году следует ожидать полного уничтожения современного христианского мира...". Однако обещанный "конец мира", несмотря на все его старания, так и не наступил.
Рассел на многих оказал влияние как ритор, но как серьезного экзегета и богослова его не воспринимали в научных кругах. Путешествуя по миру, он призывал людей к "Пробуждению", которое выражалось в отрицании: Троицы, богочеловечества Христа, Его телесного воскресения и явного Второго Пришествия, а также появилось учение об Армагеддоне, которое больше было похоже на вселенскую бойню. Он также сильно "скорректировал" понятие об аде и вечных муках. Порой его самоуверенность не знала границ. Последователи Рассела ставили его на равную ступень с апостолами и видными реформаторами истории... Вот цитата из "Сторожевой башни" от 15 сентября 1910 года:
"Шесть томов моей книги "Изучение Писаний" - это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается Библейскими текстами. Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия... Люди не только не способны понять намерение Бога без моей книги. Даже если человек читал "Изучение Писаний" в течение десяти лет, если он научился понимать Библию должным образом и отложит мою книгу и попытается читать только Библию, то опыт показывает, что через два года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только "Изучение Писаний" и те ссылки, которые там даны, то даже не открывая Библию, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания" Получалось, что невозможно понять Божий Промысел без его, т.е. Рассела, богословия. А иначе тот, кто попытается самостоятельно изучать Библию, окажется в полной темноте через два года. Но для подобных глупцов есть луч надежды. Если все примут учения Рассела человечество вступит в новый век "Царства", так как благодаря "пастору" оно поймет истинный смысл Писания. В последнее время "Свидетели Иеговы" отрицают свою богословскую связь с "пастором" Расселом. Достоянием общественности стало то, что Рассел неоднократно лгал под присягой, его богословские познания были фикцией и поэтому нет ничего удивительного в том, что "свидетели" всячески стараются избегать его богословия как источника своих взглядов... Но мы можем привести исторические факты, свидетельствующие об обратном. Например, через семь лет после смерти Рассела, новый президент Рутерфорд цитировал Рассела (Изучение Писаний) 16 раз и последнюю часть брошюры посвящает рекламе произведений Рассела. В 1925 году Рутерфорд написал еще одну брошюру "Утешение людям", где нападая на все христианские церкви, называя их "глупыми псами", в точности цитирует эсхатологическую хронологию, составленную Расселом. Это несколько омрачает радужную картину "свободного от расселизма движения". 15 июля 1950 года "Сторожевая башня" опять цитировала хронологию Рассела, касающуюся 2520-летнего правления язычников, которые по расчетам Рассела, закончилось в 1914 году. В конце статьи была дана ссылка на журнал "Сторожевой башни" от 1880 года, главным редактором которого был "пастор" Рассел.
После кончины Рассела (он умер в поезде на территории Техаса, 31 октября 1916 года) организацию возглавил Д.Ф. Рутерфорд. Он издал седьмой том к шеститомному комментарию Изучение Писаний", под названием "Исчезнувшая тайна", в котором полностью опровергал все предыдущие тома Рассела и вызвал раскол организации. Этот раскол продлился до 1931 года, который стал датой рождения нового названия организации. В 1931 году Рутерфорд взял название "Свидетели Иеговы" из книги пророка Исаии 43 главы, 10 стиха. Он замаскировал расселизм и ввел в заблуждение миллионы людей, поверивших, что "Свидетели Иеговы" другая организация. Он реформировал богословие секты, т.к. ей угрожал распад. Президент, так же как и "пастор", не удержался и назначил свою дату Второго Пришествия, назначив его на 1918 год. Но потом он опять совершил "ряд простых вычислений", и определил на конец точное время прихода "Царства Божия" на землю. Это оказался 1925 год. Незадолго до этой даты Конгресс "Свидетелей Иеговы" торжественно принял резолюцию о "гибели человеческой цивилизации". После несостоявшегося Армагеддона, кризис "Организации" был настолько велик, что в ее рядах осталось всего около 24000-х тысяч человек. Но тут дата перескочила на 1942 год, и опять тысячи простаков "воспрянули духом". Пообещав воскрешение Патриархов, он выстроил для них (Авраама, Исаака и Иакова) прекрасный особняк "Бет-Сарим" (Дом Князей), в который они должны были поселиться по своем воскресении.
Новый президент общества Рутерфорд, вплоть до своей смерти, в 1942 году яростно нападал на официальную религию, о которой он отзывался в крайне резких выражениях, порой переходивших в сквернословие. Тем не менее, его авторитет, среди "Свидетелей" вырос настолько, что сомневаться в его словах, означало оспаривать авторитет самого Бога... Он провозгласил себя рупором Иеговы и заявлял о своем полном презрении ко всем религиям и их лидерам. Особенно яростно он нападал на Римо-католическую церковь. Вместе с тем, за гонения на "Свидетелей" он призывал к ответу за религиозную нетерпимость. Рутерфорд обладал глубоким ясным голосом и умел завораживать огромные аудитории. Но он очень редко выступал публично и тщательно охранял свою личную жизнь.
Конец правления Рутерфорда не был таким торжественным, как все его предыдущие правление. Рутерфорд был очень плодовитый писатель, написал более ста книг, множество статьей, которые уже к 1914 году были переведены на 80 языков. Таким образом, мы видим, что Рассел и Рутерфорд - две ключевые фигуры этой организации...
Далее организацию возглавил Натан Г. Норр, который открыл миссионерскую школу в штате Нью-Йорк. Он был "достойным приемником своих предшественников", назначив дату кончины мира на 1975 год. Так же, как Рассел и Рутерфорд, он умер, не дождавшись конца "лукавой системы", в 1977 году. Во время его правления организация делала сильный упор на миссионерскую работу. Далее, с 1977 года "Организацию" возглавил Фредерик Франц, который улучшил ее структуру организации стабилизировал финансовые доходы.” (в сокращ. по свящ.Олегу Стеняеву). [В настоящее время “руководящую корпорацию” общества возглавляет Милтон Хеншель - прим сост.]
Всего в мире насчитывается до 12 млн. адептов иеговизма, которые считают себя подданными единого теократического правительства, расположенного в Бруклине. Главный печатный орган иеговистов - журнал “Сторожевая Башня” ( тираж 13 млн.экз), второй - журнал “Пробудитесь!”.
“Впервые иеговизм достиг нашей страны в 1891 году, когда Рассел посетил Одессу. Вначале Второй Мировой войны, в 1939 году, когда советские войска заняли Западную Украину и Белоруссию (то, что было частью Польши), иеговисты, проживавшие на этих территориях, оказались а нашей стране. Обращенные ими люди и обеспечили ту преемственность, благодаря которой иеговисты продержались весь советский период, а также оказались тем плацдармом, с которого иеговисты начали разворачивать свою активную деятельность после начала перестройки в нашей стране. По статистике самих иеговистов,... в 1994 г. только в странах СНГ по иеговистским методикам изучали Библию 72492 человека... Было крещено 16686 человек... На апрель 1997 г. в России было 82045 “возвещателей царства”... В 1997 г. иеговисты закончили строительство своего управленческого центра в пос.”Солнечное” под Санкт-Петербургом. Это целый комплекс зданий на громадной территории, где находится все необходимое для функционирования секты и ее распространения в нашей стране.” (А.Дворкин)
Особенности вероучения секты "Свидетелей Иеговы".
Вероучение “Свидетелей Иеговы”, которые претендуют на название одной из христианских деноминаций, и, более того, называют себя “новыми истинными христианами”, по сути, является нагромождением множества внутренне противоречивых и часто видоизменяемых доктрин, имеющих мало общего с действительным содержанием Священного Писания, на которое иеговисты стремятся опереться. Во многом оно заимствовано из современного Миллеру адвентизма (хилиазм, конечная гибель грешников, смертность человеческой души и др. элементы).
Учение о Боге. Иеговисты отрицают христианское учение о Св.Троице, заявляя, что его “породил сатана”, и настаивают на одном именовании Бога - Иегова.
