вторник, 2 февраля 2021 г.

"Дежа вю" Рассказ священноинока

Посвящается памяти убиенного игумена Авенира (Смолина)

Было лето 2007 года. Около полутора лет прошло со дня смерти игумена Аркадия (Киселева) и снова, я оказался в родном городе, куда приехал по каким–то важным делам, а заодно и навестить свою маму, Завьялову Тамару Ивановну.

Не успел я переступить порог дома, как мне родные сообщили печальную новость, которая была на устах во всем городе – зверски убили священника. Имя они назвать не смогли, а только храм, в котором он служил. Позвонив знакомым, я узнал, что убили игумена Авенира, который возглавлял Вознесенский приход. На момент смерти ему было всего 29 лет. 

«Кто? Когда? Почему?» На эти и подобные вопросы, к сожалению, никто не смог мне ответить, а только сообщили, что сегодня днем его тело привезут в Покровский храм, где он будет находиться всю ночь до следующего дня, в который будет совершена заупокойная литургия с чином отпевания новопреставленного, убиенного священника.

Этот храм находится в центре города на рыночной площади. Придя к назначенному времени, поздоровавшись, я увидел многих знакомых прихожан, пришедших проститься с батюшкой. Так же, из других городов приехали священники, с которыми покойный был в дружбе. Через некоторое время началась служиться первая панихида над усопшим.  Храм был полон. Плакали не только миряне, но и священники. Никто не ожидал, что так скоро Господь призовет к себе и второго священника Вознесенского прихода, игумена Авенира, после скоропостижной смерти игумена Аркадия в марте 2006 года. 

В собор духовенства на первую панихиду я не попал, рассудив в себе, что там и так было достаточно священников. По окончании службы, все священники и гости разъехались, так как нужно было поберечь силы на следующий день похорон. В храме остался дежурить только клир, на которого возложили ночное бодрствование и молитву над гробом с усопшим. Свое желание почитать в ночь над гробом игумена Авенира, я сообщил и.о. настоятеля иерею Александру Груздеву, на что получил добро и благословение.

В храм я пришел около девяти вечера, где были только дежурные, совершавшие по очереди чреду чтения над усопшим. В перерывы, присутствующим чтецам в крестильне, был предложен сладкий горячий чай с печеньем.

Мне дали разожженное кадило с ладаном и разрешили послужить панихиду. Облачившись, я подошел к гробу с усопшим. «Буквально некоторое время назад, точно так же и на этом же месте стоял гроб с другим настоятелем, игуменом Аркадием, к которому я тоже приходил прощаться, отдав последнее целование. Так и сегодня, как тогда, я вновь стою в этом храме, справа от усопшего, готовый послужить панихиду по полному чину» - такие мысли посетили меня, когда я подошел к гробу отца Авенира. К сожалению, при жизни у меня не сложились с ним отношения. Однако, видимо, не спроста Господь устроил мой приезд, чтобы, не взирая на различного рода на наши с ним разногласия, совершить прощание со священником, с которым мне довелось четыре года прослужить в этом храме, пока меня не перевели в Воскресенско-Феодоровский мужской монастырь села Сергеево Шуйского района.

Отец Авенир лежал в белом священническом облачении. Лицо его было накрыто воздухом. Открытыми были только руки, в которые были вложены крест и евангелие. 

На панихиду никто не остался помолиться. Пока я служил, все дежурные воспользовались минуткой отдыха, чтобы смягчить голосовые связки горячим чаем. Все было точно так же, как и тогда, в 2006 году, никого на панихиде не было, кроме меня и усопшего. Вот только в этот раз, я не стал ничего говорить отцу Авениру, как когда-то сказал отцу Аркадию. 

После панихиды, мы с отцом Александром Груздевым возобновили чтение по очереди псалтири по усопшему. Почему псалтирь, а не евангелие читалось мне было не известно.  Хотя по священникам полагается читать Слово Божие, так как они являются его проповедниками.

В храме было ночью очень светло, так как вместо паникадил его освещали большие люстры. Во время чтения своей чреды, на улице была сильная гроза, по всему небу прокатывался гром. Закат был багрово-красным. Я этого всего не видел и не слышал, так как был погружен в атмосферу чтения заупокойных молитв над моим сослуживцем.  

Казалось бы, что рассказ «Дежавю» на этом можно было и закончить, поскольку все произошло практически так же, как и ранее с другим моим знакомым священником. Однако, здесь хочется затронуть еще один момент повествования, который лучше было бы закрыть и никогда о нем не упоминать, так как можно прослыть чудаком. Иначе собеседники в твой адрес в лучшем случае покрутят пальцем у виска, сказав, что у него не все дома. Так бы и я сделал, если бы это произошло не со мной.

Как сказал выше, я пропел панихиду над усопшим, убиенным игуменом Авениром и, к сожалению, никто не стал молиться вместе со мной о его душе, чтобы Господь простил ему все согрешения, вольные и невольные, и даровал жизнь вечную. Когда же начал о нем читать псалтирь, то боковым взглядом, сзади справа от меня, там, где в храме стоит большое распятие с панихидным столиком, я увидел фигуру монаха. Мысленно, я даже обрадовался, что кто-то, возможно даже из приезжих на похороны гостей, тихо пришел и встал, чтобы слушать молитвы. Оглядываться я не стал, чтобы рассмотреть и поздороваться, было достаточно того, что он просто стоял, да это было бы не совсем красиво, отвлекаться от молитвы, пусть даже ради приветствия. Монах был небольшого росточка. Он был одет в рясу русского покроя и клобук. Его темная фигура очень хорошо выделялась на фоне светлой стены. Опущенные рукава рясы хорошо подчеркивали его небольшую фигуру. Светлое лицо общим пятном выделялось на фоне черных монашеских одежд.

Скажете про себя, что я вместо внимательного чтения молитв, разглядывал монаха пришедшего в храм. Ну, может быть не совсем и так. Просто на службе, всегда нужно быть начеку, не расслабляться и не пугаться, если бы вдруг этот человек захотел подойти и тоже включиться в чтение. Наверное, поэтому мое боковое зрение поначалу держало на нем свое внимание.

Он стоял неподвижно. Ни разу я не видел, что бы он осенил себя крестным знамением в тех моментах, когда между славами на кафизмах я читал заупокойные молитвы. Наконец, мое любопытство взяло верх. Я решил повернуться и кивком поздороваться с монахом. Остановив свое чтение, я оглянулся, но никого не увидел. Я по-прежнему был один в храме, ну если не считать тело усопшего священника. Можно было бы сказать, что впотьмах, мне не весть что привиделось, однако во всем храме горел свет. 

Быстрое его исчезновение меня не напугало, а ввело в недоумение, как так могло произойти - стоял, и вдруг нет его. Не обращая внимания на происшедшее, я продолжил чтение псалтири.

Через некоторое время, мой боковой взгляд опять выцепил всё ту же фигуру монаха. Он стоял неподвижно в том же месте. Заприметив его, я тут же решился к нему повернуться. Опять там никого не было. Только после этого, до меня стала доходить мысль, что возможно, это была душа священника, по которому я читал псалтирь, так как человеку исчезать в мгновение ока не под силу. 

Убиенный игумен Авенир был монахом, небольшого роста со светлым округлым лицом. 

Не сразу, но эта загадочная фигура монаха в рясе и клобуке вновь появлялась и так же исчезала, когда я пытался ее рассмотреть. Никакого страха в те моменты не было. Где-то внутри себя я понимал, что это его душа пришла сопроводить свое тело и побыть рядом с ним, там, где идет молитва Богу. Ведь душа питается молитвой и этим живет. Так обо всем этом мы узнаем из многих книг, посвященных заупокойной теме исходу души от тела. Если бы в свое время, я не читал подобной литературы, то возможно, это явление меня бы напугало и выгнало бы из храма, а так я был во всеоружии.
 
Всю службу, пока я читал по новопреставленном псалтирь, этот монах тихо, поодаль от меня, стоял в конце храма, там, где было большое Голгофское распятие Христа.

Закончив свою чреду чтения, я пришел в крестильню, чтобы попить чаю и рассказать о явлении, которое видел. Все, кто меня слушал, молчали. По их взглядам, можно было прочесть, что они были напуганы, но в то же время готовы были рассмеяться, восприняв это за очередную шутку. «У отца Александра, похоже, вылетела из гнезда кукушка!» - так можно было охарактеризовать их недоуменные взгляды между собой. Это я сейчас понимаю, что не стоило их пугать, так как после моего рассказа в храм по одному они боялись войти. У меня на душе вопросов было больше, чем ответов.

После похорон игумена Авенира прошло некоторое время. Однако, то явление, которое я видел в Покровском храме во время чтения псалтири над убиенным игуменом, не давало мне покоя. Однажды, встретив знакомого священника из Фурмановского района, не буду называть его имя по этическим соображениям,  решил ему все рассказать.

«Это тебя бес искушал, а Авениру так и надо по его жизни, какую он вел!» - такие слова я услышал от своего собеседника. «Как ты так можешь говорить о своем собрате, тоже священнике?!» - первые мысли, которые возникли у меня в голове на услышанную реплику. Испугавшись, я не стал произносить их вслух, так как видно было, что о.N был очень зол на игумена Авенира. Дав возможность тому священнику выговориться на тему жизни своих собратьев, я продолжил: «А я не считаю, что это бес меня искушал, так как страха у меня никакого не было. Ведь когда к человеку незримо подступает нечистая сила, то душа это чувствует на каком-то генетическом уровне – от страха кожа становится «гусиной», а здесь этого ничего не было. Мне кажется, что это стояла душа убиенного игумена Авенира». Каждый из нас остался при своем мнении. 

Когда я был в епархии, на приеме у архиепископа Амвросия, то рассказал ему о своем видении и попросил его растолковать все, что я увидел. Владыка очень внимательно меня выслушал. «Я считаю, что это была душа убиенного игумена Авенира, так как переход у него в жизнь вечную был мученический и своей кровью он омыл все свои грехи» - волнительно произнес владыка Амвросий. Было видно, как владыка очень переживал раннюю смерть своего постриженика и ставленника. Ведь каждый архиерей несет ответственность за всех, кого поставляет на служение Церкви.

Затем владыка рассказал о том, как его искушала нечистая сила, когда он молился в своем домовом храме при епархии. «Ужас, страх и какое-то забвение всех молитв в тот самый момент. Душа трепетала от какого-то холода, который подходил все ближе и ближе. Затем, в какой-то момент все отступило и на ум пришли молитвы, которые я начал читать» - так завершил свой рассказ владыка Амвросий. 

Согласившись с ним, что мои чувства и переживания меня не обманули, поблагодарив его, я вышел и уже больше ни с кем не делился своими мыслями. Мне было достаточно того, что сказал владыка Амвросий.  

Однажды, на автобусной остановке города Фурманов повстречал Надежду, бывшую прихожанку Покровского храма. В тот момент, она уже любила ходить на службы к тому самому священнику, имя которого я не назвал. Пропуская нужные мне автобусы, мы много общались, так как давно не видели друг друга. Затем она рассказала случай, которому она стала невольной свидетельницей, как тот самый батюшка с амвона при всех перед началом воскресной литургии покаялся в своем осуждении покойного игумена Авенира. «Сегодня ночью ко мне пришел покойный игумен Авенир, которого я много осуждал за его неподобающее житие неприемлемое для священнослужителя. Он обратился ко мне со словами: «Вот ты меня осуждаешь за мою жизнь и не можешь простить. Господь же давно меня простил!»» Так, во всеуслышание рассказал свое ночное видение о.N.

Господь не желает смерти грешника, а особенно вечной муки. Да и как Он может желать плохое своему лучшему созданию – человеку с бессмертной душой? Каждому из нас Он дает возможность очиститься от греха, а некоторым – ценой собственной крови. К примеру, об этом же, мы можем прочитать в житии святого мученика Вонифатия. Когда из пьяницы и любодея, он стал святым мучеником, пролившим свою кровь за Христа.  


Упокой Господи, душу усопшего раба Твоего, убиенного игумена Авенира. Прости ему всякое согрешение вольное и невольное, и даруй ему Царствие Небесное! Аминь. 


03.02.2021 г.



Памятные дни игумена Авенира
День рождения – 10 января 1978 года
День преставления – 22 августа 2007 года



Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.htm













Комментариев нет:

Отправить комментарий