суббота, 16 апреля 2016 г.

16 апреля 2016 года

Суббота акафиста



Cуббота 5-ой седмицы Великого Поста имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение. Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя.
Однако, строение и содержание богослужения очень мало связано с какими бы то ни было военными победами, с празднованиями по этому поводу.

Очень много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы, много текстов посвящено этому событию. Называется – суббота Акафиста, читается Акафист Божией Матери, основная тема которого – Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Здесь нет противоречия, потому что Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения. Есть предположение, что установление празднования субботы 5-ой седмицы также в какой-то мере связано с переносом неподвижных праздников на подвижные памяти. Разрешения совершать полную литургию на день Благовещения Лаодикийский Собор (IV в.) не предусматривал, лишь к VI веку относится разрешение совершать в день Благовещения полную литургию. Возможно, установление этого праздника связано с тем, что праздник Благовещения переносился на воскресенье, а Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством. Но, конечно, заступничество Божией Матери и неоднократные чудесные избавления способствовали тому, что это празднование сохранялось и становилось все более торжественным.

Как же устроено богослужение этого дня? В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-ой седмицы Великого поста. На утрени поется Бог Господь и затем запевается особенный тропарь этого дня. Указано петь его “косно”, т.е. медленно, не спеша:

“Поведенное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Бесплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная”.

Говорится о событии Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем читается 16 кафизма, малая ектения, после этого обычно должны быть седальны. Богослужение этого дня устроено так, что в тех местах, где в обычных службах положены седальны, поется Акафист, т.е. пение неседальное, на котором нельзя сидеть. Таким образом, после 16-й кафизмы и малой ектеньи начинается чтение Акафиста. Про строение Акафиста сказано в Уставе так: “Тииже икосы суть по алфавиту, сиесть 24, и глаголятся от иерея во святом алтаре” – во святом алтаре полагается читать Акафист Пресвятой Богородице. У нас давно уже установилась практика, что для чтения его священнослужители выходят на середину храма.

Акафист состоит из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Он разделен на 4 части. После 16 кафизмы поется лишь 1/4 часть Акафиста – 3 кондака и 3 икоса. Начинается пением начального кондака Акафиста “Взбранной Воеводе победительная”, так сказано в Уставе: “И поем кондак насреди, – т.е. на середине храма, – со сладкопением, косно” – т.е. на витиеватую, красивую мелодию, и косно – медленно. Затем – 3 икоса и 3 кондака и снова поется Взбранной Воеводе и священнослужители уходят обратно, в алтарь. Затем читается 17 кафизма, потом малая ектения. Снова отверзаются Царские Врата, священнослужители выходят на середину храма, опять поется Взбранной Воеводе и 3 кондака и 3 икоса. И снова Взбранной Воеводе, и священнослужители уходят в алтарь. Затем после третьей песни канона точно такой же выход и после 6-ой песни канона четвертая четверть Акафиста в обрамлении Взбранной Воеводе. После чтения канона следует праздничное окончание утрени.

Пение Акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением Акафистов, и молебны с пением Акафистов. Однако, в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист, единственная Уставная форма соединения обычной службы с Акафистом. Это соединение таково, что день этот становится совершенно незабываемым праздником, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.
М.Л. Красовицкая “Литургика”. М.,2001г.



Епископ Александр (Милеант). Суббота Акафиста
Акафистами называются особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Слово “акафист” — греческое, означающее “неседальный,” т.е. молитвенное последование (богослужение), в течение которого не разрешается сидеть. Акафисты состоят из 25 песен:13 кондаков и 12 икосов (“кондак” sr — краткая хвалебная песнь; “икос” — (по-гречески — “дом”) пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся,” а кондаки — “Аллилуйя” (на еврейском — “хвалите Бога”). 

Помещенный здесь акафист Божией Матери является древнейшим из всех. По его образцу писались другие акафисты. Акафист Божией Матери, помещенный в этой брошюре, поется в церкви в пятницу пятой седмицы Великого поста во время вечернего богослужения (Утреня субботы пятой недели).


Настоящий акафист составлен по случаю чудесного избавления Константинополя от персов и аваров, обложивших Царьград с суши и моря в 626 году по Р.Х. при греческом императоре Ираклии и Патриархе Сергии. Это спасение от варваров произошло в конце пятой недели Великого поста, почему и составленный позже акафист установили петь в это время. Составление акафиста приписывают Георгию Писидийскому, диакону великой Константинопольской церкви, жившему в половине 7-го века и описавшему современные события Византийской империи в прозе и стихах. Обычай петь его на Утрени субботы пятой седмицы Великого поста еще более утвердился после двух новых случаев заступничества Божией Матери, явленных Константинополю во время нашествия на него Сарацинов в 673 и 716 годах. 
Акафист насыщен хвалебными гимнами в честь Девы Марии с выражением Ей благодарности от лица жителей Константинополя за Ее многие и великие благодеяния, оказанные православным людям. Приняв в основание и повторяя многократно приветствия Ангела-благовестника Богородице: “РАДУЙСЯ,” писатель акафиста в молитвенных воззваниях к Богоматери приводит в нем многие ветхозаветные прообразы, относящиеся к лицу Девы Марии. Он перечисляет совершенства Божией Матери и Ее величие перед Богом, а также разнообразные благодеяния, постоянно являемые Ею верующим. Высота мыслей, сила выражений и глубина чувства, пронизывающие акафист делают его превосходным молитвенным пособием для дома и в храме. Во всяком случае, у богомольцев Влахернского храма в Константинополе этот акафист пользовался большой любовью, и они не позволяли себе садиться во время его чтения, но усердно внимали ему стоя в течение почти целой ночи.

Акафист заключает в себе, как обыкновенно бывает в подобных произведениях, 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита. Начальный кондак написан ямбическими рифмованными стихами, в каждом из икосов заключается по двенадцати воззваний: “РАДУЙСЯ,” которые также писаны рифмованными стихами, при том с созвучными словами не только на конце, но и в середине каждого двустишия; и, наконец, в каждых двух соответственных стихах содержится по одинаковому числу слогов. 

Церковь, вместе с благодарением за избавление от врагов, присоединяет к молению к Пресвятой Богородице и просьбу об освобождении нас от всяких бед. Этим Церковь напоминает верующим о Небесной Заступнице рода христианского и утверждает кающихся в надежде на небесную помощь.





Комментариев нет:

Отправить комментарий