вторник, 14 ноября 2017 г.

Русские народные промыслы


Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Зато те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу.
Скайсканер рассказывает, куда ехать, чтобы познакомиться с традиционными ремеслами, чему научиться на мастер-классах и где купить красивые и самобытные вещицы.



За хохломой — в Семенов

Праздничная хохломская роспись вместе с балалайкой и матрешкой — самое русское, что у нас есть. Появилась она в XVII веке в Нижегородской губернии. Со всей округи мастера привозили свои изделия в большое село Хохлома — отсюда и название.

ХОХЛОМА

Народные промыслы России: Хохлома

Сегодняшний центр промысла — город Семенов в 60 км от той самой Хохломы. На экскурсии по заводу «Хохломская роспись» показывают, как будущие ковши и сахарницы вытачивают на токарном станке или вырезают вручную. Потом их грунтуют глиной, чтобы сделать похожими на глиняные горшки, покрывают олифой, лудят, а уже под конец — расписывают и обжигают. Для любителей все попробовать на себе проводят мастер-класс, на котором из-под ваших рук выйдут каноничные ягоды рябины и земляники. Хорошее продолжение — тысяча и одно изделие из хохломы, от шахмат до подсвечников, в музее «Золотая хохлома» по соседству.

Как добраться до Семенова: автобусом или электричкой из Нижнего Новгорода, либо электричкой из Москвы с Курского вокзала.


За платками — в Павловский Посад

На Руси замужних женщин можно было узнать не только по обручальному кольцу, но и по орнаменту, цвету и фасону одежды и, главное, по головному убору: после свадьбы волосы полагалось прикрывать. Повойник, кичка, борушка — каких только головных уборов не было, но универсальной вещью всегда оставался платок. Его носили отдельно или с чем-то другим — например, с кокошником.

Магия розы

Павлопосадские платки Народные Промыслы России

Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году. Спустя полвека на ней выпустили первые шерстяные шали с набивным рисунком — те самые, что потом прославились далеко за пределами страны. До 1970-х цветы и восточные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку. Сейчас печатают по сетчатому шаблону, но платки все так же хороши. Весь путь, который промысел прошел за двести лет, представлен в музее при Павловопосадской платочной мануфактуре. Вдохновившись музейными красотами, держите путь в фирменный магазин в переулке Герцена.

Как добраться до Павловского Посада: из Москвы — электричкой с Курского вокзала, автобусом от метро «Партизанская» или на машине по Горьковскому шоссе.


За лаковой миниатюрой — в Палех

Сто лет назад никакой лаковой миниатюры в Ивановском крае не было, зато из-под кистей палехских мастеров выходили прекрасные иконы. После революции с иконописью пришлось завязать, и художники придумали новый стиль миниатюрной живописи, основанный на иконописных традициях. Родоначальником стал Иван Голиков: в 1921 году он расписал свою первую шкатулку из папье-маше. Через три года Голиков и еще шестеро художников открыли «Артель древней живописи» — так началась история палехской миниатюры.

История лаковой миниатюры

Работы мэтров — иконы и лаковые миниатюры — собраны в музее палехского искусства. Шкатулки в местном магазине стоят по несколько тысяч рублей, но вещицы уникальны и созданы настоящими мастерами своего дела. А в маленьком доме-музее Голикова частично сохранилась обстановка, в которой создавались первые палехские шедевры.

Как добраться до Палеха: из Москвы в Ивановскую область можно добраться на автобусе с Щелковского автовокзала, а еще удобнее — на своей или прокатной машине.


За глиняными игрушками — в Киров

Барыни, кавалеры, петухи с павлиньими хвостами, кони-свистульки, и все с яркой геометрической росписью по белому фону — дымковскую игрушку узнаешь с первого взгляда. Возник промысел 4 века назад в слободе Дымково под Вяткой (нынешний Киров), где расписные глиняные фигурки делали к весеннему празднику Свистуньи. Над «дымкой» до сих пор работают вручную: лепят из красной глины, смешивая ее с мелким песком, сушат, обжигают, покрывают белилами и расписывают. Орнамент кажется нарочито простым, но все узоры и цвета символичны: ромб — символ плодородия, круг — солнце, голубой — небо, зеленый — земля или пашня.

Народные промыслы России: Дымковская игрушка

Больше всего дымковских игрушек собрано в Кировском художественном музее имени Васнецовых. В небольшом музее дымковской игрушки, тоже в Кирове, экспонатов поменьше. Зато проводят интересные экскурсии, а на мастер-классах можно вылепить собственного всадника на коне или индюка с хвостом, как у павлина. На третьем этаже в том же здании — фирменный магазин, откуда еще никому не удавалось унести ноги без пестрых сувениров.

Как добраться до Кирова: Из Москвы и Санкт-Петербурга — на поезде; из Казани, Уфы, Сыктывкара, Йошкар-Олы и других городов — на автобусе. А быстрее всего — на самолете сразу до Кирова.


За подносами — в Жостово

Жостовская роспись будит нежные детские воспоминания. Еще бы, ведь это тот самый черный поднос с цветами, на который бабушка ставила чай с малиновым вареньем и пирогами. В конце XVIII века бывший крепостной Филипп Вишняков открыл в деревне Жостово под Москвой мастерскую — сначала он делал лакированные шкатулки, табакерки, подносы и другую мелочь из папье-маше. Через 30 лет его сын Осип, вдохновившись опытом уральских мастеров, вместо бумажных подносов стал выпускать металлические, и новинка пошла на ура.