Они не признают Иисуса Христа Богом: “Иисус - первое творение Бога” (“Что от нас требует Бог”, 1996, с.6). Тем самым “свидетели Иеговы” являются продолжателями ереси Ария (IV в.), однозначно осужденной ешь на I Вселенском соборе. Священное Писание свидетельствует о том, что Христос - это единородный Сын Божий, единосущный с Отцом (см. напр., Ин 8: 58-59)
Попытка унификации Иисуса Христа с архангелом Михаилом: “Фактически Михаил - это Сын Божий” (“ Aid to Bible Understanding”, p.1152)
Они отрицают физическое Воскресение Христа. Иеговисты полагают, что Христос воскрес лишь духом и затем “материализовался в другое тело” ( Make Sure of All Things, 1953, p.314). Согласно Евангелию, Иисус Христос восстал в том же теле, которое было положено во гроб (Ин 20:20-27, Лк 24:39, Ин 20:1-9)
Называя Св.Духа Божественной силой или энергией, “свидетели” отрицают в Нем Личность. (“Let God Be True” p.108, “Watchtower” 01.06.1952 p.24). О личностном бытии Св.Духа говорится, в частности, в Ин 15:26, 1 Кор 12:11; о Его Божестве - Деян 5: 3-4.
Учение о человеке. “Свидетели Иеговы” отрицают бессмертие души: “Душа перестает существовать, когда человек умирает” (“Свидетели Иеговы в XX веке”, 1994,с.24) С точки зрения иеговистов, учение о бессмертии души исходит от сатаны.
Учение о спасении. Считается, что жертва Христова была “выкупом”, уплаченным Христом за 144 тысячи избранных (т.е. за тех, кто вступил в число “свидетелей”) в соответствии с “требованиями небесной справедливости”. (“ Aid to Bible Understanding”,p.389) Православное учение о спасении принципиально иное: Христос умер за всех, исцелив человеческую природу, поврежденную грехом. Своей смертью на Кресте он победил власть смерти, даруя людям возможность достичь Царства Небесного. По учению “свидетелей”, спасение достигается исключительно человеческими усилиями, добрыми делами и неукоснительным выполнением предписаний “Сторожевой Башни”. Православная Церковь понимает спасение как “синергию” - содействие благодати Божией и человеческой воли.
Другие особенности. Вопреки любым новозаветным и евангельским свидетельствам, иеговисты учат о том что Христос был распят на столбе, а не на Кресте. Из иудаизма и современного их основателю адвентизма они заимствовали идею хилиазма, на которой строятся, в основном, их эсхатологические пророчества. Ключевым понятием иеговистской эсхатологии становится Армагеддон - последняя мировая битва зла с добром, где на стороне добра будут выступать Иисус Христос, ангелы и верные “свидетели”. Все силы зла будут в ней физически уничтожены. Понятие ада и вечных мучений, а также Суда и воздаяния для иеговистов не существует. Участь всего человечества, не принявшего “весть Царства” в иеговистской интерпретации - общая могила.
Иеговисты крайне отрицательно относятся к государственной жизни, не принимают гражданской присяги, не служат в армии (т.наз. “христианский нейтралитет”). Из Ветхого Завета они удержали учение о том, что кровь - это субстанция человеческой души, и в согласии с этим принципом они запрещают своим адептам переливание крови. В тех странах, где действуют “Свидетели Иеговы”, периодически происходят судебные процессы по фактам гибели людей из-за отказа от переливания крови. Как правило, сектантам удается уйти от ответственности.
Повседневная жизнь сектантов выражается в так называемом “возвещении” - всякий новый член организации обязывается свидетельствовать о “царстве Иеговы” и распространять бруклинские печатные издания. Минимально допустимое количество свидетельств - 10 часов в месяц. Богослужения, которые состоят из чтения иеговистских журнальных статей, пения гимнов и проповедей, сектанты проводят в так называемых “залах Царства”, но иногда арендуют простые залы - кинотеатров, клубов и т.д. Единственный религиозный праздник, который отмечают “свидетели” - это ежегодная “Вечеря воспоминания”, которая установлена в память страданий Христа и за которой те, кто считает себя достойным быть в числе 144 тысяч спасенных праведников, символически “причащаются” Тела и Крови Христа. В действительности никакого христианского кафолического понятия о таинстве Евхаристии у иеговистов нет, это лишь праздничный обряд, и хлеб и вино индивидуально раздаются в одноразовой “гигиенической” посуде.
Так же можно почитать здесь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий