вторник, 23 августа 2016 г.

Праотеческий чин


Пятый ряд, называемый праотеческим, расширил ветхозаветную тему. Если пророки жили после Закона, данного Моисею на Синае, то здесь изображаются древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога и так же имевшие обетование о спасении.
Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов. 



Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Если первоначально Ветхий Денми понимался как предвечный образ Бога Сына, то теперь им стали изображать Отца, о Котором можно узнать только через воплотившегося Сына. Сам Христос — вторая ипостась — показан отроком, сидящим на коленях Отца, то есть в иконографии Эммануила. Спасом Эммануилом называют изображение Христа юным, в знак Его вечности. Святой Дух показан в виде голубя так, как Он явился в момент Крещения Христа. Медальон (славу) с голубем держит в руках отрок Христос.

Уже в XVII веке допустимость этой иконографии была поставлена под сомнение. В «Отечестве» прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим» (литургия Иоанна Златоуста). Здесь оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя.

Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.

В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева 


или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама».


Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир. 

Вариант, созданныйАндреем Рублевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного Божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что подчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе. Распятие в завершении иконостаса еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.

Праотеческий чин иконостаса Свято-Покровского храма д.Дьячево

Святая Троица

Уроки православия. Святая Троица. Ключевые темы церковной догматики.

Святой праотец Адам

Творение Адама и Евы..

Святой праведный Авель

Авель

Святой праотец Ной

Ной и Великий потоп. (Библейские истории) читает Иннокентий Смоктуновский

Святой праотец Авраам

Святыни Христианского мира. Жертвенник Авраама. Часть 1.

Святыни Христианского мира. Жертвенник Авраама. Часть 2.


Святой праведный Мелхиседек

О Мелхиседеке. На сон грядущим. Ткачев. КРТ

Святой праведный Иосиф

Протоиерей Артемий Владимиров. "Иосиф Прекрасный" БФ АртосъТК Спас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий