воскресенье, 14 февраля 2021 г.

"Не хочу молиться" Рассказ священноинока

Свой очередной рассказ хотелось закрепить словами из Древнего патерика, процитировав их. Сколько я не пытался найти в интернете по данной фразе интересующий меня текст, он все время ускользал. Складывалось ощущение, что никто о нем ни разу не написал, так как предлагались ответы полностью противоположные, которые говорили, что даже если ты не хочешь молиться, то ты просто обязан себя к этому понудить или заставить, ибо сказано, что Царствие Божие нудится. Одним словом чтобы туда попасть, ты должен потрудиться. 

Так, однажды мне позвонила Лидия, которая сразу после обычного приветствия, сказала: «Я не хочу молиться!» По ее настрою было понятно, что говорить ей о понуждении себя к молитве было бесполезно, так как голос был у нее решительным. «Не молись!» - ответил ей в ответ. Лидия сразу, без лишних слов положила трубку.

Прошло время. Звонок. Смотрю опять Лидия на связи. Без лишних слов приветствия, снова услышал единственную фразу: «Я хочу молиться!» Было не понятно, что она этим хотела мне сказать, то ли спрашивала благословения, то ли утверждала о принятом решении. «Молись!» - сразу ей ответил. Она снова положила трубку. 

Да, это был странный диалог, когда один из собеседников звонит ради единственной фразы и тут же кладет трубку, отключая связь. О Лидии скажу только доброе слово. Она прошла не простую жизнь, когда одна воспитывала двоих детей. Когда мы познакомились, я увидел в ней женщину с непростой судьбой и сложным характером, к которой нужен был особый подход. В то время я служил четвертым священником в Вознесенском Приходе города Фурманов. По возрасту, она была старше моей мамы. В общении просила всех обращаться к ней только по имени и на «ты», без отчества. Свою просьбу она объясняла просто, что в молитвах к Богу мы обращаемся на «ты». Клиросное послушание несла всегда с ответственностью. Бывали дни, когда по старческой немощи ей было тяжело приходить, но она, невзирая на боль, все равно шла в свой храм петь на клиросе, говоря: «А кто же будет петь или читать, когда никого кроме меня нет?!» Все священники Прихода всегда к ней относились с любовью и уважением, так как видели в ней искренне верующего человека.

У всех у нас бывают моменты, когда чувствуешь, что ты устал от ноши которую на себя взвалил и тогда хочется уйти от всех, закрыться, спрятаться как улитка в своем домике. Возможно, что-то подобное в тот момент происходило в душе у Лидии, так как в ее голосе чувствовалась напряженность.

Прошло некоторое время. Звонок. Лидия. Насторожился, так как не знал что она в этот раз она выдаст. Однако был приятно удивлен, услышав ее по-прежнему мягкий и приветливый голос. Разговорились. В беседе она рассказала, что сейчас чувствует себя гораздо лучше. Не обошли стороной тему странных звонков.

«Возможно, я устала. Впала в уныние. Мне вообще не хотелось молиться. В то же время, находясь в упадническом настроением, решила позвонить и поплакаться в жилетку своему батюшке. Я уже придумала разные доводы в свое оправдание, когда бы услышала  том, что нужно понуждать и заставлять себя к молитве. Позвонив и сказав, что я не хочу молиться, была обезоружена, услышав на свои причитания ответ: «Не молись!» Я не знала что и сказать, так как была не готова к такому повороту событий и поэтому быстро положила трубку телефона. 

Духовно изголодавшись, я снова позвонила в надежде услышать какое-то слово утешения. На длинный разговор пока была не готова и поэтому смогла только произнести, что я хочу молиться. Услышав в ответ «Молись!», тут же выключила телефон».

Примерно такое изложение происшедших с ней перипетий я услышал от Лидии. Она потом спросила о том, почему же я не стал ее уговаривать на понуждение к молитве. 

«Зная тебя, понял, что это бесполезно. Твои слова, сказанные в первом разговоре «не хочу молиться» напомнили мне рассказ из Древнего патерика о послушнике и его наставнике и поэтому я решил ответить словами того старца: «Не молись». Когда ты перестала молиться, то твоя душа начала испытывать тоску и духовный голод. Фразой «я хочу молиться» ты показала, что душа у тебя готова к восприятию святых молитв, и они не будут тебе в тягость. Все приключившееся с тобой в духовной жизни, когда то уже было, но только с другими людьми» - так Лидии объяснил, почему я не стал уговаривать ее на подвиг молитвы.

В путешествии нужно сделать привал, в деле – перерыв, так и в духовном делании необходимо иметь рассуждение, а иначе можно потерять все плоды. Чтобы этого не произошло важно иметь духовного наставника, который уже прошел отрезок пути, имея же некоторый опыт, может  дать нужный совет, а где-то подставить свой локоток или жилетку.

Об этом мы можем прочесть  в Новом Завете, в послании святого апостола Павла к евреям (глава 2, стих 18): «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».

«Однажды к старцу пришел ученик и говорит: «Авва, я не хочу молиться». Авва ответил: «Не молись». Через какое-то время, ученик вновь пришел и сказал: «Авва, я хочу молиться!» «Молись!» - ответил старец».

К сожалению, мне так и не удалось найти полное изложение этого поучения. В то же время для себя отметил, что в таком вопросе, как оставление молитвенного правила, духовное чадо, все равно решил обратиться за советом к своему наставнику.

14.02.2021



Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html 

1 комментарий:

  1. Про совет и жилетку это Вы верно сказали. От священника мы ждем как раз этого. Но, в словах Лидии не было желания получить ни того ни другого. Потому-очень мудро Вы с ней поступили. Я всегда говорю, что со священниками, а особенно с монашествующими, нужно "уметь разговаривать".

    ОтветитьУдалить