четверг, 10 ноября 2016 г.

Памяти архипастыря


Ушел из жизни архипастырь, правивший ивановской паствой без малого тридцать лет. У многих жителей ивановской земли сохранился образ степенного, кроткого, смиренного Архиепископа Амвросия, общение с которым всегда вдохновляло, умиротворяло, рождало в душе начатки неподдельной христианской любви. Владыка был всегда со всеми ровен, уважителен, отзывчив – и со священнослужителями, и с простыми людьми. Он был таким, что за ним хотелось идти, подражать ему. Много внимания Владыка Амвросий уделял воспитанию пастырей Церкви, священники со всей епархии часто к нему обращались за советом или молитвой и не уходили не утешенными. В своем слове об облике пастыря Владыка выразил свой многолетний опыт душепопечения.


Архиепископ Амвросий (Щуров)

Слово о духовном облике пастыря

Велико значение пастыря – священнослужителя в Церкви Христовой. Оно и почетно, и возвышено, но оно и многотрудное, и ответственное. Оно требует от носящего священный сан жертвенной любви, искренней преданности к Богу, к Церкви Христовой, к людям, к своей Родине. Только при полном глубоком сознании своего долга, своего призвания, пастырь может с помощью Божией совершить возложенное на него служение во славу Божию.

Важно усвоить в самом начале служения, что пастырь поставлен в Церкви, в благодатном обществе верующих людей не господствовать, а служить в смирении Христовом. Начинающему священнослужителю, да и тому, кто проходит долгие годы пастырского служения, необходимо положить в основу своего сознания, что он есть смиренный служитель Бога Вышняго и народа Божия.


Ценность человека заключается в его внутреннем духовном содержании, в его поведении, в добрых делах, которые он совершает на земле во имя Бога, человека и жизни вечной. В служении пастыря много граней и все они должны быть чисты и прекрасны, все они должны светить людям и звать их к познанию истины, добру, взаимной любви и миру. Жизнь христианская должна быть осознана, как красота духовная, нравственна и состоять из внутреннего богатства, почерпаемого из общения с Богом в умной сердечной молитве и умении доброго общения с людьми.

В основном вся деятельность пастыря сосредоточена в храме, где он совершает служение Богу и исполняет духовные требования народа. Священнослужитель, являясь главой, руководителем христианской, церковной общины, должен глубоко сознавать свою ответственность перед Богом, перед своей совестью, перед священноначалием нашей святой Русской Православной Церкви, перед народом и отечеством.

Священнослужителю необходимо всем своим существом проникнуться духом церковности, сознавать ее духовную сторону, глубоко чувствовать церковный характер храма, его святых икон и совершаемого в нем богослужения. Он должен хранить священные, душеспасительные, добрые традиции Церкви, должен заботливо хранить храм и находящиеся в нем священные изображения – святые иконы, в которых запечатлен духовный опыт молитвы, опыт православной богословской мысли.

Хочу обратить ваше внимание на нашу православную икону, которую, к сожалению, не все понимают, не все умеют читать ее духовный образный, символический язык, так тонко, глубоко и изобразительно возвещающий нам о предметах нашей веры, выходящих за пределы видимого. Увидеть православную икону можно теперь всюду: в домах и в музеях. Репродукции с икон помещаются в различных изданиях. Икону как бы открыли для себя многие. Ее любят, изучают с разных сторон. Однако всегда следует помнить, что икона «живет» только в храме, там она становится иконой в полном и совершенном смысле этого слова. Родиной иконы является Православная Церковь. Созданная церковью икона, действительно участвует в жизни Церкви, помогая чадам совершать дело своего спасения. Икона существует не для любования и украшения, а для спасения. Без молитвы невозможна духовная жизнь и приближение к Богу. Икона помогает молитве, она участвует в богообщении человека, способствует процессу внутреннего преображения человека.

Икона освещает первообразным светом всю жизнь верующего человека и учит его видеть и осмысливать мир высший, духовный, вечный. Потому-то древняя православная икона ничем не напоминает мир земной, чувственный, временный. Раскрывая мир духа, область веры, икона благодатно врачует ищущий, а порой и мятущийся дух человека, указуя ему путь ко спасению – веру православную, веру церковную. Не человеческие эмоции и домыслы, а многовековой опыт Церкви, ее история, и подвиг запечатлены в иконе. И запечатлены не как давно минувшие, ушедшие в историю факты, а как вечно живое дыхание благодати Христовой, как выражение вечных спасительных истин веры, как обновляющая сила Воскресшего Господа.

Вне православия икон нет, есть только скульптуры, картины, гравюры, фотографии, фильмы на евангельские темы… Но все это виды искусства земного. Православная икона, имеющая отношение к самым основным догматам нашей веры, выше этого искусства. Озаряющее действие святых икон – благодать Божия, подающаяся по вере и молитве молящегося перед ними, мысль и сердце молящегося, устремленного к первообразу, действует на человека, как великое благодеяние Божие, как дар, как незаменимое небесное средство для живущих на земле православных христиан. Все богатства богословия, все достигнутое искупленным человеком на его пути к Богу, зримо отражено в церкви в иконах, в росписях храмов. Все эти богатства служат нам, как они служили многим поколениям, будут служить и грядущим в их пути к совершенству, ко спасению.

Необозримы богатства великого и духоносного русского творчества Православной Церкви! Все они несут проповедь и свидетельство о Христе, Распятом и Воскресшем из мертвых, и в этом непреходящий духовно облагораживающий воспитательный смысл и сила изобразительного и монументального творчества Церкви. Сознавая храм и все ему присущее, как богатство духовное, как богатство и наследие нашего народа, необходимо всемерно хранить его, как нашу общеправославную, духовную и национальную ценность, способствующую духовному росту человека.

Священник призван всегда и всюду быть носителем церковности, высокой духовной культуры и глубокого христианского духа. Раскрыть настоящую церковность пасомым, приблизить ее, сделать доступной и насущной может и должен священнослужитель, но прежде всего он сам должен открыть ее для себя, чтобы зажить ею, постоянно духовно обновляясь и углубляя свое знание о Церкви.

Во всей своей жизни и особенно в храме, пастырь должен иметь, прежде всего, чувство благоговения, как выражение глубокого страха Божия, сознание величия дела и святости места, и одновременно – сознание своего недостоинства, всецелое упование на любовь и милосердие Божии, полную преданность всего себя Богу и людям. Неотъемлемым свойством пастыря должна быть собранность всех сил души и ума на богослужении, на его внутреннем и духовном содержании, на духовном смысле. Внутренняя дисциплинированность, собранность всегда необходимы священнослужителю.

В обращении с людьми, со своими сослуживцами, необходима искренность. Она же насущна при совершении богослужения, ибо рождает естественность и способна показать дух Церкви. Важна и разумная строгость, то есть глубокая церковность, которая не позволит сделать храм местом только личных переживаний, трибуной для пастыря. Важно, чтобы сам пастырь вместе со всеми в единении и смирении был носителем церковного духа, посему он должен опасаться личного самовозвышения, страшится создания своего культа в храме.

Авторитет, уважение прихожан и собратьев необходимы, но культ священника, его самовозвышение, самолюбование всегда вреден и для него самого, и для Церкви. Скрытая гордость, искание не мира и славы Божией, а своей чести, своей выгоды, иногда и корыстной, приводит к беспорядкам в приходе, вносит разлад и непонимание с церковным советом. Живой образ Иисуса Христа всегда должен быть на первом месте для православного христианина. Пастырь, потерявший соль, исказивший свой путь, любящий свой культ, греховно затмевает собой этот спасительный образ и порождает нездоровое явление в Церкви – кликушество и ханжество. В самом начале своего служения начинающий пастырь не должен подавать повода, к возникновению повышенного к нему уважения, которое может впоследствии перерасти в поклонение.

Христианское здравое смирение – вот, пожалуй, главная сила пастыря, отражающаяся во всем его поведении и облике. Но смирение действительно христианское, глубокое, а не напускное и показное. Наигранность, елейность, слащавость, игра в добренького и смиренного – все это отвратительнее любой фальши. Священнику нельзя как бы «входить в роль»: в храме быть одним, а вне храма другим. Здесь раздвоение немыслимо. Проповедью священника должна быть сама жизнь, она – высшая, лучшая форма свидетельства.

Необходимо всегда сознавать всю ответственность за отступление от норм пастырского поведения и жизни, от обетов священства, от страшного священнического залога. Священнику нельзя привыкать служить. Привыкать, то есть служить по привычке, свободно, безбоязненно, бессмысленно, бездушно. Ничто из богослужения, из семи таинств и из священных церковных обрядов не должно считаться маловажным или незначительным. Все, что связано с призыванием святого имени Божия, все имеет значение святости и требует должного благоговейного отношения.

Печально видеть священнослужителя нерадиво, безучастно совершающего чин погребения усопшего. А ведь и здесь нужно видеть, зреть великий смысл перехода в мир вечности. Нужно проникнуться любовью и состраданием, к людям, окружающим гроб, и вместе с ними совершать молитву о упокоении усопшего. И здесь никак недопустима поспешность. Все обрядовые действия, благословение, каждение и другое должно совершаться осмысленно, благоговейно. Необходимо избегать и изживать греховную привычку служить быстро, читать наспех, от чего вырабатывается скороговорка, проглатывать слова и фразы. Сбить язык легко, но исправить этот дефект трудно и даже невозможно.

Молитва, покаяние, желание духовного роста, спасения – все рождается от любви ко Христу Спасителю. Любовь к человеку – это уже отблеск, это прямое следствие любви к Сыну Божию, нас ради Распятому и Погребенному, и Воскресшему?

Облик пастыря, его служение, осмысленное, неторопливое, но и не затянутое, отчетливо, с верой и сознанием произносимые возгласы с выделением духовного смысла, – все это благодатно действует на молящихся. Они видят, чувствуют, что служение их священника искреннее, без фальши и рисовки. Служение со страхом Божиим, с верою и любовию – самая лучшая проповедь и свидетельство.

От внутреннего нравственного содержания и веры пастыря зависит благолепие, чистота и порядок в святом алтаре и во всем храме. Благоговейная, без излишнего пафоса речь на проповеди, истовое крестное знамение, осмысленное чтение молитв и произнесение возгласов, доходчивое, понятное чтение евангельских и апостольских зачал донесут до слуха и понимания верующих христианские истины.

О том, как должно относиться к таинству святого Причащения, которое есть центр и основа всех наших приготовительных служб суточного круга, знает каждый. Напомню об этом словами Самого Господа Иисуса Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и я в нем» (Ин. 6:54-56).

Печально бывает видеть, когда пастырь забывает о своем назначении и становится только лишь заурядным требоисправителем. Кое-как отслужив службу, вешает рясу на гвоздь и вместе с ней оставляет все священническое, все духовною до следующей службы и выпархивает в мир, как совсем светский, нецерковный человек, забывая обеты, данные при рукоположении в духовной присяге.

Внешний вид священнослужителя, его духовная и светская одежда должна соответствовать его сану; скромность всегда украшает и никогда не уничтожает человека. Больно бывает видеть плохо «замаскированного» под светского человека батюшку. Священник должен иметь опрятный внешний вид и не маскироваться под художника или стилягу с бородой, в безрукавке и джинсах. Глубоко ошибаются те священнослужители, которые пытаются слиться с толпой, как бы скрывая свой сан. Священника все равно узнают, и он везде и всегда должен быть самим собой.

У священнослужителя должно быть стремление и жажда к знанию. Немыслим православный священник без знания Слова Божия – Библии, в особенности святого Евангелия, апостольских Посланий, творений святых отцов, истории Церкви, житийной литературы и богослужебных книг. Знание Библии у священнослужителя должно превратиться в постоянное откровение для себя нового и нового смысла, что достигается вдумчивым и молитвенно осмысленным чтением святоотеческих толкований и лучших проповедей. Богатство богословия и истории Церкви должны быть с любовью освоены священнослужителем и претворены в свое достояние.

