V межмуниципальные образовательные чтения в
Родниковском районе
В образовательных чтениях принимали участие представители Родников, Кинешмы, Кинешемского, Родниковского, Лухского, Вичугского, Южского районов. Мастер-класс «Что есть красота» для педагогов проводили директор МОУ «Дьячевская средняя школа» Борисова Ирина Юрьевна и руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации, настоятель храма Покрова Божией Матери д. Дьячево священноинок Александр (Завьялов).
Выступление с докладом священноинока Александра (Завьялова) на V межмуниципальных образовательных чтениях «Родники православия».
Тема доклада:
"Окно в невидимый мир. Иконы и их реставрация"
Слайд 2. В своей жизни каждый имел встречу с иконами. У каждого она была своя, кто то придя в храм, увидел иконы, у кого то они висят дома в красном углу.
Моя же встреча с иконами, повлияла на выбор профессии и далее, на всю мою жизнь.
Слайд 3. 80-е годы ХХ века, были сложными в отношении всего, что именовалось общим названием – религия. Храмы стояли закрытыми и полуразрушенными. Все жили идеей строительства светлого будущего – социализма.
Слайд 4. Однажды, будучи 12-летним отроком, любознательным и ищущим приключений устроил на чердаке своего дома поисковую операцию. Что искал? Сказать сложно, но с уверенностью можно предположить, что неизведанные миры. Чердак – это всегда загадка, т.к. туда затаскивали все то, что выходило из повседневного обихода. И мои искания увенчались успехом. В одну из таких экспедиций, неожиданно для себя обнаружил ровную доску, на которой сквозь многовековой слой грязи прослеживались какие то изображения.
Слайд 5. Спустив находку с чердака в дом, очистив от грязи и промыв теплой водой, вдруг для себя открыл неизведанный мир. Но что это такое, что за изображения на этом предмете и вообще как он оказался на чердаке? Такими вопросами я начал забрасывать своих родителей. Одно понял, что это икона от деда, который туда ее положил. Надо сказать, что в те времена было опасно хранить такие вещи у себя дома на всеобщем обозрении, можно было угодить в «места не столь отдаленные», т.к. религия преследовалась. Об этом я узнал позже.
Но что такое икона, как понимать значение этого слова? Такие вопросы начали меня одолевать. Родители никакого внятного ответа мне так и не дали, и угораздило меня принести икону в школу. Надо отдать должное учителю истории, завучу школы, которая спокойно отреагировала на это. Конечно, я принес икону не открыто, а завернутую в тряпку.
Слайд 6. Как сделать так, что бы школьник-пионер, который ходит в ИЗО-студию, учится рисовать, не заинтересовался этим предметом? Думаю, что такие вопросы в тот момент возникли у учителя, завуча школы, партийного работника.
«Этот предмет - произведение религиозного искусства. Прочитать надписи невозможно, т.к. язык утерян. Больше в школу такие вещи не приноси» - такие ответы мне дал учитель. «Но как утерян? Если даже египетские иероглифы расшифровывают, а здесь имеются буквы и прочитать нельзя», думал я, но в тот момент мне этого ответа хватило, и на какое то время ушел в сторону от «неправильных» исканий.
Сейчас, могу сказать, что образ этот именовался «Воскресение Христово и 12 праздников», каждый из которых подписан церковно-славянским шрифтом.
Слайд 7. Была еще одна встреча с предметом религиозного искусства – икона Божией Матери «Феодоровская». Это тот образ, который спустил меня на землю из юношеских мечтаний по выбору профессии. Икона с шикарным металлическим окладом! Впечатлило меня другое – это лик Богоматери, который разрушался. Самая главная часть изображения в иконе нуждалась в «скорой помощи». Красочный слой на лицах изображенных шелушился, было достаточно небольшого дуновения ветерка, что бы весь лик улетел и потерялся безвозвратно.
Бежать срочно с этой находкой к учителю рисования, который сможет помочь спасти икону, так думал я! Учитель посмотрел на предмет религиозного искусства, покачал головой и сказал, что он не знает как помочь спасти икону, и эксперементировать не будет. Казалось странно, что он взрослый человек, художник и так ответил.
Слайд 8. Вся эта ситуация еще более во мне утвердила мысль идти учится на спасителя произведений религиозного искусства. В 1993 году, я окончил Суздальское художественно-реставрационное училище с присвоением заветной квалификации художника-реставратора.
Что же такое реставрация? Это искусство спасения, изучения, сохранения произведений искусства и не важно какого. Много профилей реставрации существует, но нас интересует именно реставрация произведений живописи.
Реставратора часто сравнивают с врачами. Если прийти в мастерскую, где спасают жизни произведениям искусства, то можно увидеть, что художники-реставраторы ходят в белых халатах, прямо как в больнице. Но это еще не все сходства. Многие инструменты и методы исследований еще более дают сходства этим двум профессиям, только врач – это спаситель людей.
Слайд 9. Скальпели, пинцеты, шприцы с иглами, вата, марля, бинты, скляночки, колбочки с всевозможными растворителями – вот тот арсенал инструментов, который схож с врачебным. В реставрации, как и в больнице используются в исследованиях ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. Но, это далеко не все перечисленные материалы и инструменты, которыми вооружается реставратор. Среди них есть, к примеру, и такие, как: гвозди, молотки, кисти, краски, мел, клеи, электроплитка, пылесос, щетки, совки и многое другое.
Слайд 10. Реставрация живописи делится на две категории – научная и церковная. В научной реставрации нельзя дописывать утраченные фрагменты живописи, даже если ты можешь с уверенностью сказать, как оно должно быть, т.к.
Слайд 11. это уже называется реконструкция, которая и применяется в церковной реставрации.
Хороший пример отношения к произведениям искусства, в детстве мне показал мой учитель – это когда не знаешь, лучше не лезть!
Слайд 12. Очень жалко видеть, как многие иконы испорчены безвозвратно художниками-любителями и не профессионалами в реставрации! Нет ничего хуже, чем переделывать чужую работу – и это во всех профессиях, какие не возьми.
Сначала поговорим о трагедиях, которые случились с иконами в руках непрофессионалов.
1. Икону помыли. Это значит, что был взят химический реактив и им протерли ватным тампоном поверхность красочного слоя в надежде сделать светлее, т.е. расчистить от потемневшего лака. Реактив растворяет все – и лак, и красочный слой и в результате мы теряем произведение искусства навсегда!
2. Икону подновили. Часто отдав икону художнику, этот человек так начинает увлекаться поновлением потемневшего лика, что вносит свои поправки в изображение или полностью ее переписывает.
3. Почищенный оклад. Часто наши бабушки, готовясь к празднику Пасхи, начинают натирать оклады зеленой пастой гойя, или в древности молотым кирпичом. Это они производят с великим усердием, но что печальнее всего, так это то, что оклады натирают не снимая с икон. Тем самым страдают лики, открытые места не закрытые металлическим окладом. Как часто приходится слышать: «Я аккуратно, не задену и прочее». А как же нажатие на сам оклад, который впивается в изображение? А как же смыть потом пасту с применением воды, но что бы она не попала под оклад? Вода затекает и разрушает левкас и красочный слой.
4. Блеск оклада, а особенно когда плохо наполировали смотрится неважно. Некоторые оклады вообще не нужно чистить, т.к. патина (окись металла) придает благородство окладу. Многие латунные оклады покрывались тонким слоем серебрения, но посмотрите на то, что мы сейчас имеем! Серебро счищено, латунь потемнела – и это все от неправильного ухода за окладом! Однажды наблюдал такую картину, как пожилые прихожанки, что бы очистить по-серебряный оклад от масляной пленки взяли наждачную бумагу и счистили все, вплоть до самой латуни. Жуть! Не знаешь – так спроси! И теперь висит эта пострадавшая икона не от разрушителей храмов, а от самих же прихожанок.
5. Нарушение технологий. У врачей есть такой термин – хронический больной, так и здесь можно сказать тоже самое о тех иконах, которые поновили с нарушением всех технологий. Одним словом можно охарактеризовать так, что, сколько не реставрируй эту икону, она все равно будет, время от времени, хандрить. Отставание и вздутие левкаса – вот основные симптомы заболевания иконы.
6. Необратимые клеи. В реставрации используются только обратимые клеи, т.е. те, которые растворяются водой. Можно наблюдать, что сами хозяева, увидев отвалившийся кусок от иконы приклеивают его на место, но клеем типа момент.
7. Большие гвозди. Часто на тыльной стороне иконы вбивается огромный гвоздь для крепления, который проходит насквозь разрушая красочный слой. Так же и оклады крепятся несоразмерно большими гвоздями.
8. Покраска бронзянкой. Был период, кода в продаже появилась бронзовая краска на основе лаков. Многие решили упростить себе задачу по натиранию окладов до блеска, просто покрасив их и опять же не снимая с икон. И что мы видим сейчас? Оклады потемнели от позеленевшей бронзовой краски. Места, где открыты лики святых, тоже закрашены, т.к. краска затекла под оклад.
Слайд 13. Вот те немногие стороны порчи произведений религиозного искусства, с которыми приходится сталкиваться реставратору, прежде чем приступить или взяться за воссоздание иконы в первоначальный вид.
