среда, 13 января 2021 г.

"Памятник" Рассказ священноинока

Чего только не бывает в жизни приходского священника. Каких только казусов и приключений. Помню, вот однажды произошел у меня такой случай. И здесь даже не камень преткновения был всему виной, а обычный надгробный памятник.

Служил в славном селе Беклемищи в храме Воскресения словущего. Нужно отметить, что храм построен в первой четверти 19 века, ну и как обычно бывает, в советский период храм лишился своей территории. Ну и вот, сделали мы межевание вокруг храма с прилегающей землей. На ключевые точки, были вбиты металлические  колышки, чтобы мы могли по ним ориентироваться. 

Наступало время зимы с ее метелями и сугробами. И вот однажды, по обычаю шел я топить печку в храме, чтобы храм не выстужался и приметил, что наши колышки начало заметать снегом. Более всего переживал за те, которые были вблизи дороги, так как понимал, что снегоуборочная машина, когда будет чистить снег, просто их сгребет. И что же я надумал?

Наш храм стоял на обычном, сельском кладбище, со своим деревянным туалетом и свалкой, куда местные жители скидывали свои ненужные памятники. Сколько им говорил, что у храма нельзя устраивать свалку и утилизация старых обелисков – это проблема и головная боль не храма, а их самих. Хорошо, что хоть таблички с них снимали. На могилы своих родных многие поставили новые памятники из новых материалов, кто из камня, а кто и из прочного пластика, а вот старые, по форме напоминающие египетские обелиски сделанные, в лучшем случае, из нержавейки, почему-то решили складировать у храмового туалета. Печально было видеть, что на вершинах памятников оставались православные, восьмиконечные кресты. От этого на душе было совсем скверно, что родственники-христиане, попирают крест, который хранил могилу их родственника многие годы, а сейчас за ненадобностью, просто выкинули на помойку. Таблички же сняли, а почему с крестом так не поступили, мне было не понятно.

Пока топилась печь в храме, мне пришла гениальная мысль, которая спасла бы наши межевые колышки и те самые надгробные обелискам с крестами. Решил, что нужно это эти две вещи объединить, то есть обелиск поставить над колышками. Недолго думая, с той самой свалки у храма, взял несколько памятников и установил их, тем самым показав всем, что здесь храмовая территория и когда-нибудь появится церковная ограда. Спрашивать разрешения на их использование, а у кого? Они же были брошены у храма, на свалку, а значит, просто выброшены, за ненадобностью их бывшими владельцами.

Странное дело, но такой исход дел, не всем селянам оказался по душе. Многие увидели в моих действиях святотатство и осквернение памяти усопших, на чьих могилах стояли эти памятники. Постоянным же прихожанам, пришедшим в храм на ближайшую службу, и увидевшим обелиски, где их никогда не было, разъяснил, для чего они там поставлены. Но, видимо не все слышали мои слова, а «сарафанное» радио плохо сработало. 

Однажды, придя в редакцию местной, районной газеты, услышал от ее сотрудников рассказ, как некая женщина приходила к ним и жаловалась на меня в осквернении надгробных памятников. Зная меня, как адекватного человека, они постарались ее успокоить словами, что отец Александр, наверное, знает, что делает. Так ни с чем она и ушла, хотя возможно, она приходила дать заметку в газету о неправомерных действиях сельского священника. Спасибо редакции газеты, которые не допустили странную публикацию, а иначе, зачем бы ей туда приходить. 
 
Так статные и величественные обелиски, с православными крестами, они как воины держали оборону вокруг храма. Зима вступала в свои права, и это было заметно по снежным шапкам и сугробам, которые стали покрывать все вокруг.

Так однажды, в субботу вечером, после топки печи в храме я пошел домой. В руке был фонарик, который освещал тропику. Выйдя за мысленную ограду храма, осмотрелся, окинул взглядом всю красоту зимнего вечера. Тишина, тихо падал снег, в окнах домов горел свет. Лепота!

На следующий день, в воскресенье, рано утром восстав от сна, помолившись, пошел в храм. Все как обычно. Фонариком освещал себе путь, так как в селе не было уличного освещения. Пройдя мысленную ограду храма, вдруг до меня дошло, что чего-то не хватает. И точно! Вернувшись вспять, обнаружил, что обелисков то нет на своих местах, ни одного! 

«Вот людям то не спится ночью, памятники таскают, как будто заняться больше нечем!» - такие мысли сразу пришли в голову – «Вместо помощи – палки в колеса вставляют». Удививших их расторопности, все рассуждал: «Когда?». Вроде бы и ушел поздно, не ночью, конечно, но было уже темно. Значит, не дремлет народ! Бдит свою правду! 

В утренних сумерках, при тусклом освещении фонарика, заглянул на свалку около храма в надежде там увидеть те самые памятники, но ничего не увидел. Да и не было особого времени заниматься поисками пропажи, так как нужно было принести дрова из сарая и растапливать печь, чтобы на службе было тепло.

Отслужив службу, и рассказав о пропаже Алексею, помощнику по храму, я уехал на «заработки», так как дохода в храме не было никакого, а нужно было жить, да и храм содержать. Это уже другая история.

Через пару дней звонит мне Алексей с восторженным голосом и говорит, что нашел памятники. Они оказались все на той же на свалке, только припорошенными снегом. «А, теперь понятно, почему я их сразу не заметил!» - так я подумал. Далее Алексей продолжил, говоря как то смущаясь. Успокоив его, сказал, чтобы он говорил как есть. «А один памятник Вам поставили на крыльцо дома, прямо около дверей, чтобы проучить. Мол, хотел памятники – вот тебе! На! Получи!» Поначалу, я даже опешил, что люди никак не успокаиваются, но тут же Алексею сказал, чтобы памятник не убирал, пусть стоит до моего приезда.

«Выбрали большой и красивый, с крестом!» - хоть это порадовало, когда подошел рассмотреть памятник на крыльце дома. Надо сказать, что дом тот был приобретен у местной администрации на нужды храма, и я там не проживал, так как он не был приспособлен к этому.

«Надо же, дожил до времени, что памятники мне при жизни начали ставить!» - так я юморил всем, кому рассказывал о деятельности моих «поклонников», которые пристально следили за моей пастырской деятельностью в селе. Алексею, строго настрого сказал, чтобы памятник не убирал с крыльца, добавив: «Испугали козла капустой или по другому можно сказать так – испугали монаха памятником с крестом! Пусть он стоит на крыльце на виду у всех, в обличение их же дел!»

Стоял он долго, практически до лета. Если мне нужно было зайти в дом, то я просто отодвигал его, а потом вновь ставил на место. Потом, все же кому то надоело видеть, что надгробный памятник стоит на крыльце дома, и перенесли его в другое место.

Ну, а что же с теми, которые это сделали?! Как и в любой деревне, шила в мешке не утаишь. Конечно, с уверенностью сказать нельзя, что это именно они сделали, так как выбрали самое удобное время, когда все спали. Однако, все факты говорят сами за себя и об одном из них, я написал чуть выше. Ну, да ладно!

И вот, приехав и отслужив утром воскресную литургию, я мирно возвращался в свой домик в центре села. Проходя по проулку, навстречу мне шла та самая «любимая» прихожанка с двумя ведрами воды. Меня переполняло умиление от неожиданной встречи на зимней тропинке. Думаю, что все знают, как это бывает, когда протаптывается тропинка на одного человека? Шаг вправо, шаг влево и ты проваливаешься по колено в сугроб. И вот Господь нам устроил такую встречу «на Эльбе»! На лице ее читалось, что я ему сейчас все выскажу о памятниках, вот только пусть он мне что-то скажет.

Поравнявшись с ней, поприветствовал ее, сказав: «Здравствуйте! С праздником!» Она явно не была готова к такому исходу дел. Было заметно как всю накопленную злобу и «яд», приготовленный для меня, ей пришлось проглотить и ответить: «Здравствуйте! С праздником!».

Мирно разойдясь на снежной тропе, мы пошли каждый в свой дом!   

Послесловие:

Кресты со всех памятников были удалены и убраны в кладовую храма, а сами памятники местными жителями были увезены на переплавку.  



14.01.2021

Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, 
пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html

1 комментарий:

  1. Батюшка, посмеялась от души! Эту энергию да в мирное русло! Спасибо!

    ОтветитьУдалить