Слово в неделю о расслабленном. Будем благодарными.
В четвертую неделю по Пасхе Святая Церковь вспоминает великое чудо исцеления расслабленного. Поэтому называется эта неделя - Неделей о расслабленном.
Вы слышали Евангельское чтение об этом чуде. Но обратили ли вы внимание на то, как исцеленный Господом Иисусом Христом человек отнесся к своему исцелению и к своему Божественному Благодетелю?
Он не знал, кто его исцелил, и на вопрос врагов Христа, книжников и фарисеев о том, кто его исцелил, ответил: "Не знаю". Но потом Господь встретил его в храме и сказал ему: "Вот ты и исцелился, смотри, впредь не греши" (Ин.5:14).
И что же сделал исцеленный?
Он тотчас же пошел к первосвященникам и донес, что исцеливший его - Христос, а исцеление было совершено в субботу. За все дела Христа, творимые в субботу, жестокой злобой пылали против Него книжники и фарисеи. Они считали Его нарушителем закона Моисея и за это стремились погубить. И вот исцеленный оказал им содействие в этом намерении. Он проявил черную неблагодарность к великому своему Благодетелю.
На каждом благодарственном молебне вы слышите Евангельское чтение о десяти прокаженных и видите, какую черную неблагодарность проявили девять из десяти. Только один самарянин пришел и пал в ноги Господу и благодарил Его. А Господь спросил: "Не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" (Лк.17:17)
Неблагодарность - это то, чем страдают очень многие. Неблагодарность - это свойство многих человеческих сердец.
Святой пророк Исайя о неблагодарности народа Израильского к Богу, избравшему этот народ, говорит: "Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего, а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет!" (Ис.1:3). Вы видите, как тяжко осуждает этими словами св. пророк неблагодарность народа Израильского. Он ставит им в пример бессловесных животных, которые питают привязанность к своему хозяину.
В житии святого Герасима, жившего при Иордане, рассказана удивительная история. Он увидел однажды льва, лежавшего на песке и тяжело страдавшего. Лев лизал лапу, в которую попала заноза. Св. Герасим подошел к нему, взял его лапу и вынул занозу. И что же? Лев проникся с тех пор необычайной благодарностью к св. Герасиму, до самой смерти старца не отходил от него, а когда св. Герасим умер, на могиле его лег этот благодарный лев, тяжко грустил и в конце концов там и умер.
Я знаю случай, когда один врач, увидев на дороге больную собаку, взял ее к себе и вылечил. Она была так же безмерно благодарна этому милостивому врачу, как лев св. Герасиму. Она всю жизнь ходила за ним и не раз приводила к нему больных собак и молча просила его и этих собак исцелить.
Видите, как многому должны мы научиться у этих благодарных животных. А мы не таковы. Если девять из десяти исцеленных оказались неблагодарными, то это недаром показал нам Господь Иисус Христос. Разве вы думаете, что эти девять неблагодарных были особо дурными людьми? Нет. Господь хотел показать этим, что и среди нас тоже столько же неблагодарных.
Почему люди неблагодарны? Почему так часто отвечают они черной неблагодарностью и нередко поносят благодетелей своих?
В основе неблагодарности лежит человеческое себялюбие, эгоизм, ибо те, кто получают благодеяния, часто так настроены, что ничего в этом особенного не видят. Они так высоко о себе мнят, что мало думают и заботятся о других, считают, что все обязаны оказывать им внимание, и потому всякое деяние считают за ничто, принимают как должное. Есть среди таких людей даже еще более испорченные, гордые, которым неприятно получать благодеяния. Пока нуждаются они в нем, то ходят и кланяются, и просят о помощи, а когда получают помощь, то вместо благодарности раздражение и злоба закипают в сердцах их. Они не выносят того, что пришлось им просить, что нашелся человек благородный, который оказал им помощь. И не думают они совсем о том, чтобы поблагодарить его. Даже больше того, иногда сердца их ожесточаются, и это чувство оскорбленного самолюбия порождает ненависть к своему благодетелю.
Премудрый Иисус, сын Сирахов, прекрасные слова сказал о людях неблагодарных. Вот его слова:
"Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им. Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесет - и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: он воздаст ему проклятиями и бранью, и вместо почтения воздаст бесчестием" (Сир.29:4-9).
Из всех видов неблагодарности человеческой самая тяжкая - это неблагодарность детей к родителям своим, которую мы так часто видим.
Скажите, кого, как не родителей наших, должны мы считать своими первыми и главнейшими благодетелями? Они дали нам жизнь, терпели наши детские капризы, пороки и иногда даже оскорбления. Кто, как не родители, так долго заботившиеся о нас и душу за нас полагавшие, заслуживают благодарности? Но часто мы видим, что старых родителей, потерявших способность трудиться, злые дети гонят из дому, или если не гонят, то с проклятием и озлоблением подают им хлеб, так что кусок этот застревает в горле несчастного отца или матери их.
Послушайте, что говорит премудрый Иисус, сын Сирахов, о почитании родителей:
"Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания... Оставляющий отца - то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою" (Сир.3:8-9,16).
В книге Второзакония читаем мы страшные слова: "Проклят злословящий отца своего или матерь свою" (Втор.27:16). В книге Исход читаем еще более страшные слова: "Бьющего отца своего должно предать смерти" (Исх.21:15).
Народ Израильский побивал камнями таких тяжких преступников. Нужно было, чтобы казнь их становилась страшным событием в жизни народа, чтобы народ видел и понимал, как наказывать тех, кто жестоко обращается со своими родителями, чтобы он почувствовал, как тяжек грех оскорбления отца своего.
Так было в древние времена. Но не так теперь. Этот древний закон не исполняется. Бьющий отца своего, злословящий мать свою у нас часто остается ненаказанным. А если решаются умирающие от голода родители подать жалобу в суд, то существование их будет еще больше отравлено детьми их.
Но Божий закон вечен, правда Божия непоколебима, и если не казнят теперь тех, кто бьет отца своего, то будут осуждены они от Бога на смертную казнь. И хотя никто не побивает их камнями теперь, но проклятие Божие, осуждение Божие будет вечно казнить их, ибо правда Божия никогда не отнимется и всегда будет исполняться, даже и тогда, когда люди перестанут следовать ей.
Пусть подумают об этом те, кто оскорбляет родителей, те, кто гонит из дому своего старика отца или старуху мать, кто обрекает их на голод, лишая помощи своей. Пусть помнят они, что над ними исполнится этот древний закон. Пусть помнят, что Богом осуждены они на побиение камнями. И пусть трепещут.
Господь Иисус Христос, когда исцелял десять прокаженных, знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее всех исцелил. Он изливал Свою милость безмерную на всех - и достойных, и недостойных. Он отдал жизнь Свою святую и за грешных, неблагодарных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти.
Неблагодарность человеческая - это капля в море милосердия Божия. И как нельзя замутить море, бросив в него горсть песку или чего-либо нечистого, так не может неблагодарность человеческая сколько-нибудь замутить безмерное милосердие Божие ко всем нам.
Это мы должны помнить.
Перед нашими глазами всегда должен стоять обагренный кровью Христос, на Кресте Голгофском умерший за нас, неблагодарных.
Будем же помнить Крест Голгофский, будем всегда помнить безмерное Божие милосердие к нам, неблагодарным и грешным.
И если будем мы помнить это, если будем брать пример с тех, кто благодарность считает своим нравственным долгом, и прежде всего по отношению к родителям своим, то милость Божия будет с нами.
27 мая 1945 г.
Источник: Святитель Лука Крымский. Господня Пасха. Проповеди и беседы в дни Великих праздников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий