пятница, 12 августа 2016 г.

Реставрация иконы
"Святитель Николай Чудотворец". XIX в.


Всем, кто никогда не сталкивался в жизни с реставрацией, наверняка очень интересно, как же все это происходит.
Напомню, что по мирской профессии я являюсь художником-реставратором, на которого учился в Суздальском художественно-реставрационном училище 1989-1993 гг.

В 2014 году, ко мне обратился мужчина, который высказал желание восстановить образ, который ему достался от родителей.
Два года проходила реставрация, и вот только недавно икона была возвращена его владельцу.

Реставрация для меня отошла на второй план, т.к. на первом месте у меня стоит служение Богу и Церкви, поэтому, наверное, в этом и заключается ответ о длительности процесса восстановления иконы.

Надо сказать, что икона "хронически больна", об этом я узнал уже позже, когда работал с этим произведением искусства.
Как это понимать "хронически больна"?
Дело в том, что, как можно заметить, икону поновили масляными красками, хотя на лицо темперная живопись конца 19 начала 20 века. К тому же, реставрационный левкас был наложен с нарушением всех технологий, почему и произошло ломка и осыпание больших фрагментов грунта с красочным слоем.
К тому же, икона состояла из двух отдельных половинок.
При реставрации не стояло задачей вернуть образу вид 19 века, а только восстановить его таким, каким его принес хозяин иконы.
Дело в том, что скорее всего от живописи 19 века мало что сохранилось и поэтому художник и поновил икону в 20 веке так, как он умел. 
Практически все процессы были фотофиксированы.
Приглашаю посмотреть фотоотчет о проделанной работе!

С уважением, священноинок Александр

До реставрации
общий вид иконы с заклеенными полями из фольги

фрагмент иконы 

оборот иконы

В процессе реставрации
Общий вид иконы после транспортировки к месту реставрации.
Заметны осыпи грунта с красочным слоем.








Осыпавшиеся фрагменты живописи


Очистка полей от фольги

Процесс консервации. Укрепление красочного слоя.


Работа с основой в месте склейки досок.
Икона с лицевой стороны заклеена профилактической заклейкой - это видно на дальней части иконы.
Вот и ответ, почему икона распалась на две половинки. Как видно на фото, белая краска затекла в те места, где уже не было склейки досок между собой.

Оборот иконы.
Желтые следы - это остатки клея, которым приклеивалась фольга с капроновой (сиреневая) лентой. Фольгой с лентой пытались зафиксировать доски между собой, что бы они не разошлись полностью, но это не спасло икону. 
Так же заметны мелкие отверстия. Это летные выходы личинок жука-точильщика.



Подготовка к склейке двух половинок.





Заделка летных отверстий.
Подготовка внутренних сторон иконы к склейке (стяжке).

Стяжка основы иконы.
Склейка с помощью струбцин. 








Заделка шва склейки досок поклей с клеем.





Удаление профилактической заклейки.

 После удаления профилактической заклейки.


Восстановление на свои места выпавших фрагментов.

Повторная профилактическая заклейка.

После удаления проф.заклейки.
Восстановление реставрационного грунта.





После полной расчистки красочного слоя от потемневшего лака.

После реставрации


Итог: До и После реставрации



















Комментариев нет:

Отправить комментарий