пятница, 15 февраля 2019 г.

Месяцеслов
28 января по старому стилю  /  10 февраля по новому стилю


В этот день  празднуется  Неделя 37-я по Пятидесятнице. Глас 4-й, а так же Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Церковный календарь обозначил чтения на утрени и Литургии:
Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач.,XXIV, 1–12. Лит.1 Тим., 285 зач. (от полý),IV, 9–15 (Недели 32-й). Лк., 94 зач.,XIX, 1–10 (Недели 32-й, о Закхее). Мчч.: Рим., 99 зач.,VIII, 28–39. Лк., 105–106 зач.,XXI, 8–19.


В нашем храме, ввиду того, что нет чтецов имеющих прилежание к чтению, апостол на Литургии приходится читать самому священнику. Нет, это не жалоба, а скорее призыв к более внимательному слушанию чтений из Нового Завета: Апостола и Евангелия.

В прошедшее воскресенье читалось Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. Чем же зацепили несколько строк и о чем бы хотелось акцентировать?!

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
Глава 4
4.1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
4.2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
4.3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
4.4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
4.5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
4.6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
4.7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
4.8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. 
4.9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
4.10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
4.11 Проповедуй сие и учи.
4.12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
4.13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
4.14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
4.15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
4.16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Думаю, не многим выпадала такая честь держать в руках наперсный крест священника. Если это событие в жизни мирянина все таки произошло, хочется верить, что кресту было дано благоговейное почитание, и возможно его рассмотрели со всех сторон.


Кроме длинной цепочки, о которой  расскажем чуть позже, хочется акцентировать оборот креста, точнее о той надписи, которая там находится: "Пресвитеру дающему образ верным словом и житием".

Зарождение традиции
Наперсный (то есть носимый на персях поверх одежды) крест не всегда был исключительной принадлежностью облачения священника. В Византии и Древней Руси благочестивые миряне также носили поверх одежды кресты. Нередко они представляли собой энколпионы, то есть имели внутри себя ковчежец, в который вкладывались святыни, а иногда - даже списки священных книг. Подобные кресты были частью царского торжественного облачения в допетровской Руси. Архиереи до XVIII столетия также носили кресты-энколпионы.

Современная форма наперсного креста начала распространяться в России с XVIII века. Сначала такие кресты употреблялись только епископатом, наравне с панагиями. В 1741-42 годах указом императрицы Елисаветы Петровны право ношения наперсных крестов было даровано и архимандритам, в связи с чем архиереи для отличия практически перестали носить их. Елисавета Петровна наградила наперсным крестом и своего духовника - протоиерея Феодора Лубянского, что послужило прецедентом для ношения наперсных крестов представителями белого духовенства, но пока что лишь по праву, дарованному царствующей особой.

«Павловские» кресты
Император Павел I законодательно оформил систему награждения духовенства за беспорочную службу. В частности, его указом был введен и наградной крест, облик которого был унифицирован. Серебряный с позолотой четырехконечный крест с рельефным распятием имел строгую форму. На оборотной стороне было начертано: «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием» (слова, восходящие к Первому посланию святого апостола Павла к Тимофею), вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18». Носили такой крест на серебряной цепи. Эта награда просуществовала до 1917 года.


Современное состояние
Видоизмененный "павловский" золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также "протоиерейским", ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих - за набедренником).

Настоятельницы монастырей по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. За особые заслуги игумении могут быть удостоены права ношения креста с украшениями. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий