пятница, 15 января 2021 г.

"Ловлю на слове" Рассказ священноинока

Как-то на Центральной улице села Беклемищи встретил Зою, нашу прихожанку, остановились побеседовать. Хоть не часто, но все же Зоя приходила в храм исповедоваться и причаститься, а в дни генеральных уборок всегда помогала мыть полы в храме. Половицы у нас не были крашены и поэтому для мытья полов, приходилось использовать топор. Подобно бритвенному станку, с помощью лезвия счищалась вся грязь. А это, уж поверьте, дело не из легких.

Из разговоров с местными жителями, я узнал о том, что потерю мамы она очень тяжело переносила и находилась в унынии. Пожалуй, нет такого человека, который бы перенес траурные дни спокойно. Мысли и воспоминания о родной душе, еще больше вгоняют в глубокую скорбь.

Зое было за пятьдесят лет, ну а маме – под девяносто. Всю жизнь они прожили вместе и вот так, в одночасье потерять самого родного человека – это очень непросто и нужно быть сильным духом, чтобы снова начать жить.

Остановившись, и поприветствовав друг друга, спросил у Зои, почему же так давно она не была в храме. Она ответила дежурной фразой, что некогда. «Вам бы хорошо на исповедь и на причастие!» - снова к ней обратился. «Ой, батюшка, там столько читать!» - ответила Зоя, давая мне понять, что у нее нет сейчас никакого настроя, чтобы вычитывать правило ко святому причащению. 

Думаю, что каждый из нас, хоть один раз бывая в таком состоянии духа знает, что когда ты находишься в унынии, тебе вообще ничего не хочется, не говоря уж о чтении молитв, а лишь плакать и жалеть себя бедного, несчастного и всеми забытого.

«А Вы ничего не читайте! Только придите в храм» - так ей ответил на ее слова о вычитке правила. «Ловлю Вас на слове, что ничего не нужно читать!» - так продолжила Зоя. Признаться, я даже опешил от неожиданности, что православные так могут подловить священника, но не стал ей на эту тему ничего говорить, так как увидел, что она вышла на диалог, и решил ей подыграть, сказав: «А я Вас ловлю на слове, что Вы придете!» Так, подловив друг друга и попрощавшись, мы пошли каждый по своим делам.

Свое служение священником я начинал в мужском монастыре г.Владимира, где меня научили уставному богослужению и всем правилам, которые необходимо было соблюдать не только священникам, но и мирянам. Если сейчас вспоминать те дни, то признаюсь, что «гайки закручивал» основательно. На исповеди выпытывал о готовности к причастию, присутствие на вечерних богослужениях, потому что церковный день начинается с вечера, ну и еще разные моменты. Складывалось ощущение, что я искал повода не допустить до причастия, вместо того, чтобы найти возможность причастить кающегося. Так я жил в монастыре, пока в определенный момент, для моей же пользы, Господь не перевел меня в приходской храм г.Фурманова. И здесь я получил очень хороший урок от настоятеля прихода, ныне покойного, игумена Аркадия (Киселева).

«Ты нам всех прихожан распугаешь! Ты не в монастыре у себя! На приходе совсем другая политика – пришла и слава Богу! Нужно все сделать для того, чтобы человек вновь захотел придти в храм!» - примерно так звучали слова настоятеля в мой адрес, после очередных жалоб от прихожанок, что на исповеди я очень строг.

Этот урок я запомнил на всю жизнь. Да, того батюшку очень любили за его простоту. Своим личным примером, он показал мне другую сторону служения Богу и людям. Благодарю Бога за то, что Он, по своей любви, дал мне возможность взглянуть на свое служение под другим углом зрения и увидеть другой путь, полный любви.

Зоя пришла на воскресную литургию, исповедовалась и причастилась. Приложившись к кресту, – ушла. Я ни о чем ее не спрашивал. Мне было радостно на душе, ведь она приняла мое приглашение, пусть даже озвученное в шутливой форме и пришла в храм на причастие.

Когда мы читаем молитвы ко святому причащению, мы настраиваем струны своей души на нужный лад, а у Зои они были уже настроены и ей нужно было только помочь, подать руку на пути к Богу. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (псалом 50, стих 19), что в переводе на русский означает «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Прошло некоторое время, и мы вновь повстречались с Зоей на той же дороге. «Спасибо Вам, батюшка! Я после службы улетела на крыльях! Вся тяжесть ушла!» - с таких слов начался новый наш с ней разговор.


Послесловие.
Когда я служил в монастыре, к сожалению, у меня вылетел из памяти тот случай, произошедший со мной в Суздале, когда батюшка Дионисий, причастил меня святых Христовых Тайн, хотя я ничего не вычитывал. Ему было достаточно, что юноша пришел в храм. Служение под руководством батюшки Аркадия меня отрезвило. Все эти уроки научили меня и дали понять, что священник не должен быть стеной между человеком и Богом, которую невозможно сдвинуть или обойти, и люди порой упираясь в нее, просто отходят от Церкви. Священник всегда должен быть мудрым проводником с открытым любящим сердцем и рукой поддержки на пути к Богу!

16.01.2021

Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html

3 комментария:

  1. Спаси Господи Вас, батюшка!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень мудро! И правда:такая "стена" на годы отодвигает человека от Бога. Проверено.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, батюшка, почитали бы Ваши рассказы некоторые священники... Люди приходят в храм, душа хочет исповеди, а как это сделать? Ждут, конечно помощи от священника, но не всегда её находят.

    ОтветитьУдалить