25 октября
Иерусалимская (48),
Ярославская-Смоленская (1642), Рудненская (1687) и Калужская (1748) иконы Божией Матери
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ярославская-Смоленская (1642), Рудненская (1687) и Калужская (1748) иконы Божией Матери
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании.
В 463 году образ был перенесен греческим царем Львом Великим в Константинополь. Во Влахернской церкви икона пребывала почти три сотни лет. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор.
После отечественной войны 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез из Московского Кремля. Существовала легенда о том, что французские солдаты похитили святыню, увезли ее во Францию и установили в соборе Парижской Богоматери. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.
В Успенском соборе за патриаршим местом вместо подлинника был помещен старинный список чудотворной иконы, находившийся до этого в дворцовой церкви Рождества Богородицы, «что на Сенях». И сегодня в главном соборе Московского Кремля находится точный список с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Древние списки с чудотворной, очень почитаемой в среде русского православного народа иконы находятся в церкви Воскресения на Староиерусалимском подворье, церкви Троицы в Вешняках (г. Москва), в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.
На Афоне, в Русике, над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери, перед которым накануне Богородичных праздников и в воскресные дни, после вечерни, читается акафист.
ЯРОСЛАВСКАЯ-СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Одигитрии Смоленской явилась в 1642 году 12 октября (ст. ст.) архимандриту Сергиевой лавры Адриану. Икона стояла в его келии, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в икону в названный монастырь. Игумен того монастыря с братиею вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне.
РУДНЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.
Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери. Среди них – древняя, написанная на холсте икона, пребывавшая в храме Покрова Пресвятой Богородицы в заштатном городке Алешках Харьковской области. Предание гласит о том, что принесена она была в Харьковские пределы около 1612 года неким священником Петром Андреевым, который пришел из Подольского края, спасаясь от гонений униатов.
Были известны еще другие списки с Рудненской иконы Божией Матери – в селе Лубны Лубенского уезда Полтавской губернии; в селе Олишевка Козелецкого уезда Черниговской губернии, в некоторых селах Ровенщины, Гродненщины и Витебщины.
Самым известным списком считается образ Пресвятой Богородицы, который находится в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Согласно народному преданию, передававшемуся из уст в уста, приблизительно в середине XIX века икона Божией Матери была обретена крестьянами села Крылатского, которые, придя ранним утром к источнику (и ныне полноводному) в овраге, увидели в траве святой образ. На месте явления образа была воздвигнута часовня во имя обретенной Рудненской иконы, а список с образа был помещен в местный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Известно, что еще до октябрьского переворота 1917 года жители Крылатского заказывали «вскладчину» в день праздника иконы 12 октября Всенощное бдение и Литургию, объезжали со святыней многие храмы Москвы, устраивали длительные крестные ходы.
В 1936 году, во время атеистических гонений на Русскую Православную Церковь, святая Рудненская икона Божией Матери была уничтожена. Однако дореволюционный список с иконы, находившийся в храме, был сохранен местными жителями. Поновленная икона, переданная настоятелю вновь открывшегося в 1989 году храма, заняла в нем подобающее место и прославилась множеством чудес, произошедшими от нее по усердным молитвам прихожан. В 1996 году в честь Рудненской иконы Божией Матери был освящен один из престолов храма.
Многие православные жители Москвы приходят в день празднования Рудненской иконе Божией Матери на источник, освященный некогда явившемся на этом месте чудотворным образом.
КАЛУЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, недалеко от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на увещевания своей скромной подруги. Среди прочих вещей они случайно обнаружили большой сверток сурового холста. Развернув его, благочестивая девушка увидела изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумении. Дерзкая Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств.
Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. На следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела.
Помещик Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону с почестями перенесли в приходскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список со святого образа.
Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.
Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено в воспоминание избавления Калуги от чумы в 1771 году, когда чудовищная эпидемия буквально опустошила город – горожане вымирали целыми семействами. Чудотворную икону Пресвятой Богородицы тогда принесли из села Калужки, крестным ходом обошли с нею весь город и отслужили всенародный молебен. После этого чума в городе прекратилась.
Второе празднование совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия Наполеоновских войск в 1812 году. Пленные французы свидетельствовали о том, что во время боев под Калугой и Малоярославцем, когда они терпели поражение от русских войск, они видели Богородицу, стоявшую на воздухе в окружении светоносных мужей.
В 1898 году было установлено празднование чудотворной Калужской иконе Пресвятой Богородицы 18 июля в благодарность Божией Матери за избавление Калуги от холеры. В те страшные дни постановлением городской Думы был совершен крестный ход с чудотворным образом. Заступничеством Пречистой город был спасен.
Празднование иконе совершается также в первое воскресение Петрова поста.
В тяжкие для Православной Церкви 30-е годы XX века власти закрыли храм в селе Калужки, сбросив колокола и конфисковав церковные ценности. Следы чудотворного образа затерялись. Лишь по отрывочным сведениям представляется возможным проследить дальнейшую историю святой иконы.
Существует версия о том, что чудотворная Калужская икона Божией Матери пребывала сначала в Троицком кафедральном соборе г. Калуги, затем была помещена в местный краеведческий музей, откуда ее и возвратили Русской Православной Церкви уже в послевоенные годы. В настоящее время она находится в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Калуги.
По другой версии, первоначальный образ был подменен в то время, когда с чудотворной иконы делалось множество списков, подлинник же хранился в археологическом музее Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, откуда и был торжественно передан Калужской епархии в 1998 году.
Однако по документам, найденным в запасниках областного краеведческого музея о передаче в музей среди прочих предметов подлинника Калужской иконы Божией Матери, ее описание и размеры не соответствуют переданному из Лавры образу. Кроме того, икона была в довольно ветхом состоянии. Таким образом, считается, что иконы Божией Матери (сейчас в Калуге их три) – чудотворные списки, а сам образ еще будет явлен православным верующим России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий