суббота, 12 марта 2022 г.

Святой убийца владимирского архиерея

В погожий день 9 мая 1895 года во Владимире праздновали «Николу вешнего». Ректор Владимирской духовной семинарии архимандрит Никон (Софийский) после обедни ушел в свой любимый садик. Ректор очень любил в свободные часы ухаживать за цветами. Но едва он наклонился над клумбой, как притаившийся неподалеку молодой семинарист бросился на ректора сзади и с размаха ударил его топором по голове. От сильного удара топор сорвался. В руках молодого человека осталось только топорище. Архимандрит упал. «За что ты меня?» — только и успел промолвить он. Из-под клобука хлынула кровь. «Простите, Христа ради», — пролепетал убийца. Сбежавшиеся отовсюду семинаристы схватили покушавшегося. Вскоре он был передан полиции, а потом признан невменяемым и помещен в дом умалишенных.

Архимандрита Никона срочно отвезли в больницу. Удар оказался скользящим. Ректора спас монашеский клобук, который существенно смягчил действие топора. Вскоре раненого поставили на ноги.

«Любите врагов ваших…»

Пытавшийся убить ректора Владимирской семинарии был сыном священника села Иудино Александровского уезда (ранее служившего в селе Малышево Меленковского уезда) Мефодия Борисовича Селинина Виссарион, семинарист, окончивший второй класс. Молодой человек являлся сторонником революционных идей. Он решился убить ректора, потому что архимандрит Никон был сторонником строгой дисциплины и жестко препятствовал всяческому вольнодумству среди семинаристов.

Владимирская духовная семинария

Покушение стало невиданным по тому времени происшествием. Для его расследования во Владимир прибыл заместитель обер-прокурора Святейшего Синода (и будущий обер-прокурор) Владимир Саблер. Архимандриту Никону предлагали перевод в другую епархию, но он нашел в себе силы остаться на посту ректора.

Имевший репутацию человека сурового и даже жестокого, архимандрит Никон не только не настоял на строгом наказании Селинина (тому грозила пожизненная каторга), но, наоборот, вскоре ходатайствовал об освобождении едва не убившего его юноши из психиатрической лечебницы. По рекомендации архимандрита Виссарион Селинин, исключенный из семинарии с «волчьим билетом» (без права продолжать учение и без возможности поступить на какую-либо церковную должность) был рукоположен во псаломщика и назначен состоять при одном из сельских храмов Владимирской епархии. Ректор в духе евангельских заповедей (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас) рассудил, что лучший способ исправить заблудшего как раз и заключается в деятельном приобщении «карбонария» к повседневной церковной жизни.

В 1898 году Никон (Софийский) стал архиереем и в 1901-м получил назначение на Вятскую кафедру. А в ноябре 1904-го владыка вернулся во Владимир. На этот раз уже в качестве епископа Владимирского и Суздальского. Однако его «обидчика» к тому времени во Владимирской епархии уже не было. История с покушением на ректора семинарии наделала много шума, поэтому Виссарион Селинин счел за благо покинуть родные места и перевелся псаломщиком в Омскую губернию.

Епископ Владимирский и Суздальский Никон (Софийский)

«Второе пришествие» епископа Никона во Владимир оказалось недолгим. В июне 1906-го он был назначен в сане архиепископа экзархом Грузии. Большинство грузинских иерархов и духовенства придерживались националистических взглядов, поддерживали образование независимого национального государства и автокефалию грузинской Церкви. Новому экзарху удалось сгладить крайности и привлечь на свою сторону часть местного духовенства. Но такие результаты вызвали тревогу у радикально настроенных националистов. Они приняли решение устранить физически набиравшего популярность архиерея. Это второе покушение на жизнь Никона Софийского удалось. 28 мая 1908 года — почти ровно через 13 лет после первого покушения Селинина архиепископ Никон был смертельно ранен террористами, стрелявшими в него на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы в Тбилиси. Ставшего мучеником за веру святителя, согласно его завещанию, похоронили во Владимире в кафедральном Успенском соборе в склепе справа от входа.

Успенский собор — место упокоения владыки Никона

«Взявшие меч, мечом погибнут»

К тому времени Виссарион Селинин уже был священником. В восточных епархиях иереев отчаянно не хватало, поэтому окончившего два класса семинарии и 10 лет прослужившего псаломщиком кандидата рукоположили в иереи. История покушения на архимандрита Никона уже позабылась, да к тому же в селе Ильинка под Павлодаром, где начал священствовать отец Виссарион с 1906 года, о происшествии 11-летней давности в далеком Владимире на Клязьме и вовсе никто не знал. Сам же батюшка по понятным причинам о подобных деталях своей биографии предпочитал не распространяться.

Впрочем, для него покушение на ректора семинарии не прошло бесследно. Молодой человек пережил сильнейшее потрясение. Как это нередко бывает, из одной крайности он перешел в другую: вместо нигилиста стал истово верующим, что, впрочем, лишь способствовало его карьере священника.

В 1910 году иерей Виссарион Селинин перевелся в Туркестанскую епархию и получил назначение в Семиреченскую область (на территории нынешнего Казахстана), став настоятелем церкви в селе Герасимовка Лепсинского уезда — почти на самой границе с Китаем. В 1916-м священника Виссариона Селинина перевели настоятелем Ильинской церкви казачьей станицы Урджарской северо-восточнее озера Сасык-Куль, также недалеко от российско-китайской границы.

Ильинский храм в селе Урджар

Внутренний вид Ильинского храма в селе Урджар

Революцию 1917 года иерей Виссарион не принял. 1 мая 1918 года он возглавил крестный ход из своих прихожан, среди которых было немало казаков и членов их семей. По пути процессия столкнулась с организованной новыми властями первомайской демонстрацией. Незадолго до этого Лепсинский уезд фактически перешел под контроль красного отряда большевика Ивана Мамонтова (около 1200 сабель). Отряд «мамонтовцев» более чем на половину состоял из казахов, киргизов, татар, уйгуров и дунган, которые относились к православному духовенству и казакам особенно враждебно. Именно это воинство, участвуя в демонстрации в честь 1 мая, встретив крестный ход и пастыря в полном облачении во главе его, озверев, начало рубить православных шашками. В числе принявших мученическую смерть оказался и священник Виссарион Селинин.

Он был зарублен — клинок красного кавалериста разрубил пастырю голову. Есть какая-то мистика в том, что все это случилось опять-таки в мае. Кроме того, пытавшийся когда-то зарубить служителя Церкви ударом в голову В.Селинин и сам был зарублен примерно таким же, но более удачным ударом. Таким образом, сбылось евангельское пророчество: «Взявшие меч, мечом погибнут»!

О трагической гибели отца Виссариона всему миру объявил епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов). Вскоре он также был зверски убит большевиками. А в июне 1918 года казаками был взят в плен и главный виновник смерти Виссариона Селинина красный командир Иван Мамонтов. На допросе он вел себя вызывающе и был в свой черед зарублен станичниками.

В 2000 году иерей Виссарион Мефодьевич Селинин был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви по представлению Талдыкорганского благочиния Астанайско-Казахстанской Митрополии. В официальной биографии нового святого Виссариона о его попытке убить архимандрита и будущего архиепископа не говорится ни слова. Зато архиепископ Никон, тоже принявший мученическую смерть за веру, не канонизирован до сих пор. Владимирская епархия на причисление к лику святых его не представляла, так как умер владыка за ее пределами. А Грузии, само собой, до прославления убитого грузинами русского иерарха дела нет…

Образ священномученика Виссариона Селинина



«Почитание»

Обретение мощей совершено 26 октября 2001 года. Мощи священномученика Виссариона почивают в деревянной раке в Свято-Ильинском храме села Урджар Восточно-Казахстанской области.

Память — 1 мая (18 апреля ст.ст.), а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и новомучеников и исповедников Казахстанских. Обретение мощей 13/26 октября.

Рака с мощами священномученика Виссариона Селинина

Тропарь, глас 3:
Церкве Православныя в земли казахстанстей столпе непоколебимый, /благоче­стия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Виссарионе, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения, / землю казахстанскую утвердити в Православии // до скончания века.

 Кондак, глас 2:
Восхвалим, вернии , / изряднаго во священницех / и славнаго в мученицех Виссариона, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / зем­ли Казахстанския красное прозябение,/ иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.

Величание:
Величаем тя, / священномучениче Виссарионе, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа во утвержде­ние в земли Казахстанстей Православия, // претерпел еси.

 Молитва
    О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Виссарионе, Церкве Православныя в Казахстанстей  стране столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, срод­ников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоей спа­сительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святей, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим правило веры, воином вождь духовный, болящим врач изрядный, печальным утеши­тель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молит­вами твоими соблюдется в Православии земля Казахстанская и весь Урджарская, и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий