суббота, 25 февраля 2017 г.

«В преддверии поста». Слово в неделю сыропустную.


«Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный». (Мф. 6, 14)

Нынешнее воскресенье называется в православном народе русском прощеным воскресеньем — от доброго и благоче­стивого обычая прощаться друг с другом, т. е. просить проще­ния друг у друга пред Великим постом и говением.
А обычай этот вошел в силу от повеления Спасителя, заповедующего нам в нынешнем Евангелии прощать согрешения друг другу, если желаем, чтобы и нам простил грехи Отец Небесный, Которого мы без числа огорчаем и прогневляем всякий день и час.


Поелику с завтрашнего дня наступает Великий пост и мы все, по-христианскому обычаю, собираемся сбросить с себя тяжкое бремя грехов и так как это свержение с себя греховно­го бремени требует некоторого самоотвержения с нашей сто­роны и некоторого благоискусства, то Господь и научает нас, что именно требуется от нас самих, чтобы грехи наши нам бы­ли прощены все, без остатка, или чем мы должны поступиться со своей стороны, так как Господь Бог со Своей стороны все­гда готов миловать и спасать кающихся грешников; именно, Он говорит, что от нас требуются простота и непамятозлобие, безгневие, забвение обид, дружелюбие, любовь к врагам. Спа­сение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь про­щать другим обиды, погрешности, докуки, попрошайство — и тебе прощены будут твои грехи, и ты со своими докуками и ча­стыми прошениями у Бога не отойдешь никогда от Него тоще и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей.


Ты простишь немногие грехи ближнему сравнительно с твои­ми грехами пред Богом, а тебе Бог простит бесчисленные пре­грешения; ты простишь сто динариев, а тебе Господь простит тьму талантов. Но какое злопамятство часто обладает людьми! Тогда как Господь требует от нас немногого: прощения и заб­вения обид ближних, которые, как капли в море, в сравнении с нашими грехами пред Богом, — и требует для нашей же поль­зы и желая нас же приучить к кротости, незлобию, терпению, смиренномудрию, братолюбию, снисходительности, миролюбию, — мы выходим из себя, предъявляем свои права, нарушен­ные ближними, возжигаем в себе и ближнем пламя вражды и таким образом безумно и дерзко отталкиваем от себя спасаю­щую нас десницу Божию — прилагаем грехи ко грехам и сами стремглав бросаемся в погибель. Великое благо, великая доб­родетель — незлобие пред Богом и людьми: оно покрывает множество грехов. 


В Ветхом Завете были особенно возлюбле­ны и прославлены Богом за эту добродетель Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид богоотец, царь и пророк, и мно­гие другие; а в Новом Завете бесчисленные праведники, под­ражавшие кроткому и смиренному Господу Богу и Спасу на­шему Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). 


Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас питать зло на ближнего, а будем в про­стоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на друга; никто да не увлекается злой подозрительностью касательно ближне­го, ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усилива­ющегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь, заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34); и слова апостола Павла: Любяй бо друга, закон исполни. Итак, исполнение закона любы есть (Рим. 13, 8, 10).


Далее Господь научает нас нелицемерному посту и говорит, чтобы мы вступали на поприще поста не с унылыми, а с бод­рыми лицами, как истинные и верные воины Христовы, вступающие на борьбу с грехом и многострастной плотью своей, при помощи и содействии всемощной благодати Христовой и пред лицом Отца Небесного, у Которого готова награда всем истинно подвизающимся против прелести греховной. По­мажь голову твою, — говорит Спаситель, — и лице твое умой. Помажь голову, т. е. елеем милостыни умасти душу твою и елеем чистоты лице души умой, и Отец твой, видящий тай­ное, воздаст тебе явно.


Далее, Господь научает нас отрешать свои сердца от земных сокровищ и от земных пристрастий и побуждает желать и ис­кать сокровищ небесных, — во-первых, потому, что души на­ши — небесного происхождения и бессмертны, а земные блага, как грубые, тленные и преходящие, недостойны нас, сотво­ренных и искупленных кровью Сына Божия для наслаждения духовными и вечными благами, а во-вторых, потому, что, при­лепляясь сердцами к земным благам, мы через то и их делаем земными, грубыми, низкими, страстными, и себя — неспособ­ными любить Бога и ближнего, тогда как в любви состоит главная цель и обязанность нашей жизни. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры под­капывают и крадут: но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21). 


Святой Иоанн Златоуст витийствует об этом так: «Большой для тебя вред, если ты прилепишься к земно­му, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о день­гах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее сего? Такой человек впадает в рабство, тягчайшее рабства всякого раба, и, что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу, свойст­венные человеку. Сколько ни беседуй с тобой, но ты, имея ум, пригвожденный к богатству, не можешь услышать ничего по­лезного и необходимого для тебя, ибо где сокровище твое, там и сердце твое… Но если положишь сокровище посредством милостыни на небе, то не только сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на не­бо, помышляя и заботясь о небесном. Ибо очевидно, что ты туда же перенес и ум свой, куда положишь свое сокровище, и, напротив, ты будешь испытывать совершенно противное, ког­да свое сокровище положишь на земле».

Святитель Иоанн Злотоуст

Итак, приложим к сердцу учение нашего Спасителя, пред­ложенное нам в нынешнем Евангелии касательно прощения обид, касательно богоугодного поста и отрешения сердца нашего от земных сокровищ и любви к благам небесным, не­тленным. Постараемся, скажу словами Златоустого, «приго­товить самих себя к отшествию отсюда. Ибо хотя день всеоб­щей кончины еще не настал, но конец каждого — и старца, и юноши — уже находится при дверях…».


Итак, пока имеем время, предуготовим себе дерзновение пред Богом; запасем елея с изобилием, перенесем все на небо, дабы нам в свое время и когда особенно будем иметь нужду, всем сим насладиться, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава и ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

Пути Господни. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Комментариев нет:

Отправить комментарий