Чем православие отличается от католицизма?
Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.
Разные кресты
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI.
Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.
Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.
Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.
Почему по-разному крестятся?
У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого... делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».
В православной традиции норма исполнения крестного знамения менялась в части двоеперстия и троеперстия, но о том, что креститься нужно справа налево писали церковные деятели до и после реформы Никона.
Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» - две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа - божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
Сверхдолжные заслуги святых
Кроме очевидных различий в обрядовой части, в системе монашества двух церквей, в традициях иконографии, есть у православных и католиков масса расхождений по части догматической.
Так, Православная церковь не признает католического учения о сверхдолжных заслугах святых по которому великие католические святые, Учителя церкви оставили неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», чтобы затем грешники могли воспользоваться богатствами из нее для своего спасения.
Распорядителем богатств из этой сокровищницы является Католическая церковь и лично Понтифик.
В зависимости от усердия грешника Понтифик может брать богатства из сокровищницы и предоставлять их грешному человеку, поскольку своих собственных добрых дел для спасения у человека не хватает.
С понятием «сверхдолжные заслуги» непосредственно связано понятие «индульгенция», когда человек за внесенную сумму освобождается от кары за свои грехи.
Непогрешимость папы
В конце XIX века Римско-католической церковью был провозглашен догмат о непогрешимости папы римского. Согласно ему, когда папа (как глава Церкви) определяет её учение, касающееся веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
Эта вероучительная безошибочность является даром Святого Духа, данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не основывается на его личной безгрешности.
Догмат был официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви.
Папа римский только один раз воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии.
Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium.
Ни догмат о непогрешимости папы римского, ни догмат о Вознесении девы Марии Православная церковь не приняла. Также Православная церковь не признает догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.
Когда же речь идет о догмате непорочного зачатия Девы Марии, то да не создастся у Вас впечатление, что Католическая Церковь приравнивает этот догмат к догмату бессеменного зачатия Сына Божия. Речь идет о зачатии самой Девы Марии, не от Нее Господа Иисуса Христа, а Ее Самой от Ее родителей Иоакима и Анны. Конечно же Католическая Церковь считает отнюдь не то, что это зачатие было бессеменным, но лишь то, что в первый момент Своего зачатия Дева Мария была освобождена от вины и последствий первородного греха. Наше несогласие с этим догматом основано на глубоких богословских различиях между Православием и Католицизмом.
В православном понимании грехопадение — это не просто отнятие некоторой благодати у прародителей, а искажение самой человеческой природы, заражение ее грехом, так что природа наша стала совсем не той, которая была у прародителей до грехопадения. Естественно, при таком понимании возвращение человека в момент его зачатия в состояние, которое было до грехопадения, как некая привилегия просто невозможно. Вместе с тем мы не принимаем этого догмата потому, что он в значительной мере обессмысливает приуготовительную историю Ветхого Завета, когда из поколения в поколение человеческий род готовился к тому, чтобы произвести Ту, Которая станет Матерью Бога. По католическому догмату получается, что Бог в любой момент мог даровать такую особенную привилегию какому-либо Своему созданию, чтобы это создание стало достойным сосудом для принятия и вочеловечения Сына Божия. Наконец, этот догмат лишает величия подвиг Самой Богородицы, Ее личную святость. Источник
Когда же речь идет о догмате непорочного зачатия Девы Марии, то да не создастся у Вас впечатление, что Католическая Церковь приравнивает этот догмат к догмату бессеменного зачатия Сына Божия. Речь идет о зачатии самой Девы Марии, не от Нее Господа Иисуса Христа, а Ее Самой от Ее родителей Иоакима и Анны. Конечно же Католическая Церковь считает отнюдь не то, что это зачатие было бессеменным, но лишь то, что в первый момент Своего зачатия Дева Мария была освобождена от вины и последствий первородного греха. Наше несогласие с этим догматом основано на глубоких богословских различиях между Православием и Католицизмом.
В православном понимании грехопадение — это не просто отнятие некоторой благодати у прародителей, а искажение самой человеческой природы, заражение ее грехом, так что природа наша стала совсем не той, которая была у прародителей до грехопадения. Естественно, при таком понимании возвращение человека в момент его зачатия в состояние, которое было до грехопадения, как некая привилегия просто невозможно. Вместе с тем мы не принимаем этого догмата потому, что он в значительной мере обессмысливает приуготовительную историю Ветхого Завета, когда из поколения в поколение человеческий род готовился к тому, чтобы произвести Ту, Которая станет Матерью Бога. По католическому догмату получается, что Бог в любой момент мог даровать такую особенную привилегию какому-либо Своему созданию, чтобы это создание стало достойным сосудом для принятия и вочеловечения Сына Божия. Наконец, этот догмат лишает величия подвиг Самой Богородицы, Ее личную святость. Источник
Чистилище и мытарства
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище - особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.
«Филиокве»
Православный Символ веры.
Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
Окончательно утвердилось оно на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).
В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).
В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий