Недавно, в самом конце 2021 года, в музее произошло долгожданное событие – вышел из печати второй том каталога подписной иконы из собрания Государственного музея истории религии. Первый том был издан годом раньше. «Почему долгожданное?» – спросите вы. Потому что с момента возникновения идеи представить в одной книге все произведения подписной иконописи, хранящиеся в нашем музее, прошло много лет. Эти годы были посвящены выявлению памятников в обширных музейных фондах, поиску и расшифровке подписей, сбору в архивах информации об авторах, о некоторых из которых так ничего и не удалось узнать, кроме фамилии на доске…
Лучше однако начать с рассказа о том, что же такое подписная икона. Мы привыкли к тому, что у художественного произведения есть автор, и он оставил на своем творении имя в виде подписи. Может показаться, что и в авторской подписи на церковном образе нет ничего необычного. Но это не так. В живописи светской ценится то, насколько умело сделано произведение. Художник подтверждает подписью свое участие в работе, а ценитель искусства ищет эту подпись как указание на подлинность. И часто то, кто создал картину, становится для зрителя важнее самого изображения. В церковном же искусстве на первом плане всегда было и остается содержание. Икона призвана зримо воплотить вечные нематериальные красоты сверхчувственного мира. Для верующих главное не то, что образ написан известным иконописцем, а то, что на этом образе показано. Икона ценится не благодаря имени своего мастера, но прежде всего благодаря изображению. Да и сам иконописец не считал себя создателем. Для верующего человека творец у всего сущего один – Бог. Мастер всего лишь исполняет Его волю, пользуясь необходимыми инструментами. Именно поэтому иконопись почти всегда анонимна.
Семен Иванов и Федор Семенов. Благоверные князья Федор, Давид и Константин Ярославские, Василий и Константин Ярославские в молении иконе Богоматери. Ярославль. 1643 или 1683 г. Собрание ГМИР. Вероятно, старейшая икона в собрании музея: на сегодняшний день в подписи дату невозможно прочитать точно.
«Многогрешный раб Божий…»
Мы знаем о некоторых древнерусских мастерах известных из летописей, сказаний, житий святых, монастырских описей, вкладных книг и других исторических материалов. К сожалению, далеко не всегда имя удается соотнести с какими-либо сохранившимся произведением. На самой иконе мастер был указан очень редко. «Грешны[й] Алекса Петров с[ы]нъ» создал в 1294 году икону святого Николая для новгородского Липенского монастыря, «многогрешный раб Божий инок Аарон Ф[еоф]анов сын…» – икону архангела Гавриила для деисусного чина новгородского Софийского собора в 1438-м… Это едва ли не все подписные произведения эпохи русского Средневековья.
Больше имен иконописцев встречается на памятниках конца XVI – начала XVII века. У многих икон знаменитой строгановской школы, возникшей в конце XVI века, на оборотной стороне есть разнообразные указания на то, кто их создал. Но эти пометы не являются авторскими подписями, часто относятся к более позднему времени и далеко не всегда соответствуют истине. Творения строгановских мастеров высоко ценились старообрядцами и коллекционерами, для которых и делались эти надписи с целью повысить значимость иконы.
Петр Федоров Билиндин (Билигдин). Троица Ветхозаветная в бытии с хождением. Москва, оружейная палата. 1688 г. Икона была написана для Троицкой церкви в московской Пушкарской слободе ведущим мастером Оружейной палаты, учеником Ивана Кириллова и Симона Ушакова.
Подпись мастера на иконе становится привычным явлением лишь со второй половины XVII века. В это время в России начинается следующий после Средневековья период истории – Новое время, и важной его чертой станет усиление индивидуального начала в различных видах деятельности, в том числе и в иконописи. Однако была и более практическая причина у такой перемены. Дело в том, что власти – и церковные, и светские, – постоянно контролировали иконописцев, обращая внимание и на профессиональный уровень исполнения, и на то, чтобы через «самомышление» художника в церковное искусство не проникли еретические идеи и образы.
«Стоглав», Иконный приказ и петровский указ
Еще в 1551 году состоялся поместный собор (один из крупнейших в истории Русской Православной Церкви), в котором участвовали не только клирики, но и царь Иван Грозный и его приближенные. Свод постановлений собора – «Стоглав» – пользовался в те времена непререкаемым авторитетом. В одной из глав тщательно рассматривались вопросы о том, что и как изображать на иконах. Вопросы иконописания неоднократно обсуждались и в XVII веке, в первой половине которого были создан Иконный приказ и Иконная палата, следом – приказ, ведавший росписью кремлевского Успенского собора. Затем центром художественной жизни стала Оружейная палата, мастера которой также состояли на государевой службе. Тем не менее, подписывать иконы было еще не обязательно. Первое известное прямое требование ставить свое имя содержится в указе Петра I от 1707 года: «А освидетельствованным изуграфом на святых иконах подписывать год, месяц и число и которой он степени имя свое, и отчество и прозвание подлинно». Однако, подписи имеются на многих более ранних произведениях. Так, в коллекции ГМИР самыми ранними подписными считаются два памятника: или икона 1643 года (дата на которой, возможно, неверно прочитана из-за плохой сохранности), или 1667 года. То есть на иконах из нашего музея подпись появилась по меньшей мере за 40 лет до издания петровского указа!
Василий Павлович Гурьянов. Богоматерь Федоровская с избранными святыми. Москва. 1913 г. Икона известного московского иконописца и владельца иконописной мастерской, а также реставратора и коллекционера
Штампы придворных поставщиков
И только начиная с XIX века имя иконописца можно считать фирменным знаком, говорящим о качестве работы и признании со стороны важных персон – церковных иерархов, членов Императорской фамилии и пр. Мастера рекламировали свои произведения, не только подписывая их, но и подробно указывая свои звания и награды.
Мастерская Якова Ефимовича Епанечникова. Богоматерь Блаженное чрево. Москва. 1907–1908 г. Штамп с изображением государственного герба говорит о том, что мастерская была «поставщиком Двора Его Императорского Величества».
Такова история появления авторской подписи на церковном образе. Стоит повторить, что в основном, имя иконописца остается неизвестным. И поэтому произведения, на которых есть информация о том, кто, когда и где их создал, становятся интересными историческими свидетельствами. Более 400 таких памятников опубликовано в новом музейном каталоге, о котором мы еще не раз вам расскажем.
Источник информации: https://dzen.ru/a/YpYtkDf34Xn0z5sw
На обложке иллюстрация с фрагментами подписи на иконе "Преподобный Макарий Унженский в молитве за землю Решемскую" Макариев-Решемского женского монастыря, с.Решма, Кинешемский район Ивановской области.
Текст подписи: "В лето 2020 от Рождества Христова при Иларионе епископе Кинешемском и Палехском, при игумении Феофании, попечением ктиторов, сей образ преподнесен Макарию Чудотворцу Решемской Обители на Волге".
Комментариев нет:
Отправить комментарий