пятница, 15 января 2021 г.

"Первое причастие" Рассказ священноинока

Посвящается памяти архимандрита Дионисия (Михайлова)


Как важно, чтобы священник, к которому ты пришел на исповедь перед святым причастием, не оттолкнул тебя своей ученостью, а наоборот, стал твоим проводником на пути к Богу.

Первое осознанное причастие я запомнил на всю жизнь. И это даже не причастие, а то, как священник ко мне отнесся, видя мою полную неграмотность в этом деле. Я был еще мирянином, учился в художественном училище и делал первые шаги на пути к Богу.

Это заключалось в том, что в воскресные дни я стал посещать службу, ну и на этом мое православие как бы заканчивалось, так как я ничего не знал, уже позже меня научили и наставили как нужно готовиться ко святому причащению.

Был воскресный день. Воскресная Литургия проходила в древнем Богородице-Рождественском соборе града Суздаль. Кто не знает – это тот храм, который имеет большие синие купола с золотыми звездами. Как раз было самое начало 90-х годов ХХ века, когда в этом храме, музеем было разрешено проводить службы. Тем более, что в то время в древних раках лежали мощи святителей Суздальских Феодора и Иоанна. Это сейчас их перенесли в Казанский храм на торговой площади, а раньше они лежали в своих исторических гробницах.


Как сейчас помню, была архиерейская служба. Приехал владыка Евлогий. Я стоял в храме с правой стороны, где должны стоять мужчины и тут ко мне подходит одна бабушка, и говорит, что если хочешь причаститься, то нужно пройти исповедь у батюшки Дионисия, и указала, в каком направлении мне нужно было идти. Возможно, что это была кто-то из местных прихожанок, раз она подошла ко мне. Быть может она и раньше меня видела на службах, скромно стоящего в стороне, а здесь была архиерейская служба, вот она и предложила мне стать участником литургии, причастившись святых Христовых Тайн.

Иконостас.
Собор Рождества Богородицы. г.Суздаль

Мне сказали, я и пошел. Была очередь. Батюшка исповедовал у гробницы святителя Феодора Суздальского чудотворца, с левой стороны иконостаса. Народу было немного, поэтому ждать долго не пришлось. Подойдя к батюшке, я даже не знал о чем говорить или с чего нужно начать. Однако, батюшка, видя мое замешательство, спросил меня о цели моего визита. Ответил ему, что меня сюда направила бабушка. «Значит ты хочешь причаститься? А ты готовился?» - спросил о.Дионисий. На вопрос батюшки я ответил: «Да». Сразу же у меня появилось смущение, так как я сказал неправду и к причастию был просто не готов.

Рака свт. Федора. XVIII в. Дерево, левкас, серебро, медь; чеканка, золочение.
Суздаль. Богородице-Рождественский собор 

Вот здесь и проявилась мудрость и отеческая забота батюшки, архимандрита Дионисия, о юноше, который пытается делать первые шаги к Богу. Сейчас просматривая эту ситуацию, с багажом священства более двадцати лет понимаешь, что если бы в тот момент батюшка захотел вывести меня на чистую воду, он бы спокойно это сделал наводящими вопросами, типа: «А что ты читал? Постился ли?», но он этого не стал делать. Ему было достаточно, что юноша выразил желание причаститься, а это самое главное. Помню, как он спросил меня об отношении к родителям, к сверстниками и животным, которые нас окружают – кошкам и собакам, не обижаю ли их. Прочитав мне разрешительную молитву отпустил меня.

Как прошло причастие, я даже и не помню, но четко врезалось в память еще одно воспоминание того дня. Пока мы шли со службы вместе с моим одногрупником Дмитрием Возвиженским, ко мне подошло несколько бабушек, которые поздравляли меня с принятием святых Христовы Тайн. Для меня это было очень удивительным ощущением, поскольку не знакомые мне люди поздравляют с великим событием в моей жизни! На душе было спокойно и радостно. В тоже время у меня в голове крутился один вопрос: «А что же я такое сделал, что меня все поздравляют?!»

Прошло время. Уже, будучи сам священником, часто вспоминаю урок преподанный мне батюшкой Дионисием о том, как нужно встречать тех, кто делает первые шаги к Богу. Когда можно любым неосторожным вопросом на исповеди оттолкнуть человека не только от себя, но и от Бога, так как люди видят в священниках посредников между ними и Богом. К сожалению, часто молодое духовенство «без ума» и рассудительности начинают закручивать «гайки» там, где нужно их послаблять. Но это уже другая история, и я тоже прошел этот путь и получил хороший урок.

Всех хочу пригласить на молитву об упокоении архимандрита Дионисия (Михайлова). Царствие тебе Небесное, дорогой батюшка! 

15.01.2021


Другие рассказы священноинока Александра (Завьялова), можно прочитать, пройдя по ссылке: https://dyachevo.blogspot.com/p/blog-page_59.html


Архимандрит Дионисий (Михайлов)



2 комментария:

  1. Спаси Господи, батюшка Александр.
    Очень поучительный и душевный рассказ.Царство небесное архимандриту Дионисия.....
    Батюшка Дионисии Моли Бога о нас грешных р.б Нину, Алфея.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, отче, очень поучительный и добрый рассказ! Как важно для нас мирян "попасть в руки" к мудрому священнику, с которым исповедь-это не простое перечисление грехов.

    ОтветитьУдалить