Невозможно прочесть и отложить Евангелие, Библию. Их надо читать всю жизнь, ежедневно живя их содержанием, ибо эти книги не земные, человеческие, а слова жизни и спасения. Поэтому у священнослужителя должно быть совершенно особое отношение к Библии, особенно к Новому Завету, его пастырским местам. Святое Евангелие – всегда пред глазами священника и в храме, и дома. Оно и во гробе полагается ему на грудь, напоминая, что он должен быть первым его исполнителем, за что даст ответ Богу.

Круг интересов священнослужителя должен быть широким, кроме его основных богословских, церковно-исторических, духовных знаний, ему надлежит быть в курсе других общечеловеческих знаний и открытий. Он, как пастырь и как человек, призван видеть красоты природы, памятники искусств и старины, иметь стремление к прекрасному, высокому, духовному. Самообразование – спутник пастыря, и проходить оно должно одновременно с самовоспитанием.

Очень важным для пастыря должен быть вопрос личной культуры и образования. Понятие личной духовной культуры связано не только с внешним обликом, речью, поведением в обществе, но главным образом, с внутренним богатством человека. Знания без воспитания могут быть зачастую применены во зло. Многолика культура человека, возвышающая его, делающая его полноценным, нужным, приятным членом человеческой семьи.

Человеческое жилье всегда ярко свидетельствует об интересах и культуре его жителей. И дом священнослужителя должен, естественно, иметь особый характер. Следует заметить, что погоня за богатой или стильной обстановкой, стремление к безумной роскоши и излишествам не красит жизнь священника. От таковых веет не дух душепопечительного пастырства, а дух наемничества.

Все виды излишеств, бездумное набирание ценных вещей не должны иметь места в жизни священнослужителя. Здесь нужно заметить, что вкус, ум и воспитанность жены священника имеют большое значение. Не второстепенен облик жены священнослужителя. Многое и очень многое в быту, в повседневной жизни зависит от жены, его спутницы, разделяющий все заботы, помогающей пастырю и живущей с ним общими стремлениями и интересами. Хорошо, когда в доме сохраняются традиции родного русского искусства, русского быта, старины.

Священнослужитель – постоянно среди людей. И свое служение он совершает для людей. Так как он на виду, каждое его слово, его поступок, манеры обсуждаются многими и не только дружески. Грубость, высокомерие и гордость вообще должны отсутствовать в поведении священнослужителя. Грубое слово, движение, жест, окрик никогда не украсят священнослужителя. Они – признак очень низкой культуры.

Слово священника должно быть правдивым, произноситься с ответственностью, так как неправильное поведение, неразумное слово священника может ввергнуть в соблазн многих. Не отпугивать, а звать к перерождению, исправлению, покаянию и спасению призван священнослужитель. Приветливость, сердечность, простота, любвеобильность и доступность пастыря – необходимые качества священнослужителя.

Наш Бог – Творец Вселенной, Которому мы служим в «духе и истине» есть Бог мира, любви и добра. Своими божественными установлениями и заповедями Он отвергает всякое зло во всех его проявлениях. И пришествие на землю Сына Божия Иисуса Христа было возвещено мирной ангельской песнью «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Обращаясь к своим ученикам с новой заповедью любви и мира, Господь говорит им, а через них и всем людям земли: «Имейте мир между собою» (Мк. 9:50). И перед крестными страданиями Спаситель еще раз напомнил миру: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Созидающим мир, Иисус Христос обещает блаженство сынов Божиих: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Потому искание мира, молитва за сохранение мира, призывание паствы к стяжанию Духа мирного – важная задача пастыря.

Самый лучший советник для священнослужителя – его пастырская христианская совесть, любовь к Церкви, искренняя молитва, его вера, знание Священного Писания, упование на мудрость и руководство от Духа Святого, о Котором Христос Спаситель сказал перед Своим Вознесением: «…Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя… Духа истины» (Ин. 14:16,17); «Дух Истины наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13).

Если каждый человек, тем более священнослужитель, в своем пастырском служении будет руководствоваться совестью, незримым внутренним нравственным законом, который вложен Творцом в каждого человека, то и будет благословенным членом святой Церкви Христовой.

Публикуется по изданию:
Архиепископ Амвросий (Щуров) "Слово Архипастыря" Иваново, 1998.

Комментариев нет:

Отправить комментарий