суббота, 30 декабря 2023 г.

Полковые иконы на знаменах русской армии XIX века

Знамена русских полков с павловских времен делались по образцу прусской армии: в центре в овале двуглавый государственный орёл, от центр к углам отходят цветные сектора. Менялись цвета и вензеля императоров, но модель полковых знамен оставалась той же самой. До императора Александра III.

Уже с середины XIX века в Европе стали популярными идеи национальной идентичности. В России также следовали этому движению: уже при предшественниках Александра III в среде высшего дворянства и царской семье стали нарочито использовать псевдонародную одежду: кокошники, сарафаны, шаровары. Но при Александре III это явление приняло всеобщий характер. Стали востребованными картины из народной истории, в моду вошли бороды (Александр III - первый бородатый царь за более чем 150 лет). Царь "одел" армию в шаровары и папахи, а особенно приметным стало изменение полковых знамен.

В 1883 году Александр III ввел новый образец полкового знамени. Вместо "прусского" образца вводился новый: полотнище с рамкой, украшенной орнаментом, а в середине полотнища помещалась полковая икона (часто полковой праздник совпадал с днем памяти какого-либо святого, это и предопределяло выбор иконы). Иконы выполнялись профессиональными художниками в характерном "васнецовском" стиле. К сожалению знамена 1883 года оказались непрактичными: дорогими, тяжелыми и недолговечными. Поэтому в 1900 году был введен новый образец знамени - вместо множества различных икон для всех полков и батальонов введена единая икона - Спас Нерукотворный (мусульманские части вместо иконы изображали на знаменах двуглавого орла). Знамена стали цельноткаными, а соответственно более дешевыми в производстве. К тому же такая технология сделала знамя более долговечным. Но выданные с 1883-1900 годы знамена никто не заменял. Многие из них дошли до наших дней. Ниже приведены фрагменты различных полковых знамен 1880-1890-х годов, хранящихся в различных российских музеях (Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и других). Даже сейчас, по прошествии более сотни лет, мастерские рисунки вызывают искреннее уважение к труду художников.





Спас Нерукотворный
Икона "Спас Нерукотворный" представляет собой изображение платка, на котором чудесным образом осталось изображение лица Христа, после того как тот, вытер им лицо после умывания. Таким образом получилась первая нерукотворная икона. Предания приписывают платку с ликом Христа различные чудеса, спасение Эдессы от осады, помощь жителям Константинополя и т.п.

Образец иконы для знамен 1880-х годов

У некоторых полков еще до введения общеармейского типа знамен со Спасом день Спаса Нерукотворного считался полковым праздником. Это, например, 55-й Подольский пехотный, 190-й Очаковский полк. Эти полки получили знамена со Спасом Нерукотворным за несколько лет до появления единообразного вида знамени для всех полков. Ну а с 1900 года, как уже говорилось выше, Спаса стали изображать вообще на всех полковых знаменах.

Вариант иконы Спаса Нерукотворного за цельнотканых знаменах образца 1900 года

Троица
Икона Троицы была достаточно популярным сюжетом на знаменах: ее использовали Екатеринбургский, Апшеронский, Бутырский пехотные, Ростовский гренадерский, Сибирские стрелковые полки и многие другие. В основе иконы сюжет, известный еще по работе Андрея Рублева: под дубом (это т.н. Мамврийский дуб) у стола сидят три ангела. Сюжет иконы связан с Авраамом, родоначальником богоизбранного народа. Три ангела явились к Аврааму на трапезу и в ходе беседы рассказали ему о будущих событиях. Сюжет прекрасно подходил для военного знамени, ведь после трапезы два ангела отправились громить Содом. Чем не намек на армейскую силу?

Полковая икона Троицы на знамени 2-го Ростовского гренадерского полка

Вознесение Господне
Эта полковая икона как бы "двухэтажная". На верхнем этаже возносящийся на небо Христос. Внизу стоят апостолы и Богоматерь.

Икона Вознесение Господне на знамени Азовского пехотного полка

Преображение Господне
Икона Преображения изображалась на знаменах 194-го Троицко- Сергиевского, 147-го Самарского пехотных полков. Ну и, конечно, же она украшала знамя Преображенского полка (как никак даже название обязывало).

Преображение на знамени 9-го Сибирского гренадерского полка

Икона на муляже знамени Преображенского полка. По корявому и неряшливому стилю рисунка видно, что это не работа 19 века, а современный нам новодел. Сделано "на отвали".