Часто мне приходилось наблюдать за реакцией заказчиков, которые принимали уже отреставрированную икону. Отдавали же они, свои потерянные для жизни, иконы не надеясь на чудо. Когда же получали, недоумевали и спрашивали: «А это точно моя? Так она же была вогнутая, а эта прямая?» и многие другие вопросы.
Расскажу о последовательности в реставрации на примере иконы «Святитель Николай архиепископ Мир Ликийский» XIX-ХХ вв, которую восстановил в прошлом, 2016 году.
Слайд 14. Данные фотографии были присланы заказчиком! В результате неосторожности с иконой, она треснула в месте склейки досок. Визуально видно отставание левкаса с красочным слоем. По полям идут полосы фольги. Фоны покрашены бронзянкой. Изображение покрыто неравномерным слоем защитного покрытия. Оборот иконы покрашен белой краской. Из-за неправильной транспортировки произведения искусства сошли со своих мест многие фрагменты левкаса с живописью. При таких разрушениях произведение полагается перевозить только в горизонтальном виде! Заказчики привезли икону в пакете, в котором она находилась вертикально.
Слайд 15. Предприняты попытки установить на родные места отставшие фрагменты левкаса с живописью. Удалена фольга, под которой находилась капроновая лента.
Слайд 16. Консервация. Укрепление левкаса с красочным слоем с помощью обратимого 5% клея, утюга и папиросной бумаги. Процесс очень долгий и кропотливый. Клеем пропитывается определенный участок, затем с помощью тепла разогретого утюга, клей проникает сквозь красочный слой, напитывается левкас, который приклеивается к основе (доске). Завершается процесс консервации тяжелым компрессом на укрепляемый участок. Каждую доску основы укреплял по отдельности.
Слайд 17. Когда красочный слой защищен профилактической заклейкой можно приступать к основе. По затеканию белой краски видно, что доски разошлись давно. Краска не смогла проникнуть в места, где доски иконы были склеены, а этих участков очень мало. Летные отверстия оставленные после жизнедеятельности жука-точильщика были заделаны паклей с клеем 10%. Подготовлены доски к склейке основы. Зачищено, выравнено место торца склейки. Для прочности сцепления досок, на обе части были наклеены полоски марли.
Слайд 18. С помощью струбцин была стянута основа в единое целое. В таком положении икона выдерживалась несколько дней. С помощью пакли с клеем, был заделан паз между досок. Удалена профзаклейка. Большие фрагменты живописи, которые удалось определить, вернулись на свои места. Проведено повторное укрепление левкаса, теперь с теми фрагментами, которые не участвовали при первой консервации.
Слайд 19. Далее идет многодневное и многослойное подведение реставрационного грунта. Выравнивание его в уровень авторской живописи. Полная расчистка живописи от неравномерного покрывного слоя. Реконструкция утраченных фрагментов изображений. Тонировки с применением акварельных красок. Покрытие новым защитным покрытием.
В процессе реставрации, увидел, что икона поновлялась в ХХ веке, к сожалению, с нарушением технологий. В результате чего, была применена шпатлевка, которая в настоящее время отстает большими участками, поскольку не имеет связующего. Эти места были поновлены, а изображение XIX века было скрыто под слоем живописи ХХ века. С заказчиком был договор восстановления иконы в ее виде ХХ века, но не XIX. К тому же, неизвестна сохранность тех фрагментов, которые уцелели.
Заказчик был работой доволен, не смотря на долгий срок исполнения, вместо двух месяцев – два года. Основная причина – не хватка времени, т.к. у священника много основных послушаний по долгу службы, а данное занятие перешло в раздел хобби.
Слайд 20. Реставрация иконы — это трудный и очень кропотливый процесс, который требует хорошего мастерства. Неслучайно святые отцы сравнивали реставрацию икон с монашеским подвижничеством.
Когда мы реставрируем старые иконы, то восстанавливаем связь с прежними поколениями, теми, кто писал этот образ, молился перед ним, а может быть, был свидетелем чудес, которые Господь творил в их жизни через эту икону.
Слайд 21. С иконы у меня началась встреча с Богом! Мне бы очень хотелось, что бы наши современные учителя стали связующим звеном на пути познания Бога! Как в свое время та, учитель истории, партработник, не покалечила мою душу, высмеяв перед всеми, а мудро поступила, сохранив чистоту!
Слайд 22. Спасибо за внимание!
Еще раз о том, куда заводят благие намерения. 2002
Реставрация старинных икон, картин и знамен. 2012
"Познавательный фильм": Дело реставраторов. 2014
Третьяковская галерея. Реставрация картин. 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий