среда, 4 января 2017 г.

Православным нужно встречать Новый год, 
но делать это по-христиански...


Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый волшебный, пожалуй, и единственный по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?
Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона употребления мясной и молочной пищи. Однако, согласно нашей приходской традиции дозволяется вкушение рыбы (кроме среды и пятницы). Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идет вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире. Дело в том, что в нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этой сомнительной победы! Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твердое намерение «оторваться по полной», «наесться до отвала из рога изобилия», «разрешить» торжество плоти! И как поступать православному человеку, который с одной стороны, желает твердо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но с другой – живет в окружении людей (в том числе и участников своей семьи), далеких от православных традиций? 


  Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому». Причины такого отношения вполне понятны (выше об этом говорилось), однако, полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно! Дело в том, что изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник! Во всех религиозных культурах мира во все времена пусть и в разных вариациях, но присутствовало празднование «смены эпох и времен» (так же, как праздники «первых плодов» и «осеннего урожая»)! Это отражает определенное интуитивное ощущение человеческой душой онтологического соотношения времени и вечности. Человеку необходимо структурировать время для целостного восприятия истории, необходимо чувствовать, видеть себя в этом пространстве. Человеческой культуре необходимо обозначать вехи, грани, находясь на которых человеку надлежит подумать о прошлом и будущем. 


 В Ветхозаветной церкви существовал Праздник труб (Лев. XXIII, 24 — 26; Числ. XXIX, 1 — 6), который совершался в первый день осеннего месяца тишри, седьмого в священном году евреев и первого в гражданском году. Он был праздником нового (гражданского) года, с которым совпадал еще праздник новомесячия, так как в первый день каждого месяца также было празднество у евреев (Числ. XXVIII, 11 — 15). Эта традиция Новолетия была унаследована и Христианской Церковью. Вплоть до 1700 г. Новый год в нашей стране праздновался 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Со времени государя императора Петра I Новый год стали праздновать 1 января (14 января по новому стилю). Однако в дореволюционной России главным зимним праздником было, несомненно, Рождество Христово, а Новый год (приходившийся на время святок) был все-таки второстепенным праздником (как и ныне на постхристианском Западе). Поскольку летоисчисление в Российской Империи (как и ныне в Российской Федерации) велось от Рождества Христова (а не Ленина или Вольтера), то согласно христианскому юлианскому календарю Новый год приходился на восьмой день после Рождества. И это было логично. 


 Однако, пришедшие к власти большевики-богоборцы, всеми силами стараясь уничтожить в народе христианскую веру, сместили акценты с Рождества на «советский» Новый год (который стал отмечаться по новому стилю), пытаясь создать некий светский аналог христианского праздника (точно так же, как Пасху пытались подменить Первомаем). Более того, все символы, которые современные россияне воспринимают именно как «новогодние» символы, изначально – символы Рождества Христова: ель – символ жизни (как и зеленый цвет в христианской традиции), гирлянды и венчающая ель звезда – символ Вифлеемской звезды. Изначально Новый Год, как и предшествующее ему Рождество Христово – добрый, семейный праздник, с праздничным столом. На сегодняшний день Новый год для православных христиан – тоже добрый семейный праздник, однако с учетом того, что в наши дни он предшествует Рождеству и приходится (как мы уже говорили) на время Рождественского поста! Примечательно, что на 1 января (по новому стилю) выпадает память мученика Вонифатия, который согласно христианскому преданию ходатайствует перед Господом о вразумлении пьяниц и хулиганов. 


 Иногда даже от церковных людей мне приходится слышать сожаления, что, в отличие от многих Поместных Православных Церквей, Русская Православная Церковь так и не перешла на Григорианский календарь и в дни всеобщего гуляния и веселия верующие вынуждены выглядеть «белыми воронами». Хочу сразу успокоить моих единоверцев – выглядеть белой вороной (пусть кому-то это покажется экстравагантным) лучше, чем быть пьяной свиньей! На мой взгляд, сохранение Рождественского поста в дни Новогодних праздников – есть предохранительный механизм для нас, православных христиан, от всего того «минометного» обстрела пошлости, похабщины, глупости и мерзости, которые выливаются на нас в эту ночь с экранов телевизора! К сожалению, многие из нас очень даже подвержены влиянию горящего экрана в «красном углу», который именно в эти дни начинает свое «особо увеселительное вещание». Но, мы, будучи понуждаемы воздерживаться от особых увеселений и беспечного времяпрепровождения требованиями церковной дисциплины, слава Богу, не попадем под этот «обстрел» в той мере, на которую он рассчитан – мы трезвимся, постимся, мы готовимся встречать Рождающегося Христа! Однако, если представить, что этого дисциплинарного заграждения не существует, у меня нет твердой уверенности в том, что православный мир сможет стойко и безукоризненно устоять перед атакой воинствующей пошлости. А ведь вполне светский афоризм гласит: «Как Новый год встретишь – так его и проведешь». Об этом тоже неплохо было бы вовремя вспоминать и уходить от советских привычек «праздновать». Ведь ежегодно в этот «большевистский праздник» только в Новосибирской области погибает порядка 100 человек. 


 Однако снова и снова повторю – православным нужно встречать Новый год, но делать это по-христиански. Во всех православных храмах в эти дни (31 декабря и 1 января) служится т. н. Новогодний молебен («Молебное пение  на Новый год»), который в плане чиносовершения является «благодарственным молебном», но начинается литургическим возгласом священника «Благословенно Царство…» (в обычных молебнах – «Благословен Бог наш…») и заканчивается коленопреклоненной молитвой! В некоторых храмах существует традиция служения Божественной Литургии в полночь. И православному человеку никакой светский мир не помешает придти на молебен или Божественную Литургию, начать новый временной отчет с молитвы ко Господу - «Как Новый год встретишь – так его и проведешь». 


 Смысл христианского празднования Новолетия – поблагодарить Бога за те благости, которые Он ниспослал нам в уходящем году, испросить у Господа разума для верного осмысления прошедшего лета своей жизни и испросить благословения на грядущий временной отрезок своего бытия. Как в светском мире принято в конце года подводить некий итог того что сделано (писать пресловутые «отчеты» и т. д.), подчеркивая успехи и осмысляя недоработки, одновременно создавая некоторые планы на год грядущий, так и верующий человек должен провести духовную «ревизию» прошедшего года! Только таковая оценка должна даваться не с точки зрения политической, экономической или социальной, а с точки зрения нашего спасения! Очень важно задать себе вопрос – что же случилось за прошедший год с нами и окружающими людьми; что качественно и по сути мы можем и должны изменить в нашей жизни, чтобы стать ближе к Божественному свету разума («Возсия мирови Свет Разума»). Что должно исправить, признать ошибочным и греховным? Как переходя, пусть условную, но и очень важную черту, переосмыслить и переоценить свою жизнь? 


 Одновременно с анализом прошедшего временного отрезка имеется насущная потребность подумать о грядущем. Будущее в большинстве случаев сокрыто от человека, кроме тех исключительных случаев, когда Господь по Своему Всеблагому Промыслу открывает праведникам это видение. Однако, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в Новом году духовно возрастать от силы к силе, меняться к лучшему, исполняя заповеди и преодолевать искушения и соблазны века сего. 


 Говоря о соблазнах и искушениях, необходимо ответить на вопрос – как поступать молодому человеку, ставшему православным христианином, в то время, когда старшие участники его семьи пусть и не по-свински но и совсем не по православному собираются встречать Новый Год (с знаменитым салатом-оливье и обилием мясной пищи)? Как вести себя молодой православной христианке, которая приглашена на вполне приличный, но все-таки светский корпоратив? Как не выглядеть белой вороной и тем самым не привести в смущение своих сослуживцев своим строгим, «постным» поведением? 