Святые апостолы Петр и Павел и над ними Господь Саваоф
Достаточно редкая икона. Помимо традиционных фигур апостолов вверху над ними на облачке изображен Саваоф. Полковым праздником у Костромского пехотного полка был 19 июня, день памяти апостолов Петра и Павла. Но в отличие от многих других полков костромичи добавили на знамя и Саваофа как персонификацию Бога Отца.

Фрагмент знамени 19 Костромского пехотного полка

Богоявление (Крещение)
6 января (по старому стилю) - день Крещения Господня - полковой праздник у 80-го пехотного Кабардинского полка, 196-го пехотного Инсарского полка, 22-го Туркестанского стрелкового полка. На иконе изображены Иоанн Креститель, Христос и ангелы.

Фрагмент знамени Инсарского батальона

Архангел Михаил
Изображение Архангела Михаила на знаменах могло различаться. Он мог стоять как с расправленными в стороны крыльями, так и со сложенными за спиной. В руке у ангела - зерцало. Архангел Михаил украшал большое количество знамен, в т.ч. знамя Уральского казачьего войска и всех входящих в его состав полков.

Фрагмент знамени Уральского казачьего войска

Владимирская икона Пресвятой Богородицы
Эта икона на знаменах воспроизводит одну из известнейших православных икон - Владимирскую икону Божьей Матери. По преданию икону написал сам евангелист Лука. Затем она была передана в Киев, а при Андрее Боголюбском перенесена в Киев.

21 мая - день Владимирской иконы - являлся полковым праздником у большого количества русских полков: 7-го гренадерского Самогитского, 150-го Таманского, 1 лейб-драгунского Московского, 13-го уланского Владимирского, Павловского военного училища.

Владимирская Божья Матерь на знамени Бородинского пехотного полка

Казанская икона Пресвятой Богородицы
По легенде икона появилась в Казани в XVI веке. Ее изображение украшало знамена Казанского пехотного, Томского пехотного, Астраханского гренадерского полков.

Казанская Богоматерь на знамени

Знамение Божией Матери
Достаточно редко встречающаяся на знаменах армии икона. Ее прототип - икона Богородицы с поднятыми в молитве руками и младенцем на уровне груди, размещенная в Софийском соборе Великого Новгорода.

Фрагмент знамени Козловского пехотного полка.

Рождество Пресвятой Богородицы
Икона использовалась на знамени Малоярославского пехотного полка, штандартах Новомиргородского, Новоархангельского уланских полков.

Фрагмент знамени 116-го Малоярославского полка

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Икона известна по знамени Лейб-Гвардии Семеновского полка. 21 ноября - день Введения во храм Богородицы - полковой праздник Лейб-гвардии Семеновского полка.

На иконе (на знамени семеновцев) изображена сама Богородица в виде трехлетней девочки, что поднимается по ступеням Иерусалимского храма, за ней ее родители Иоаким и Анна, ее встречает первосвященник.

Фрагмент знамени Лейб-гвардии Семеновского полка

Покров Пресвятой Богородицы
По преданию в XVII веке во время осады Константинополя сарацинами Андрей Юродивый увидел в небе идущую Богородицу в окружении ангелов. Она сняла с головы покрывало и распростерла его над молящимися. Благодаря этому защитники города воодушевились и смогли отбиться от нападавших. День Покрова - 1 октября - был полковым праздником у большого количества русских полков.

На полковых знаменах икона изображалась следующим образом: вверху Богоматерь с ангелами на облаках. Внизу изображено внутреннее помещение Влахернского храма. Справа от зрителя блаженный Андрей показывает рукой на события в небе своему последователю Епифанию. Слева - апостолы и святители во главе с Иоанном Предтечей. В центре на алтаре св. Роман Сладкопевец (как намек на то, что видение Богородицы произошло в день памяти этого святого) и в том самом храме, где он некогда был певчим.

Фрагмент знамени Киевского Константиновского военного училища

Обретение Святых древ Честного Креста Господня
1 августа (ст.) - полковой праздник 8-го гренадерского Московского полка и 110-го Камского пехотного полка. В этот же день празднуется "обретение честных древ Животворящего Креста Господня". И именно эта икона была изображена на знамени московских гренадер (Камский пехотный полк получил знамя уже после отмены индивидуального дизайна знамен с полковыми иконами).

Икона Обретение Святых древ.... на знамени Московского гренадерского полка (современный рисунок О. Пархаева)

Успение Пресвятой Богородицы
15 августа (ст. ст.)- день Успения Богородицы - храмовый праздник в 10-м гренадерском Малороссийском, 17-м пехотном Архангелогородском, 32-м пехотном Кременчугском, 64 пехотном Казанском, 84-м пехотном Ширванском, 98-м пехотном Юрьевском, 11-м Туркестанском стрелковым, 12-м драгунском Стародубовском полках.

Икона Успение на полковом знамени 64 Казанского полка

Святой Николай Чудотворец
Чрезвычайно популярная у полков армии икона (собственно как и сам святой популярен в народе). Св. Николая использовали на знаменах Тамбовский пехотный полк, 93-й Иркутский, 202-й Горийский пехотные полки, 6-й Кавказский стрелковый полк, Грузинский гренадерский полк.

Фрагмент знамени Тамбовского пехотного полка

Апостолы Петр и Павел
Икону использовали 14 пехотный Олонецкий, 77 Тенгинский полки и многие другие.

Фрагмент знамени пехотного полка

Святой апостол Андрей Первозванный
Андрей Первозванный изображается на знаменах на фоне косого креста. на котором он по преданию был распят. Вопреки ожиданиям этот святой украшал полковые знамена нечасто. Только у некоторых Сибирских стрелковых полков он был в центре знамени. У Таманского пехотного полка святой был изображен во весь рост.

Фрагмент знамени Сибирского стрелкового полка

Святой апостол Фома
День памяти апостола Фомы - полковой праздник Тарутинского полка. Соответственно на его знамени и был изображен святой.

Святой апостол Фома на знамени Тарутинского пехотного полка

Святой пророк Самуил
Колоритная икона. Пророк изображен в одеждах первосвященника. В руке он держит рог с елеем, которым помазал на царство царя Давида.

Фрагмент знамени Колыванского пехотного полка.

Собор святого Иоанна Предтечи
"Собор" в названии иконы обозначает собрание людей, выказывающих уважение пророку. На иконе Иоанн Предтеча изображен в окружении святых

Фрагмент знамени 17 стрелкового полка

Святой великомученик Георгий Победоносец
Вполне привычный для России сюжет: Святой Георгий на белом коне поражает копьем в пасть крылатого змея.

Святой Георгий на полковом знамени

Святой князь Александр Невский
Существовало несколько разновидностей этой знаменной иконы. Но наиболее популярной было полноростовое изображение Александра в княжеской шапке и длиннополых одеждах. Святого Александра изображали на своих знаменах Кубанское войско и многие его полки, 62 Суздальский, 96 Омский, 97 Лифляндский, 101 Пермский, 137 Нежинский, 140 Зарайский, 145 Новочеркасский пехотные полки.

Фрагмент пехотного знамени - изображение святого благоверного великого князя Александра Невского

Святые Константин и Елена
Святой Константин - император Византии, а Елена - его мать и фактическая соправительница. В 60-летнем возрасте она обратилась в христианство. Уже в очень преклонном возрасте ей было видение, где ей повелевалось найти на Голгофе христианские святыни. После этого Елена совершила паломничество в Иерусалим, организовала раскопки, благодаря которым был найден Крест Господень, гвозди и дощечка с надписью: «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Найденный на Голгофе крест и изображен на иконе вместе со святыми.

Фрагмент знамени Павловского военного училища

Святые Петр, Алексий и Иона
Московский пехотный полк изображал на знамени специфических московских святых: митрополита Петра, который перенес епископскую кафедру из Владимира в Москву (чем способствовал возвышению столицы), митрополит Алексий - регент при малолетнем князе Димитрие Донском, митрополит Иона - первый из митрополитов, заложивший основы независимости русской церкви от Константинополя. Митрополиты изображены в характерных головных уборах - клобуках.

Фрагмент знамени 65 пехотного Московского полка

Преподобный Сергий Радонежский
Святой на полковом знамени изображен в виде немолодого бородатого человека со свитком в руке. На других иконах в свитке можно прочитать "Чада, поминайте непрестанно безвестный и трепетный час смерти". Но на знамени свито показан просто в виде свернутого в трубку листа бумаги. Полковой праздник 17 саперного батальона - 5 июля. В тот же день празднуется обретение мощей Сергия Радонежского.

Икона на знамени 17 саперного батальона

Святой равноапостольный князь Владимир
Киевский князь изображается в виде человека с окладистой бородой в головном уборе, напоминающем шапку Мономаха. В руке крест, что должно символизировать крещение князем Владимиром Руси.

