ГДЕ НАХОДЯТСЯ САМЫЕ ЛУЧШИЕ МЕСТА В ХРАМЕ, КАК НАЙТИ СВОЕ МЕСТО?
Ответом, наверное, должен быть следующий: в храме нет плохих мест.
В идеале по уставу, следуя древней христианской традиции, правая сторона храма – напротив иконы Спасителя на аналое возле солеи и также на иконостасе – предназначалась для молящихся мужчин, а левая – соответственно, напротив иконы Пресвятой Богородицы – для женщин. В древних православных храмах иногда даже возводились решетки между мужской и женской половиной. Младенцы обоих полов и девочки-отроковицы стояли с мамой, а мальчики-отроки с папой.
Такой порядок размещения молящихся можно было объяснить словами святого первоверховного апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7: 5). То есть муж и жена обязаны Таинством Венчания совершать совместное житие, но на время молитвы и поста они разлучаются друг с другом, чтобы плотские отношения и привычки не отвлекали их от забот о спасении души. Но нужно сказать, что здесь также следует соблюдать умеренность. Чтобы и душу очистить, и семью сохранить. Ведь семья – это малая Церковь.
Но сегодня в большинстве своем мы видим, что мужчины и женщины стоят в храмах смешанно. С чем это связано?
На мой взгляд, данная ситуация – пережиток советского времени. Дореволюционная Россия соблюдала древние традиции. Мужчина был главой семьи, ее патриархом и главным молитвенником. Он начинал дома семейные утренние и вечерние молитвы, благословлял стол, вел семью в храм на богослужения.
Но в СССР эта традиция почти утратилась. В религиозной жизни произошел «крен» в женскую сторону. Именно женщины составляли 90% состава церковного прихода. И они с Божьей помощью во многом вынесли на своих плечах православие в нашей стране и сохранили его для грядущих поколений. Мужчина в большинстве случаев устранился от возложенной на него Богом миссии быть главным молитвенником рода. Это место вынужденно заняла женщина.
Подобное религиозное разделение полов наблюдается и сейчас. Потому подавляющее большинство прихожан любого храма – женщины. Естественно, они не умещаются на женской половине и стоят уже где получится.
Мы, конечно же, должны возвращаться к традиции древней Церкви, предполагающей раздельное стояние в храме. Только, думается мне, это задача не на одно десятилетие. И разрешится она, когда будет преодолена советская атеистическая мужская традиция и мужчины снова полноценно вернутся в храм и на место патриархов малых церквей – своих семей.
После окончания богослужения к целованию иконы на центральном аналое и креста в руках священника первыми подходят, соответственно, мужчины как главы семьи, затем женщины и дети.
К Чаше для причастия приближаются сначала монашествующие (священники до этого уже причастились в алтаре), потом дети, затем мужчины, после них – женщины.
Еще в данной статье хотелось коснуться одной наболевшей темы…
Как писал митрополит Антоний Сурожский, не следует из Типикона делать идола. Не нужно все превращать в сухую механику. Этим, на мой взгляд, мы только оттолкнем человека от Бога. Сколько у нас в храмах «шипящих» доброжелателей, готовых «помочь» бедному неофиту в любой ситуации. Помочь до той меры, что человек уже не захочет ходить в храм. Потому что он пришел туда обрести Бога, а нашел тоталитарное руководство, ничего не дающее душе.
Забежала в храм девушка в короткой юбке, накрашенная. Она хочет побыть одна, помолиться Богу в тишине. Ей и так за все стыдно и хочется спрятаться за подсвечником и поговорить с Господом. Может быть, даже своими словами. Или просто поплакать. Но нет. «Чуткая доброжелательница» ей этого сделать не даст, потому что она НЕ ПРАВИЛЬНО оделась, НЕ ПРАВИЛЬНО перекрестилась, НЕ ПРАВИЛЬНО поставила свечку. И во всем этом ей НАДО помочь. Сделать медвежью услугу. И как результат –человек уже больше не войдет в храм. Потому что его душа, подобно нежному цветочку, только начала раскрываться навстречу Богу, и это воистину чудесное таинство – пробуждение души! Но вместо этого ее заставили маршировать на плацу или хуже того – растоптали неумелым и не ко времени настойчивым советом.
А душа человека – это Святое Святых, и мы не вправе входить туда. Это очень личное. Сокровенные отношения Бога и человеческой души.
Потому, дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас к чуткости друг к другу. Ведь «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
Почему Господь наш Иисус Христос так много говорил в Евангелии о фарисеях?
Мне кажется, еще и потому, чтобы мы не стали ими…
Иерей Андрей Чиженко
Комментариев нет:
Отправить комментарий