Как рождается Жостовская роспись

В современной деревне Жостово даже номера домов пишут на подносах, но семейных мастерских осталось мало. Основное производство — на фабрике, где каждый поднос по-прежнему расписывают вручную. В маленьком фабричном музее художники прямо на глазах у экскурсантов кладут подносы на колени и безо всяких эскизов выводят сочные и яркие букеты. Желающих учат изображать розы, тюльпаны и георгины самостоятельно. Расписанный вами поднос через неделю-другую можно будет забрать в жостовском магазине в ГУМе.

Как добраться до Жостова: из Москвы — электричкой от Ярославского вокзала до Мытищ и дальше на маршрутке, либо сразу на автобусе от станции метро «Медведково».


За прорезной берестой — в Великий Устюг

Из бересты чего только на Руси не делали! Большими берестяными листами изолировали дома от сырости. Берестой оборачивали рукоятки ножей. Из нее плели кузова, которые носили на лямках за спиной, и корзинки. Писали на ней расписки и купчие. Из бересты была сделана половина домашней утвари, детские игрушки, колыбель и даже обувь — вспомните лапти. Постепенно сложились центры берестяного промысла со своими приемами и особенностями. В Шемогодской волости с конца XVII-начала XVIII века делают прорезную бересту: шкатулки и кузовки укутывают нежным кружевом, под которым красиво просвечивает нижний слой.

Шемогодская резьба по бересте

Знакомиться с шемогодским промыслом езжайте в Великий Устюг, где в музее-заповеднике хранятся изделия знаменитых мастеров. Там же проводят занятия по резьбе и росписи по бересте. Есть свои мастерицы и в резиденции Деда Мороза, где за один мастер-класс вы успеете попрактиковаться и с берестой и с соломенными куклами. Если хотите привезти домой сувениры, присмотритесь к сундучкам, туескам, вазам и тарелкам из бересты, которые в Великом Устюге где только не продаются.

Как добраться до Великого Устюга: Из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Вологды, Архангельска, Череповца — поездом до станций Ядриха или Котлас. На автобусе из Кирова, Вологды, Архангельска. Либо на самолете прямо в Великий Устюг.


За пряниками — в Тулу

Пряники — как книги: в стародавние времена их лепили вручную, а потом стали печатать с помощью деревянных досок. Позже появились пряники, которые вырезали формой или ножом из раскатанного теста, но самыми любимыми все равно оставались печатные. Без медового лакомства на Руси не обходились ни одни именины, ни одна свадьба и ярмарка. Чтобы спровадить засидевшихся гостей, хозяева тоже вручали им пряники, они назывались разгонными.

Тульский пряник | Сделано в России | Телеканал "Страна"

Печатные пряники из Тулы известны с XVII века. Если вам претит идея покупать тульские сладости в супермаркете возле дома, отправляйтесь на их родину. При фабрике «Старая Тула», открытой в 1881 году, есть скромный музей, визит в который нужно бронировать хотя бы за две недели. Заглянуть за кулисы таинства можно на маленькой фабрике «Медовые традиции». После экскурсии выдают скалки и фартуки и показывают, как сделать правильный пряник самому. Сладкий результат можно съесть на обратном пути или привезти в подарок друзьям.

Как добраться до Тулы: из Москвы — на маршрутке или автобусе; электричкой с Курского вокзала; на машине по Новокаширскому или Симферопольскому шоссе.



Ростовская Финифть

Ростовская финифть - изделия с миниатюрной живописью по эмали, являющиеся традиционным русским народным художественным промыслом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого "фингитис" (белый камень) превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть"...

Народные промыслы России: Ростовская Финифть

Финифть - так в Древней Руси называли эмаль (от греческого "финифтис"). Искусство художественной эмали пришло на Русь после того, как княгиня Ольга крестилась в Царьграде (10 век) . Из Царьграда (Константинополя) Ольга привезла на Русь специалистов в различных видах ремесел. 

Вершины своего развития финифть достигла в 16-17 вв. Для изготовления финифти на металлическую основу наносится смесь, которая при обжиге в печи сплавляется в стекловидное вещество. Это повторяется несколько раз, и на одном из этапов на эмалевую пластинку наносится роспись, специальными красками. 

Ростовская финифть дополняется филигранью (от латинского "филлум" - нитка и "гранум" - зерно) . Элементами филиграни являются скнь - скрученная металлическая нить, и зернь - напаянные в завитках узора шарики. Это древний вид ювелирного искусства, он упоминается в Библии. 

Есть предположение, что филигрань на Руси стала известна раньше 10 века, от армянских ювелиров. Которые, в свою очередь, переняли это искусство от народов Ближнего Востока.





Если вы видите удивительные переплетения, похожие на паутинку или узоры мороза на окнах, сделанные из тончайших металлических ниток, - значит перед вами настоящие произведения филигранного искусства.

Народные промыслы: России Филигрань


Филигрань появилась еще во времена Киевской Руси. Тогда славянские мастера славились своими талантами в художественной обработке различных металлов. В те времена проволока еще не существовала, поэтому использовалась зернь. В 12-13 веке начали применять технологию напайной филиграни, а в 13 веке на филигранных украшениях появились первые камни...


Народные Промыслы России: Синяя Птица Гжель

Как Делают Гжель



Плетение из бересты

Уроки труда. Плетение из бересты 

Туеса из Бересты

Плетение из корня

Плетение из корня


Кузнечное дело

Кузнечное дело


Комментариев нет:

Отправить комментарий