Св. Владимир на полковом знамени

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский
Первый российский епископ Восточной Сибири Иннокентий (Иван Кульчицкий) признан святым относительно недавно. Епископ умер в 1731 году, а в начале ХIX века были обнаружены его нетленные мощи, и церковь признала его святость.

День смерти Иннокентия - 26 ноября. В этот же день 1-му Сибирскому стрелковому полку был пожалован Георгиевский штандарт за бой под Мукденом, и день 26 ноября стал полковым праздником.

Фрагмент знамени 1-го Сибирского стрелкового полка

Святитель Савва Сербский
Святой Савва признается Русской Православной Церковью. Но в Сербской православной церкви это вообще наиболее почитаемый святой. Даже четыре фигуры, напоминающие литеры "С" на сербском гербе иногда расшифровывают как четыре слова девиза "Святы Сава - Сербска Слава".

На знамени Святой Савва изображен в архиепископской одежде и с Евангелием в руке.

19 января - храмовый праздник 19 Туркестанского стрелкового полка, этот же день является и днем памяти Саввы Сербского.

Святитель Савва на знамени 19 Туркестанского стрелкового полка

Святые проповедники Иоанн и Симеон Юродивый
Братья Иоанн и Симеон были монахами близ Иерусалима. Поэтому на знамени они изображены в черных монашеских одеждах. Но Иоанн служил в монастыре до смерти, а Симеон покинул монастырь и под видом сумасшедшего (юродивого) проповедовал христианство.

Фрагмент знамени Читинского резервного батальона

Святые Карп и Папила
На иконе изображался Святой Карп (седой мужчина в белом омофоре с красными крестами, голубой верней ризе и белой нижней ризе, в руках Евангелие. Рядом стоит Святой Папила, держащий в правой руке белый платок. День памяти святых - 13 октября, именно этот день был полковым праздником в Моршанском пехотном полку

Фрагмент знамени Моршанского пехотного полка

Cвятой Николай Кочанный
Николай Кочанный - новгородский юродивый, живший в 14 веке. Он ходил в рубище (как и изображен на знаменах), терпел насмешки. По преданию однажды он завидя другого юродивого пошел по воде как по суше и запустил в того кочаном капусты. За это и прозван "Кочанным".

Фрагмент знамени 12 саперного батальона

Святитель Евтихий
Святой Евтихий - архиепископ Константинопольский. Поэтому на знаменах изображен в одежде епископа и в Евангелием в руках.

День памяти св. Евтихия - 6 апреля (ст.) - полковой праздник в Лейб-Гвардии Сводно-Казачьем полку. Именно 6 апреля 1830 года сотня казаков-уральцев получила права гвардии и стала называться "лейб-гвардии Уральской сотней", от нее полк ведет старшинство.

Фрагмент знамени Сводно-Казачьего полка

Святитель Порфирий
День памяти Святого Порфирия - 26 февраля (ст.) - полковой праздник в 1-м саперном батальоне и 22-м саперном батальоне. Святой Порфирий - епископ в палестинском городе Газы, умерший в 4 веке нашей эры.

Фрагмент знамени 22 саперного батальона

Святой мученик Мироний
Святой мученик Мироний (Мирон) изображался на знамени Лейб-гвардии егерского полка. Мирон - пресвитер церкви в Греции в 3 веке, принявший мученическую смерть от римских властей. 17 августа 1813 года в сражении под Кульмом Егерский полк отличился и получил Георгиевское знамя "за храбрость". Император повелел считать этот день - 17 августа, день памяти мученика Мирона - полковым праздником. Так называлась и церковь полка, и одна из главных икон.

Фрагмент знамени Лейб-гвардии егерского полка

Перенесение мощей св. апостола Варфоломея
На иконе изображена сцена встречи ковчега с останками Святого Варфоломея (погибшего в 1 веке нашей эры, захороненного в Закавказье, после персидского нашествия местные христиане попытались отнести ковчег в безопасное место, но настигшие их преследователи выбросили ковчег с мощами святого в море. Но ковчег не потонул, а приплыл к берегам Италии, где на острове Липары его и встретили местный епископ и священники.

Фрагмент знамени Гунибского батальона

***

Собственно, это далеко не все типы икон используемых на русских полковых знаменах, но хороших фотографий других икон у меня пока нет. 

Источник информации: https://dzen.ru/a/YmEXohaGkz3NlXeT


Комментариев нет:

Отправить комментарий