Икона, которую я не стал бы писать
Автор этой статьи Дмитрий Марченко – многим известен как bizantinum, киевский иконописец, ведущий в ЖЖ «Журнал неполиткорректного изографа». В своих записях Дмитрий много времени уделяет иконографии, особенно современной: кто и как пишет иконы, какие существуют тенденции, направления, и какие в этой сфере порой встречаются неожиданности.
Любое направление в искусстве отражает, прежде всего, духовное состояние эпохи и людей, в эту эпоху живущих. Несет отпечаток наших нравов и современная иконография. Какой это отпечаток и о чем он говорит, мы предложили автору поразмышлять на страницах «Православия в Украине».
Первая публикация в этой серии – об иконе «сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших».
***
Всего пару десятилетий назад приобрести икону, тем более, рукописную, было довольно затруднительно. Времена изменились, и теперь в иконах нет недостатка. Сейчас иная проблема. Их стало слишком много, и далеко не все соответствуют канонам православия.
Вот, например, наткнулся в сети на такое произведение: «сатана (надпись на иконе с большой буквы!) и архангел Михаил взвешивают души умерших».
Казалось бы, классический пример Страшного суда, но это только на первый взгляд. Рассмотрим пристальнее.
Первое. Сюжет вырван из контекста. Церковь верит, что судить умерших будет Сам Господь Иисус Христос. Но места для Христа здесь не осталось.
Второе. На Страшном суде, как следует из учения Церкви, будут судимы не души, не тела, но сам воскресший человек. «Взвешиваться» будут дела человеческие, но никак не души, как представлено в надписании к этому изображению.
Но, предположим на секунду, что мы согласились с версией художника. Тогда возникает ещё одно недоумение: если взвешиваются души, то почему на одной чаше весов душа, а на другой – бес?
Третье. Совершенно нарушен иерархический строй иконы. Стоит напомнить, что в иконе не бывает произвольной расстановки фигур – она подчинена определённым принципам. И вот именно в этом изображении всё перевёрнуто. На более почётном месте (справа от иконы, а на иконе право и лево определяется не с точки зрения зрителя, а со стороны самой иконы) мы видим сатану. И это притом, что изображение подразумевает Страшный суд! Но ведь на Страшном суде очень чётко разделено: кто стоит одесную (справа), а кто – ошую (слева) от Судии-Христа. Можно было бы подумать, что это просто ошибка или небрежность, но взглянем на надпись: «сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших» (безграмотность самой надписи я оставлю в стороне). Таким образом, и в надписании сатана оказывается главным персонажем.
Отдельно стоит отметить совершенно нетрадиционное для православной иконографии изображение сатаны: в данном случае он облачён в нечто, похожее на рясу, а на голове имеет нечто вроде иудейской кипы.
Напомню, что изначально, в византийской иконографии бесы не имели ни рогов, ни копыт. Их образы полностью соответствовали образу падших ангелов: бесы были человекообразны и крылаты (как и ангелы). Но с тем исключением, что, в отличие от ангелов, их писали тёмными (как лишенных Света), голыми (обнаженных всякого блага) и маленькими (бессильными). Со временем образы бесов обрастали различными фольклорными подробностями, которые, как правило, заимствовались из западной традиции. Крылья бесов, ранее пернатые, стали перепончатыми. Появились рога, клыки, хвосты, копыта, трезубцы и масса прочих атрибутов, порождённых народным воображением.
Во времена поздней готики и эпохи Возрождения бесы перестали быть скучными, они оставались отвратительными, но становились «всё интереснее». Этот нездоровый интерес со временем, в эпоху романтизма и модерна, перерос в любование бесовщиной (характерным примером является демонический цикл Врубеля). Однако это уже другая тема.
Таким образом, приходится констатировать, что иконой такое изображение не может являться. Ведь функция иконы — в первую очередь молитвенная (а молиться на такое невозможно) или учительная. Но если целью написания было напоминание о Страшном суде, то, учитывая всё сказанное нами ранее, цель себя не оправдала, поскольку изображение не просвещает, но напротив, вводит в заблуждение. Скорее всего, перед нами иллюстрация некоего апокрифа.
***
Резюмируя, скажу – не всякое изображение есть икона. Даже если на нём есть нимбы и псевдославянские надписи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий