понедельник, 25 января 2021 г.

"Холодный душ" Рассказ священноинока

Посвящается схимонахине Амвросии (Макаровой С.А.)

В 2005 году у меня поменялось место службы, когда по указу правящего архиерея, архиепископа Амвросия (Щурова), я был переведен из Вознесенского прихода г.Фурманов в Воскресенско-Феодоровский мужской монастырь села Сергеево Шуйского района.

Получив на руки указ о переводе, я решил навестить свою знакомую, которую навещал, когда приезжал в Иваново. С монахиней Алипией, Макаровой Светланой Анатольевной, я познакомился еще в 1989 году. Мне перед поступлением в Суздальское художественно-реставрационное училище необходимо было иметь направление от музея. Мой учитель по рисованию Журавлев Виталий Павлович рекомендовал меня заведующей Фурмановской картинной галереей. На тот момент галерея являлась Филиалом Ивановского художественного музея. С тех пор мы были знакомы, и каждый раз, когда в каникулы я приезжал в родной город, обязательно заходил в галерею и общался со Светланой Анатольевной. 

По окончании училища мне, как молодому специалисту, надлежало отработать положенный срок, и я приехал на беседу к ее директору. Встреча была теплой и радушной. Я рассказал о том, как бросил училище на последнем курсе, но батюшка, наместник мужского монастыря архимандрит Юстиниан (Саган), благословил меня его закончить. По послушанию ему, я это сделал, хотя душа у меня к этому уже не стремилась.

Увидев мое стремление жить с Богом в монашеском братстве, Светлана Анатольевна не стала меня удерживать в миру, а отпустила, за что я ей очень благодарен.

Чуть позже, я узнал, что и она оставила свой пост директора картинной галереи и ушла в монастырь, приняв монашеский постриг с именем Алипия.

Помню, был такой занятный случай. Однажды, будучи уже священником, я приехал в родной Фурманов на побывку из Владимирского мужского монастыря.  Была служба в Скорбященском храме. Облачаться в ризы я пошел в придел в честь равноапостольного князя Владимира. Тут ко мне подходит монахиня и сложив руки, улыбаясь во все лицо, спрашивает благословение. Я благословил. Выйдя из придельного алтаря, эта монахиня, вновь подходит под благословение, все с таким же улыбчивым и искрометным взглядом. Благословил. При этом подумал, что какая-то странная и назойливая монахиня, как будто ей одного благословения было недостаточно, так она за вторым пошла. По окончании богослужения, эта монашка опять меня подкараулила, и подойдя ко мне опять просит благословения. Я по обыкновению благословил ее, перекрестил как полагается. И тут она уже не выдержала и спросила: «А Вы меня совсем не узнаете?» Пристально приглядевшись, ответил ей, что нет, не узнаю. Тогда она ответила: «Я, Светлана Анатольевна Макарова, бывший директор картинной галереи, которая Вам давала направление в художественное училище». 

Как же кардинально изменила духовная жизнь этого человека. От светского ничего не осталось, хотя Светлана Анатольевна была очень образованным в искусстве человеком, к тому же и сама была художником.

Я пристально вглядывался в ее лицо и постепенно ко мне вернулись воспоминания наших добрых бесед, когда я заходил к ней в картинную галерею в дни моих каникул.

Так, Господь вновь нас соединил, но уже не на творческом пути, а на монашеском поприще. Мне было очень интересно с ней общаться, что-то для себя обретать новое, а где-то, и упущенное старое. В ней я видел настоящую монахиню, которая во всем видела духовное, а не простое стечение обстоятельств. За те немногие встречи, она многому меня научила, хотя, казалось бы, священником я стал раньше, чем она приняла монашество. Жизненный опыт никуда не денешь, тем более, что она по возрасту годится мне в матери.

Вот и тогда, когда мне дали перевод на другое место службы, я поехал к матушке Алипии, чтобы поделиться новостью. Только я ей рассказал, она сразу же предложила съездить и помолиться святителю Василию епископу Кинешемскому. Его мощи в то время находились в Свято-Введенском женском монастыре г.Иваново. 

«Помолиться?! Мы, что молебен будем служить?! А как?! Я же никого там в монастыре не знаю, и как меня допустят служить молебен?!» - такие и подобные мысли у меня крутились в голове, пока мы ехали в монастырь. Однако себя успокаивал, что матушка Алипия из Иванова, к тому же монахиня, и возможно, ее знают и соответственно, меня смогут допустить служить молебен. 

Странно, что я к тому времени потерял то, что было у меня раньше - простое общение с Богом и последующие события вернули меня к жизни. Это можно назвать холодным душем, когда тебя отрезвляют и возвращают к жизни.

Я почему-то был уверен, что мы обязательно будем служить молебен, другой вариант даже не приходил ко мне в голову. Может, я уже привык к тому, что раз я священник, то это значит, что наша общая молитва ко святым должна происходить обязательно через молебен. Как же я ошибался.

Придя в храм, мы направились к гробнице, где почивали мощи святителя Василия Кинешемского. Я следовал по пятам за матушкой. Подойдя ближе к раке, матушка обратилась к святителю своими словами: «Владыка благослови! Мы вот пришли к тебе на прием с отцом Александром!» В тот момент, от такой молитвы я потерял дар речи. Затем матушка обратилась ко мне: «А у тебя указ о переводе c собой?!» Взяв у меня документ о переводе, матушка положила его на гробницу текстом вниз и вновь обратилась к святителю, сказав: «Вот владыка указал о его переводе в другое место. Ты ознакомься с ним и уж замолви словечко об отце Александре в Небесной канцелярии!» 

Я стоял и не понимал, что же сейчас произошло. Матушка только меня спросила о том, есть ли что добавить. На ее вопрос ответил, что Вы уже все сказали и озвучили. Внутри же себя понимал, что такая молитва тоже имеет право на жизнь. Она произнесена от сердца и, что самое главное, по существу, где была озвучена конкретная просьба о помощи. 

Мы приложились к святым мощам и забрав перевод с раки святителя поехали обратно домой. Уже потом мне на ум пришли воспоминания наказа преподобного Серафима Саровского, который говорил своим сестрам о том, что когда его не будет в живых на этом свете, то чтобы они приходили к нему на могилку и делились с ним, рассказывая свои радости и печали. Так и здесь, матушка обратилась к святителю Василию, словно к живому человеку! 

Ее урок дал мне хорошую встряску. Вспомнились дни, когда делая первые шаги, я приходил к Богу. Не зная, как правильно молиться и не умея, я с Ним просто, своими словами, разговаривал, обращая свой взор к Небу. Потом, я научился читать молитвы в молитвослове и вот этот опыт нашего с Ним разговора ушел, потому что я перестал Ему говорить от сердца, от себя.

Иногда спрашиваю: «А ты молилась?» В ответ же часто приходится слышать: «А я читала!». Но я не спрашивал о том, что ты читала. Суть вопроса была в другом. Примерная ситуация бывает в школе, когда учитель спрашивает ученика: «Ты выучил урок?» Ответ от троечника обычный: «Я учил!» 

Теперь, после положенных молитв и правил, всегда обращаюсь своими словами к Богу, Богородице и святым, в которых благодарю за оказанную помощь, хвалю за милость и вновь прошу содействия в делах и обстоятельствах. А как же иначе?! Ведь нет греха хуже, чем неблагодарность! 

Матушка Алипия приняла схиму с именем Амвросия.
Мирно отошла ко Господу 25 ноября 2018 года!

Царствие тебе Небесное, дорогая матушка Амвросия!


26.01.2021 г.



Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html 

1 комментарий:

  1. Да, вот так и в жизни- когда учишься ходить, то делаешь первые неуверенные шажки, а когда окрепнешь, то и марафон бежишь. Но, цели разные: в первом случае-набьешь шишки или нет, а в другом-дрйдешь до конца, до финиша или пойдешь с дистанции. Но и в том и в другом случае Господь подставляет плечо!

    ОтветитьУдалить