понедельник, 11 июня 2018 г.

Митрополит Иларион вручил дипломы слушателям семинара 



7 июня 2018 года, в день празднования третьего обретения главы Иоанна Предтечи, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья.

Архипастырю сослужили сотрудники и учащиеся ОЦАД в священном сане, а также священнослужители-слушатели семинара «Система непрерывного православного образования: управление и взаимодействие с институтами общества и государства», который проходил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.


Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении Академического хора Черниговского Патриаршего подворья. 

По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся c архипастырским словом:

«Мы сегодня слышали евангельское чтение о том, как Иоанн Креститель, находившийся в темнице, послал к Иисусу двух своих учеников, чтобы они задали ему вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3)

И Господь не дал прямого ответа на этот вопрос, как очень часто бывало, когда Ему задавали вопросы: Его спрашивали о чем-то одном, а Он говорил совсем о другом, заставляя людей самих найти ответ на тот вопрос, который они поставили.

Вместо ответа Он послал Иоанну Крестителю в темницу весть о том, что «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 5).

Мы не знаем, как эту весть воспринял Иоанн Креститель: в Евангелии не рассказано ничего о последних днях и часах его земной жизни. Но мы знаем о том, что он уготовал путь Господу не только здесь, на земле, но и там, куда Господу суждено было сойти после Своей смерти, потому что еще раньше, чем Господь Иисус Христос взошел на Свою Голгофу, на свою Голгофу взошел Иоанн Креститель. И раньше, чем душа Господа Иисуса Христа сошла во ад, душа Иоанна Крестителя туда сошла для того, чтобы и там уготовать путь Господень и прямыми сделать стези Его.

Мы также слышали слова, которые Господь Иисус Христос обратил к окружавшим Его людям после того, как ушли посланные от Иоанна Крестителя. Он их спросил (потому что многие из них приходили к Крестителю и знали его): «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды?» (Мф. 11, 7-8)

И это слова, которые каждый из нас может обратить к самому себе, потому что Господь Иисус Христос говорит здесь о служении пророка. Он говорит о том, что Иоанн Креститель был пророком и больше чем пророком. И мы знаем, что в первые века христианства пророками называли тех, кто имел особые дарования, учил людей за реальностями земной жизни прозревать реальности иной жизни, имел способность предсказывать будущее. Это те люди, которых в наше время называют прозорливыми, обладающими даром особого видения.

Пророк – человек, которому Господь вверил особое служение. Но мы не должны думать, что это служение принадлежит исключительно каким-то людям, обладающим особыми духовными дарованиями. Может быть, не у любого священника есть пророческие способности, но эти способности всякий священнослужитель может в себе развить, потому что каждый, кого Господь призвал на священническое служение, это человек, призванный на служение пророческое и на служение апостольское. Если у нас не хватает духовного зрения, чтобы прозревать за земными реальностями реальности иной жизни, то это наша личная внутренняя проблема. Эту проблему мы можем решить, если будем черпать силы и вдохновение от престола Божия в служении Божественной литургии, если будем в молитве обращаться к Господу, чтобы Он открывал нам внутренние духовные очи и помогал нести возложенное на нас служение не внешним образом, не воспринимая это служение просто как одну из многочисленных существующих на земле профессий, а именно так, как Господь это служение установил: как служение, которое выражается в пророчестве и апостольстве.

А что значит нести это служение и быть готовым к нему? Во-первых, ни один из нас, священнослужителей, не должен быть «тростью, ветром колеблемой» (Мф. 11, 7). Мы не должны, по слову апостола, колебаться от всякого ветра учений или лжеучений. Мы должны твердо исповедовать веру Христову, веру апостольскую, веру отеческую, веру православную. Чтобы твердо ее исповедовать, мы должны ее очень хорошо знать, а чтобы ее хорошо знать, мы должны ежедневно ее изучать. Не только в рамках курсов духовной семинарии или духовной академии, но и в рамках того ежедневного «курса повышения квалификации», который каждый из нас должен организовать для самого себя. А как мы это организуем, зависит от каждого из нас. Но ни одного дня мы не должны прожить без чтения Евангелия, святых Отцов. Мы не должны прожить ни одного дня без того, чтобы углубить и расширить свои познания в апостольской, Христовой, православной и святой вере, которую мы призваны возвещать другим людям. Но для этого мы должны очень твердо в ней стоять, чтобы никакие ветры современных лжеучений не поколебали это наше твердое стояние в вере.

А еще, для того чтобы быть пророками, мы не должны быть людьми, «носящими мягкие одежды» (Мф. 11,8), то есть людьми, которые любят комфорт, роскошь, блага мира сего. Мы должны жить так, чтобы наш внутренний взор был обращен на Христа, чтобы каждый день мы себя спрашивали: «Что я сделал для того, чтобы послужить Христу? Что я сегодня принес Ему в дар?» И если мы, по слову Господа Иисуса Христа, будем такими, какими Господь хочет нас видеть: твердо стоящими в вере, не стремящимися к приобретению благ мира сего, но отдающими все свои силы и всю свою жизнь Господу, Его Церкви и людям, которые Его Церковь наполняют, Его стаду, – тогда Господь и для каждого из нас откроет врата того Царства Небесного, о котором Он говорил окружавшим Его людям.

И неслучайно после того, как ушли ученики Иоанна Крестителя, Иисус сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 11). Эти слова по-разному толкуются. Некоторые толкователи под «меньшим» понимают самого Иисуса Христа. Тот, Кто сначала пришел к Иоанну Крестителю для того, чтобы принять от него крещение, стал по отношению к Крестителю как бы меньшим по отношению к большему. Но Он – Тот, кому должно расти, а Крестителю должно умаляться. А другое толкование говорит о том, что всякий, кто войдет в Царство Небесное, окажется большим, чем самый великий пророк на этой земле, потому что Царство Небесное – это та реальность, которую мы в этой жизни можем лишь почувствовать, предвкусить. Но для каждого из нас, если мы будем достойными служителями Господа, Царство Небесное откроется во всей полноте, когда мы перейдем черту, отделяющую земную жизнь от вечности, и встретимся там с самим Господом Иисусом Христом. И о том, что произойдет там (в той реальности, которая нас ожидает), апостолы говорят: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). 

Будем, вдохновляясь этими евангельскими рассказами и апостольскими словами, образом Иоанна Крестителя, проходить наш жизненный путь таким образом, чтобы быть достойными нашего призвания, каждый день углублять наши познания в христианской православной вере и эту веру нести как можно большему числу людей. И пусть Господь Иисус Христос помогает нам в этом служении, а молитва святого Иоанна Крестителя в нем нам сопутствует».

Затем митрополит Волоколамский Иларион обратился к слушателям семинара «Система непрерывного православного образования: управление и взаимодействие с институтами общества и государства» и вручил им удостоверения.

Семинар, организованный Общецерковной аспирантурой и докторантурой совместно с Синодальным отделом по катехизации и образованию, завершился 8 июня 2018 года.



































Комментариев нет:

Отправить комментарий