  Есть два варианта – можно полностью отказаться от празднования Нового года и с родственниками и с сослуживцами. Но подобной «ревностью» мы можем обидеть своих ближних или привести таковых в крайнее недоумение… А на дворе пост и Новый год – семейный праздник – нужно сохранять мир и согласие! Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно ненавязчиво попросить маму приготовить постные блюда – рыбу. Можно ночью и воздержаться от вкушения пищи. Православная девушка может помочь маме в приготовлении новогодних блюд и таким образом сделать два стола — постный и обычный, что и для парня, несомненно, будет «постным» поступком - смирения перед старшими и родными. Участие в корпоративах тоже возможно без нарушения поста, т. к. в наш «век изобилия» новогодние столы иной раз ломятся от разнообразной снеди, включая рыбные и овощные блюда. Православный человек вполне может поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями или своими сослуживицами, но знание меры и целомудренное поведение должно всегда являться объективной характеристикой православного человек. В конечном счете, никто вас не заставит сидеть за праздничным столом до пяти утра, можно уйти домой намного раньше или, если дома – в свою комнату. 


 В то же время надо помнить, что осуждение – главное нарушение любого поста, а потому православный человек, держащий пост в Новогоднюю ночь, должен с уважением относиться к тем, кто не постится – по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех прекратить торжество. 


 Однако, бывают такие ситуации, когда, как кажется, невозможно отказаться от скоромного угощения – в кругу семьи или на работе, ибо своим отказом православный верующий может обидеть радушную родительницу или выпускницу кулинарного техникума. И что же делать в этом случае? Конечно, ни один православный священнослужитель не скажет, что нужно нарушать пост! Каждый, кто попадает в такую ситуацию, должен поступать сообразно своей совести и разумению, при этом неся персональную ответственность за принятое им решение. Мир и взаимопонимание – самые драгоценные реалии любой семьи или профессионального коллектива и христианская вера вовсе не настаивает на том, чтобы во имя исполнения некоторых дисциплинарных постановлений (как то: пост) нужно рисковать этим миром и взаимопониманием. И здесь необходимо вспомнить евангельские слова – «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 27), т. е. - пост для человека, а не человек для поста. 


 Нужно особо подчеркнуть, что формальное нарушение поста в данном случае должно стать вынужденной мерой, а не потаканием своим «гастрономическим» страстям. Во имя сохранения мира и взаимопонимания человек вынужден в данном случае вкусить скоромную пищу (котлетку или салат-оливье), однако и здесь необходимо использовать чувство меры и ограничиться немногим. Абсолютно недопустимо, чтобы вследствие такого вынужденного послабления человек совсем забыл про пост и предался объедению и пьянству. Наоборот – до праздника Рождества остается почти неделя и есть возможность восполнить это вынужденное отступление путем усугубления личного поста с учетом того, что, согласно Уставу, со 2 по 6 января вкушение рыбы уже не благословляется. 


 Празднуя Новый год в светской среде, православный человек должен помнить замечательный принцип, указанный апостолом Павлом – «Не дать повод ищущим повода» (2 Кор. 11: 12). С одной стороны не окунаться в светский мир повального объедения и пьянства, с другой стороны – не вести себя подобно фарисеям, слепо исполняя закон, забыв при этом цель и предназначение всех внешних аспектов нашей религиозной жизни! 


 Главное встречать Новый год с молитвой, в кругу семьи, сохранять мир, допуская веселье, но при этом не терять чувство меры. Как и в любые иные праздники, нужно помнить о тех, кого поздравить некому. Одинокий сосед или пожилая прихожанка вашего храма, многодетная семья, которой трудно выкроить средства на хороший подарок детям! Вокруг нас множество людей, которых некому поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством. А в дни всеобщего праздника одиночество – острее, чем всегда. И если в эти праздничные новогодние дни православные молодые люди найдут время на то, чтобы поздравить одинокого и больного человека – это будет правильно, это будет достойно, это будет по-православному. Аминь. 

Диакон Артемий Сильвестров, 
руководитель православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии, помощник благочинного Новосибирского городского округа по катехизации и работе с молодежью, помощник руководителя молодежного отдела Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела катехизации отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела по воскресным школам отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии

Комментариев нет:

Отправить комментарий