Святыня Южской земли
В III Богородичном крестном ходе вышедшем из Южского Смоленского храма многие видели особый ящик со стеклом, а внутри кусок полена, который бережно носился учиненным послушником. К святыне находящейся в этом киоте, благоговейно прикладывались все крестоходцы.
Сказание о явлении в граде Юже Пресвятой Богородицы, иконы Неопалимая купина и ее отпечатка на сосновом древе.
В истории Руси и ее церкви найдется немало святых мест, история которых связана с явлением Пресвятой Богородицы и ее икон. Выше уже упоминались такие явленные богородичные святыни, как Боголюбская и Казанская иконы, первая из которых связана с явлением князю Андрею Боголюбскому Самой Пресвятой Богородицы, с изволением оставить перевозимую им в Суздаль икону во Владимире, а вторая – с обретением святыни, укрепившей православие в неспокойном Казанском крае и вдохнувшей потом в народное ополчение силы на освобождение Руси. Впрочем, здесь точно также можно упомянуть и Смоленскую, и Тихвинскую, и Владимирскую иконы. Чем, как не духовным молитвенным порывом тысяч русских людей можно объяснить многократное спасение Москвы в, казалось бы, безвыходных ситуациях? При внимательном исследовании истории очевидно, что всенародный отклик на подаваемую через иконы Божию помощь приводил не только к общерусскому почитанию святынь, но (это и есть, наверное, тайна русской истории!) и к такому духовному движению, энтузиазму, что происходило изменение исторических судеб Отечества (что наиболее ярко выразилось в событиях 1612 года). Даже нецерковные исследователи согласны, что на историческое решение Кузьмы Минина оказало влияние бывшее ему явление (неважно, во сне или наяву) Троицкого игумена Сергия (моленной иконой которого, кстати, была Одигитрия, то есть Смоленская). Р.Г.Скрынников пишет: «…Трижды посетил его один и тот же сон. Виделось Кузьме, будто идет он со многими ратными людьми на очищение Московского государства… Минин вспоминал, что при пробуждении его било как в лихорадке. В его голове вновь и вновь звучали слова, как бы услышанные им сквозь сон: “Если старейшие не возьмутся за дело, то его возьмут на себя юные (молодые тяглые люди), и тогда начинание их во благо обратится и в доброе совершение придет!”» (На страже… Сс.217-218.). Поэтому дальнейшие события в Юже, связанные с посещением этого места Пресвятой Богородицей и новым явлением Одигитрии-Неопалимой уже в наше время, 1996 году, просто не допускают их замалчивания.
В конце XIX века рядом с селами Южа-Никольское и Омелово были построены фабричные слободки, людям требовался новый храм. В 1895 г. недалеко от фабрики на завещанные средства почившего Леонида Балина устроили богадельню с храмом, в честь св. апостола Асигкрита, духовного покровителя фабриканта А.Я.Балина. Храм потом перестроили и расширили. Устроили и новое кладбище, а на нем в 1900 г. построили еще часовню (возможно, это был храм-часовня). Фабричный поселок стал в 1923 году городом Южа, а исторический центр – селом Старая Южа со Смоленским храмом. В 1924 году городской храм был закрыт (ныне это здание школы №6), часть его имущества национализирована, а остальное передано в храм Смоленской иконы Божией Матери, который оставался действующим до 1939 года. Когда в том же 1924 году разорили часовню на фабричном кладбище (это и есть городской парк возле автовокзала, через который прокладывали коллектор), может быть, в более позднее время, чья-то водимая Богом рука прибила медную икону Неопалимой над веткой молодой сосны, для молитвы. Сосна росла прямо между тротуаром и проезжей частью улицы Арсеньевка. Жительница Южи Утлякова (урожд. Костерина) Эльвира Васильевна, 1929 года рождения, свидетельствует, что после войны (т.е. в конце 40-х - начале 50-х), эту иконочку на сосне еще можно было видеть прохожим: она стала зарастать, но немного проглядывала из-под коры. Потом про нее совсем забыли. То, что произошло дальше, можно назвать чудом.
В июле 1992 года именно в это дерево попала молния, расщепила сосну сверху донизу, отчего дерево засохло. У Южского художника-краеведа В.А.Клокова это событие даже было отмечено в записной книжке: «В конце июля 1992 г. была сильная гроза. Молния расщепила сосну от вершины до корня, сняв кору и оставив полосу шириной 15-20 см, и глубиной 7-8 см.» Через четыре года засохшее дерево пришлось свалить с корня на дрова (на пне мы насчитали около 70 годовых колец), которые городской администрацией были предложены проживавшей неподалеку семье Кошелевых. Семья Кошелевых была обычной четой пожилых людей, трое детей к тому времени со своими семьями разъехались по крупным городам, они же были пенсионеры. Разве только можно отметить, что Юрий Иванович был одним из тех, чьё решительное сопротивление не позволило советской администрации Южи устроить очередное кощунство - аттракционы на могилах предков, а Евдокия Николаевна (урожд. Сесягина) была родной внучкой диакона Сесягина Ивана Николаевича (сконч. в сер. 40-х гг) из с. Сакулино Палехского района, того села, куда был увезена деревянная церквушка, построенная южскими крестьянами на месте обретения Смоленской иконы. Ничего не подозревая, Кошелевы купили у городской коммунальной службы распиленный на части ствол, все распилили на чураки, раскололи и «приложили» в поленницу.
19 ноября 1996 года Юрий Иванович Кошелев затопил в своем доме печь, потом подбросил дров еще и, решив помешать угли, с кочергой в руках открыл дверцу… Вот как описывает происшедшее сам хозяин: «…В ореоле огня я увидел Пресвятую Мать Богородицу с Ребенком на руках. Икона была большой, во всю топку и казалось, что она шевелилась, так как пламя было живым. Я сказал об этом жене, она была рядом – пекла блины. На что она ответила, что у меня «поехала крыша». Я крикнул, чтобы она бежала, заглянула в топку сама. Убедившись в истине моих слов, Евдокия схватила совок и стала вытаскивать полено. Оно оказалось с иконой. Я подставил ведро с водой, выхватил полено из огня и опустил в воду, потом бегом побежал на улицу, чтобы не напустить дыма в дом. На улице я отсоединил икону от полена, оставил полено на улице, а икону принес домой. Взяв тряпочку, я стал оттирать икону, и она заблестела, как бы не была в огне и печи». Медная икона была небольшой, 9х10 см. Она так вросла в ствол дерева, что Юрий Иванович даже не заметил ее при колке дров. С иконочки сразу сняли копию, а Евдокия Николаевна перерыла всю поленницу – и нашла второе, не сожженное полено, примыкавшее к иконе с другой стороны. На нем был отпечаток лицевой стороны образа. Через день, в праздник архистратига Божия Михаила, находку отнесли показать в действовавший приход св. Асинкрита. Служба как раз закончилась, и батюшка уже шел навстречу. Он сразу узнал изображение – «Неопалимая купина». Как предположил священник, икона когда-то была покрыта цветной эмалью. На взволнованный рассказ Кошелева о чудесных обстоятельствах находки явленного образа служитель Божий не обратил внимания, куда-то торопился.
