пятница, 28 февраля 2020 г.

"Купи лучше пирожок" Рассказ священноинока

Шел 1989 год. Я учился в восьмом классе обычной советской школы. К этому времени, в моей жизни уже произошло несколько встреч с так называемым религиозным искусством на примере икон, которые я находил на чердаке своего дома. Так, постепенно, незаметно для меня самого - Бог, через мою любознательность по теме сопереживания и изучения всего, что связано с религиозным искусством, поселялся в моем сердце.



Часто я заходил в книжный магазин в городе. Там всегда были новинки книг и можно было их полистать. И вот однажды, на полке я увидел интересный фолиант, наполненный иллюстрациями фресок  Успенской церкви на Волотовом поле близ Новгорода. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны. Книга же в себе содержала изображения удивительного мира - духовного. 

Это сейчас уже никого не удивишь изображениями с храмами и иконами, но тогда, в 80-е это было подобно чуду. Здесь же был рассказ, как реставраторы, по крупицам, и это даже не в переносном смысле, восстанавливали утраченные, казалось бы, росписи храма.

Пораженный, я спросил у продавца: "А есть ли еще у них на складе такие книги?" На что мне ответили, что это единичный экземпляр. В то же время меня успокоили, что мало кто этой книгой заинтересовался, кроме меня, пока она лежала на полке, но все равно, я попросил ее придержать и не продавать, а сам побежал домой.

Дома, я как и все дети, начал клянчить у своих родителей покупку этой книги. Из своей сознательной жизни случая, не помню такого случая, чтобы я был так настойчив. "Купи да купи, она мне нужна!" - так выводил своих родителей, понимая, что только они смогут ее приобрести, т.к. деньги были только у них.

Помню слова моей мамы, Царствие ей Небесное! "Сынок, ты лучше купи пирожок! Зачем тебе эта книга?! Купив ее, потратив деньги, ты потом будешь просить купить тебе пирожок, потому что книгой сыт не будешь!" На что ей отвечал, что не буду просить пирожок.

Видя мою неотступность, мама выделила денежку и мы с сестрой сходили в магазин и купили эту, дорогую для меня, книгу. Странен для всех был мой каприз и не понятен. Мне же она нравилась каким то необъяснимым для меня притяжением. Может Бог меня звал через изображения святых?! Сложно объяснить. Одно могу сказать с уверенностью, что эта книга была для меня одной ступенькой к Нему.

На всю жизнь запомнил урок моей мамы, что ради поставленной цели и ее достижения нужно делать выбор, и мало того, даже чем то жертвовать. Хочешь книгу - тогда не спрашивай о пирожках! Понятно, что мать не оставит свое чадо голодным, она всегда его накормит, но баловать пирожками и прочими сладостями она не будет.

В 1989 году я поступил в Суздальское художественно-реставрационное училище, чтобы получить профессию художника-реставратора живописи.


На дворе конец февраля зимы 2020 года. Случайно иль нет, в интернете нашел два видеоролика посвященных фрескам Успенского храма на Волотовом поле и титанической работе реставраторов, которые продолжают восстанавливать порушенные росписи, хоть война уже давно закончилась.

Часто листал эту книгу, всматривался в лики святых и до сих пор чувствую к ней особое благоговение.

Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, 

Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Издательство: Искусство 1989 г


"Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода"

Автор: Вздорнов Г. И.
Год: 1989
Издание: Искусство
Страниц: 344
ISBN: [не указан]

Разрушенная в годы Второй мировой войны церковь Успения Богородицы на Волотовом поле в окрестностях Новгорода была украшена на редкость хорошо сохранившимися фресками XIV века. Гибель этой церкви - невосполнимая утрата для русской и всей восточноевропейской художественной культуры. В настоящем издании предпринят опыт реконструкции волотовской росписи в виде описания и воспроизведения всех составлявших ее композиций и отдельных фигур. Впервые в мировой научной практике утраченная роспись воссоздана по архивным источникам.


Фильм-лекция "Спасенные фрески церкви Успения на Волотовом поле"

Часть 1

Часть 2

«Спасенные фрески церкви Успения на Волотовом поле»
 в 2-х частях .
Хр. 26.56 и 27.54 мин.
ПБ, 2013 г.
Режиссер Татьяна Дьяконова
Операторы Андрей Осин, Владимир Ярош
    
Фильм-лекция «Спасенные фрески церкви Успения на Волотовом поле» в двух частях посвящена шедевру мирового искусства церкви Успения на Волотовом поле. 
    
Руководитель Новгородской научно-реставрационная мастерской «Фреска» Тамара Ивановна Анисимова рассказывает и показывает технологию реставрации фресковых композиций и возвращения живописи на стены храма.
  
Церковь Успения на Во́лотовом поле поставлена в 1352 году архиепископом Моисеем на возвышенном берегу Малого Волховца неподалеку от Великого Новгорода. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого новгородского архиепископа Алексея.  В прошлом — это один из ранних образцов каменного новгородского зодчества. Церковь известна своими уникальными фресками XIV века, которые во время Великой Отечественной войны рассыпались на множество фрагментов. Яркий пример гибели шедевров мирового искусства в результате боевых действий.
    
После окончания войны на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи, которые затем были законсервированы.
   
14 декабря 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО.
   
В августе 1993 года новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.
   
В 2001 году по совместному германско-российскому проекту началось восстановление храма. Немецкая сторона оплатила работы в размере 52 млн. рублей, они также финансировались и из федерального бюджета.

2 комментария:

  1. Замечательный Вы человек! И рассказ теплый , как свет от фресок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чудесный рассказ. А я теперь пишу книгу научно-методический популярный путеводитель "Спасенные храмы Новгорода", где собран материал о восстановленных фресках

      Удалить