суббота, 16 января 2021 г.

"Званный обед" Рассказ священноинока

Приехал я однажды в гости в г. Раменское Московской области к своей знакомой из группы поддержки Вере. По годам она мне в мамы годится, однако, она просила обращаться к ней только по имени, как в храме. Однажды, чтобы уважить ее возраст, я обратился по имени и отчеству. Вера сразу отреагировала на мои слова, сказав: «Батюшка, а что я Вам сделала, что Вы ко мне обратились так официально?!» 

Любой священник нуждается в людях, на которых можно положиться и довериться им. Они так же помогают своими скромными пожертвованиями выжить на бедных приходах, где прихожан бывает, выражаясь словами из знаменитого мультфильма – «полтора землекопа», а с Верой мы съели не один пуд соли.

Принимает Вера всегда хлебосольно. Иногда кажется, что стол ломится от продуктов, так как любая хозяйка, принимая гостей, хочет хорошенько угостить их. После скромной холостятской еды у себя дома, блюда, которые приготовила Вера для встречи, были необыкновенно вкусны. На столе кроме салатов, были мясные нарезки и соленая красная рыба ее собственного посола. 

День был не постный, поэтому она и решила угостить мясцом. Многие в смущении спросят: «А можно ли монаху есть мясо?!» На что всегда отвечаю, что я не монах, а только инок и к тому же, нет такого обета у монахов, не есть мясо. Это всего-навсего русская традиция и все.

Немного перекусив после дороги, Вера сказала, что ближе к обеду приедет Надежда – ее духовная сестра. С ней еще другие сестры во Христе: Валентина, Нина, Наталья и Татьяна, все по мере сил помогают мне в сложных ситуациях. Поэтому, в самом начале я и сказал, что Вера из группы поддержки. 

К назначенному времени приехала Надежда и как полагается поприветствовала меня, испросив благословения. Стол у Веры был уже накрыт. Помолившись, прочитав положенные молитвы перед трапезой, мы сели за обильный стол. И тут Надежда вдруг сказала во всеуслышание: «Я Богу дала обет и по понедельникам мясо не ем!» Вера даже растерялась, так как первое и второе блюдо было мясным. 

Услышав такое заявление от Надежды, я попросил Веру, хозяйку нас принимавшую, все мясные нарезки со стола убрать, чтобы никого не искушать, что кто-то ест, а кто-то нет.  Вера достала пленку, в которую не спеша начала заворачивать все мясные деликатесы прямо на тарелках. Думаю, что все хозяйки так поступают, чтобы в следующий раз не пришлось раскладывать по тарелкам, а достав из холодильника и сняв пленку, все было сервировано. Пять минут, пока Вера убирала все мясное со стола, все мы молчали и даже я выдержал паузу.

Наконец-то Вера закончила свою процедуру по складированию тарелок с нарезками в холодильник. От былой роскоши на столе остались нарезанные овощи да хлеб с солью. Как только она села на свое место, я обратился к Надежде со словами: «Значит Вы такая постница великая, а мы, значит, свиньи, что по понедельникам едим мясо! Вообще-то есть такое правило, что если ты пришел в гости и тебе предложили вкусить пищи, то с благодарностью к хозяевам нужно это сделать. А если начинаешь отказываться, воротить нос, показывая свою духовную гордыню, то, в таком случае, лучше бы сидеть дома и не было бы греха». Одним словом, прочитал Надежде лекцию, приводя в пример многих святых – наших современников, которые говорили о том, как правильно поступать, если в постный день ты пришел в гости, а еда не постная. 

В какой-то момент Надежда воскликнула, что больше никогда так безобразно в гостях себя вести не будет, а все обеты, данные ею, будут оставаться в тайне. Только она произнесла эту фразу, я тут же обратился к хозяйке дома, сказав: «Вера, доставай!» И Вера вновь пошла к холодильнику и достала опять все продукты на стол.

Фарисеями называются те, кто хочет возвыситься в глазах других, что он праведник, а вы, грешники, поскольку пост не соблюдаете. Многие, кто делает первые шаги к Богу и Православной вере без духовника, который бы его направил, делают подобные ошибки, выказывая всем свою духовную гордыню. 

Вспоминаю с содроганием и ужасом один случай из своей студенческой жизни, когда я учился в художественном училище и делал самые первые шаги в Православной вере.  Ирина, у которой день рождения приходится на Рождественский пост, пригласила к себе на праздник своих одногруппников, в том числе и меня. Какой кошмар, когда вспоминаю о том, как я вилкой копался в салате – это я ем, а это нет.

Уже позже я узнал святые слова, которые спустили меня с небес на землю: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Евангелие от Матфея глава 15, стих 11) и еще: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» (Притчи глава 23, стих 26). О желудке там не говорится.


16.01.2021


Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html

4 комментария:

  1. Очень поучительный рассказ.

    ОтветитьУдалить
  2. О.Александр, здравствуйте, Ваш рассказ очень поучителен и для тех кто воцерковлен и пока только начинает свой путь к Богу, оказавшихся в подобной ситуации. Спаси Господи

    ОтветитьУдалить
  3. Да, отче, очень поучительный рассказ! Хотела сказать, что особенно для новоначальных, но нет... Я в церкви с 1998 года, но кажется только в прошлом году поняла, что же такое пост.

    ОтветитьУдалить