Сердце подсказывало Юрию Ивановичу, что произошло какое-то важное событие, которое нельзя замалчивать. Ведь Божия Матерь явилась! Он сразу сообщил о случившемся своим верующим дочерям, проживающим в Великом Новгороде. Одна из них, Ирина, работает в реабилитационном центре прямо возле стен древнего Свято-Юрьева монастыря. Так случилось, что о Явлении узнал правящий Новгородский архиепископ Лев, который, вникнув в переданный ему рассказ Кошелевых, признал икону Неопалимой Купины явленной и попросил южских жителей передать икону в Юрьев монастырь. Юрий Иванович вспомнил завет своей матери-христианки, что, найдя икону, ее нужно отдать в храм Божий, и выполнил просьбу владыки, отдал находку. Так случилось, что именно в это время в Юрьевском монастыре готовился к освящению храм в честь Неопалимой купины. Владыка увидел в этом Промысел Божий и благословил мастеров вделать явленную икону в большую доску, написав на ней крону дерева и двух ангелов подле него, благоговейно держащих образ на руках. В таком виде явленная икона стала почитаться в монастыре, она лежала на аналое Неопалимовского храма, где насельники монастыря творили ежедневное молитвенное правило. К сожалению, в 2001 году святыня была украдена из монастыря паломниками, и ее следы теряются в Ленинградской области.
Нужно отметить еще целый ряд удивительных совпадений, в котором верующие люди видят прямое «Божие водительство». Дело в том, что Южу со Свято-Юрьевым монастырем издревле соединяли молитвы ревностного архипастыря епископа Виктора (Онисимова) (сконч. в 1817 г.), который много лет был архимандритом древней Новгородской обители (1775-1782), а с 1783 по 1800 г. правил Владимирской, затем объединенной Владимиро-Суздальской епархией, в которую входило село Южа-Никольское (Летопись. Примеч. к с.6). По его благословению в 1795 году в Юже был освящен вновь построенный каменный Свято-Смоленский храм. Конечно, владыка знал, что старый Никольский храм построен на месте явления медной иконы Одигитрии и, возможно, лично благословил в новом храме главный придел освятить в честь образа Смоленской. Церковно-приходская летопись свидетельствует, что однажды владыка лично посещал Южу и даже ночевал здесь, не благоволив принять гостеприимство кого-либо из причта, но разбив за селом особый шатер (Летопись. С.27). Сведенный с кафедры императором Павлом I, владыка был снова отправлен «на смирение» в любимый им Новгородский Свято-Юрьев монастырь, откуда позже был переведен в Хутынский монастырь, где скончался 29 марта 1817 г. и погребен (Есть еще одно «совпадение», которое пока не может быть включено в основной текст: 1 января 1998 года будущий восстановитель Свято-Смоленского храма, тогда еще учитель А.Е.Лихачев посетил с группой своих воспитанников Новгородский Хутынский монастырь, где в тот день произошло чудо мироточения образа Почаевской иконы, засвидетельствованное епархиальной комиссией и владыкой Львом). Другая нить связывающая Южский храм со Свято-Юрьевым монастырем – образ Неопалимой купины. По свидетельству описи имущества Свято-Смоленской церкви, в главном алтаре слева от горнего места находилась двойная икона небольшого размера – Вознесения Господня и Неопалимой купины (сведений о причинах почитания Неопалимой в Юже пока не имеется). В Юрьевом же монастыре почитание иконы Неопалимой купины было введено архимандритом Фотием (П.Н.Спасский, 1792-1838) по таким обстоятельствам: будучи строителем этой обители с 1822 г. (своими средствами ему помогала в строительстве графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская), он начал много новых построек, но несколько раз всё сгорало от пожаров. Тогда около 1824 года по его благословению был построен южный больничный корпус с храмом в честь иконы Неопалимой купины (Свято-Юрьев монастырь. Брошюра. Типогр. АОЗТ «Просветитель» по зак. Свято-Юрьева монастыря. М. 2001. Сс.13-14), после чего пожары в обители прекратились (архимандрит Фотий даже составил акафист в честь этого образа, который, к сожалению, не был издан и находится в запасниках Синодального архива). И вот теперь, спустя почти два века, не принятая духовенством Южи явленная икона Одигитрии-Неопалимой уходит в канун возрождения своего Неопалимовского храма в Свято-Юрьев монастырь, где ее когда-то так чтили, однако, тоже не сохранили.
Чтобы понять духовный смысл события, обратим внимание на некоторые детали свидетельства Кошелевых (в разное время сделаны аудио- и видеозаписи их рассказа). В огне Юрий Иванович увидел изображение Богородицы не такое, как на иконе. Да, Матерь Божия была с Ребенком на руках, но размер сотканного из огня образа был, по его свидетельству, намного большим, чем на иконе, во всю топку, и взгляд и у Богоматери, и у Богомладенца был живой. Это же подтверждает супруга, Евдокия Николаевна, которая, как мы видели выше, была вначале настроена критично к видению своего супруга Юрия Ивановича, пока сама не убедилась в реальности Явления. Итак, видение Кошелевых не было простым отражением лика иконы в языках пламени, но Явлением Самой Богородицы с Божественным Младенцем на руках. Видение продолжалось несколько минут, в течение которых супруги, замерев, смотрели на живой лик Пресвятой Девы, при этом в их сердца вливались удивительные чувства умиротворенности, благодарности, веры (по выражению Ю.И., он «восплыл»); потом же бросились вынимать поленья из огня. В лице супругов Кошелевых мы имеем не только обретателей данного Богородицей образа, но и очевидцев Явления на Южской земле Самой Пресвятой Богородицы.
Наконец, надо обратить внимание на удивительный образ, отпечаток, «самопроизвольно» возникший в структуре дерева: икона не просто вросла в ствол, но отпечатала на нем свой Божественный лик со всеми клеймами, которые особенно хорошо видны. Отметим еще одно «совпадение»: когда чурку с вросшей иконой раскалывали на дрова, трещина прошла прямо вдоль образа, и икона была оторвана колуном от той части дерева, где была ее зеркальная копия. Тыльная же сторона осталась приросшей, влипшей в смолу соседнего полена, которое и было брошено 19 ноября в топку. Наконец, чего стоит сама догадка Евдокии Николаевны, что может существовать другое, смежное с сожженным полено, которое на тот момент (прошли два месяца отопительного сезона!) оказалось в целости и сохранности. Когда полено с отпечатком привезли правящему архиерею Ивановской епархии – архиепископу Амвросию, он заметил, что отпечаток на дереве может с полным правом именоваться «нерукотворным». Было получено его архипастырское благословение открыть в Свято-Смоленском храме придел в честь Явления Неопалимой, что и было осуществлено в день 8-й годовщины Явления – 19 ноября 2004 года. К этому дню супруги Кошелевы передали полено с нерукотворным отпечатком на хранение в храм, заранее был изготовлен киот, и теперь прихожане храма имеют возможность поклоняться Матери Божией, изволившей дать «чтимое древо» (по слову протоиерея Геннадия Беловолова, настоятеля Иоанновского Леушинского подворья, Санкт-Петербург) в ее недавно возрожденный храм.
Обретение иконы «Неопалимой купины» в Юже в 1996 году – важное духовное событие. Появление иконы, относящейся к типу Одигитрии, означает, прежде всего, благоволение Божие и призыв к возрождению Свято-Смоленского храма, посвященного этому образу, ведь храм был построен в память обретения иконы Одигитрии в окрестностях села в лесу. Икона «Неопалимая купина» по типу есть та же Одигитрия, только в символических очертаниях огня. Поэтому чудесное явление этой иконы есть повторение в наше время того же события, которое несколько столетий назад призвало людей к устроению придела, а потом и целого каменного храма в честь Смоленской иконы. Можно сказать, что это есть и прообраз возрождения веры и святыни из адского пламени безбожия. Призыв Пресвятой Богородицы был по промыслу Божию услышан – с 2000-го года началось не только восстановление храма, но и совершение в нем Божественной литургии. То, что Явление не было вовремя оценено и что в свое время икона не была принята Южским духовенством, тоже не случайность: совершая богослужение в Старой Юже, первые (после восстановления приходской жизни) южские священники игнорировали Свято-Смоленский храм, намереваясь занять хорошо сохранившееся здание 6-й школы (быв. церкви св. апостола Асигкрита). Глас Божий указал тот храм, с которого должно было начаться возрождение православной жизни в Юже, но ему снова не вняли. О событиях, связанных с Неопалимой, в Смоленском храме узнали в конце 2002 года, спустя 6 лет после Явления. Житель Московской области, выходец из Южи В. А. Копров организовал изготовление образа - ксерокопии с сохранившейся фотографии Явленной иконы и киота для него. В мае 2003 года (в Неделю св.жен-мироносиц) изготовленный образ повезли из Подмосковья в Южу, и настоятелем Свято-Смоленского храма был организован покаянный крестный ход навстречу ему. Икону встретили молебном в окрестностях села Преображенское и на руках несли все 20 километров до Свято-Смоленского храма.
Надо отметить, что Богородица приняла покаяние южского народа: когда крестный ход поравнялся с прядильно-ткацкой фабрикой, многие очевидцы видели над ним парящего белого голубя. И, что еще интереснее, резко сократилось количество лесных пожаров в районе. По данным МЧС, если в 2002-м году было целое бедствие, леса выгорели на площади 262 га, то вплоть до лета 2006 года площадь пожарищ не превышала 4-6 га за год.
Символика Неопалимой – ограждение от огненной стихии – приводит нас к общерусскому смыслу события: если 2 марта 1917 г. в с. Коломенское была явлена Державная икона, означавшая сохранение Матерью Божией Ее державы над Россией, то событие 1996 года уже указывает на пламя, охватившее наш народ, выход из которого указывает Одигитрия (т.е., с греческого, Путеводительница), указующая на Своего Божественного Сына. Возможно, явление Неопалимой знаменует собой наступление апокалиптических событий на Русской земле.
Большое видится издалека. А пока надо, сколько есть возможности, сохранить для народной памяти все детали происшедших событий. В начале ноября 2004 года проводились поиски пропавшей в Ленинградской области явленной иконы, и хотя она не была найдена, удалось выкупить икону-«сестру», отлитую, по словам эксперта, из той же партии, что и явленная. И, что еще важнее, архиепископ Амвросий выдал для Свято-Смоленского храма в Старой Юже антиминс для устроения престола в честь Явления Неопалимой, что и было исполнено к 8-й годовщине события. На месте, где росла сосна, в соответствии с местной традицией, установлен памятный знак – поклонный столп с надписью, составленной доктором филологических наук, профессором В.Ю.Троицким (гл. научный сотрудник ин-та Мировой литературы РАН им. Горького, г. Москва): «На сем месте росла сосна, пораженная молнией в 1992 году, в коей пребывала вросшая в ее древо и напечатленная на нем икона «Неопалимая купина». Сия икона была явлена христианам Самой Божией Матерью в пламени печи невредимою 19 ноября 1996 года от Р.Х.» (Подобные сооружения повсеместно встречаются в селах района, например, в д.Суземье Изотинского с/совета). Традиция установки часовни-столпа на месте встречи святыни известна, например, в г.Иваново-Вознесенске, где в 1822 г. она была установлена на месте встречи Боголюбовской иконы (ныне ул. Постышева, часовенка не сохранилась) - А.М.Тихомиров. Храмы Иваново-Вознесенска. МИК. Иваново. 1996. С.104. 19 ноября (6 ноября ст.ст.) по дозволению епархиальной комиссии ежегодно совершается крестный ход из Свято-Смоленского храма к дому Кошелевых и поклонной часовне. Также и в Свято-Юрьевом монастыре архиепископ Лев с духовенством обители ежегодно служит молебен в этот день обретения иконы. В день 10-летия Явления Новгородский архипастырь почтил обретателей Кошелевых особыми заздравными прошениями на молебне и своим подарком – передал для них писанную икону Пресвятой Богородицы Неопалимая купина. Со временем над печью, в которой явилась Пресвятая Богородица, планируется воздвигнуть часовню.
Комментариев нет:
Отправить комментарий