понедельник, 22 августа 2016 г.

Местный чин иконостаса


Первый, самый нижний - это местный ряд (чин). Назван он так потому, что там расположены иконы, посвященные особо важным в данной местности святым или праздникам. 

Некоторые иконы в этом ярусе постоянны в любом храме. Справа от Царских врат всегда будет расположена икона Спасителя, слева – лик Богоматери. Это символизирует то, что Христос и Дева Мария встречают каждого на пути в Небесное царство и сопровождают на пути к вечной жизни. 

Образ справа от иконы Спасителя называется "храмовым" и изображает святого или событие, в честь которого названа церковь. 

На данной фотографии - монтаж, отсутствуют Царские врата. Их место занимает разделительная полоса между иконами Спаса и Богородицы.

Господь Вседержитель (Пантократор)


Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. 
В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. На открытом Евангелие слова Господа нашего Иисуса Христа «ЗАПОВЕДЬ НОВУЮ ДАЮ ВАМ: ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА» (Евангелие от Иоанна, глава 13, стих 34).

Икона "Господь-Вседержитель"

Владимирская икона Божьей Матери


Одна из главных святынь Русской православной церкви. Икона была подарена Юрию Долгорукому константинопольским патриархом в 1131 году, с 1155 года икона хранилась во Владимире, а сейчас находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Владимирская икона Божией Матери



Храмовый образ престольного праздника - 
"Покров Пресвятой Богородицы"


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы - один из самых почитаемых на Руси.

Событие, послужившее основанием для празднования, относится к началу Х века - оно произошло в конце правления императора Льва Философа (886-911), во время нашествия на Константинополь сарацин. При любом серьезном бедствии - а разного рода напасти постигали Византию часто - народ собирался для совместной молитвы во Влахернскую церковь, где были собраны чтимые иконы и святыни, связанные с Пресвятой Богородицей.

Находившиеся в храме на воскресном всенощном бдении блаженный Андрей и его ученик Епифаний сподобились дивного видения: над головами молящихся в храме людей, в воздухе, явилась Пречистая Дева Мария в окружении ангелов, пророков и апостолов. Матерь Божия молилась об избавлении града от гибели; Она сняла со своей главы покров и простерла его над молящимся народом. Блаженный Андрей спросил своего ученика: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святый отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний.

Чудесное явление нашло отражение в житии святого Андрея, но не было отмечено богослужебно. Лишь спустя два столетия, при святом князе Андрее Боголюбском (об этом свидетельствует Пролог XII в.), на Руси была составлена служба в честь этого события. Святитель Макарий в своих Великих Минеях приводит Слово на Покров, составленное в начале XIV в., где содержится подробное описание видения блаженного Андрея. Главная мысль Слова на Покров - помощь Богородицы земле русской, которую она считает Своим земным уделом, "от стрел, летящих во тьме разделения нашего". Здесь ясно звучит призыв к единению русских людей под водительством Церкви и под покровом Пресвятой Богородицы.

Конкретное историческое событие, забытое там, где оно произошло, приобрело новое звучание на Руси - стало не только церковным праздником, но своего рода политическим манифестом будущей великой державы. Дата праздника Покрова в годовом богослужебном круге была приурочена (на основании Пролога) к 1 октября старого стиля - 14 октября по новому стилю.

Покров Пресвятой Богородицы



Северная, диаконская дверь.
"Святой Иоанн Предтеча - Ангел пустыни"

Пророк Иоанн Предтече возвестил: ”... Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” Евангелие от Матфея, глава 3, стих 2. Он воочию узрел свершение всех пророчеств о Спасителе. Он изображен в одежде из верблюжьего волоса. Крылья за спиной - символ чистоты его бытия как пустынножителя. 
На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является образным выражением Божественного дара предвидения. 
Жил в пустыне, питаясь медом и акридами (саранчой). Призывал людей к покаянию. От Иоанна принял крещение в водах Иордана Сам господь Иисус Христос. За обличение царя Ирода был заключен в темницу, затем святому пророку отсекли голову.

Икона Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с житием


Святой великомученик Георгий Победоносец


Один из самых почитаемых на Руси святых, и древнейшие из сохранившихся его изображений относятся к XII в.

Происходил он из знатной каппадокииской семьи, был мужественным воином и пострадал за Христа во время гонений от императора Диоклетиана в Никомидии (303 г.) Широко известно одно из его посмертных чудес - избавление от драконообразного змия жителей небольшого селения в Сирии. Язычники приносили чудовищу человеческие жертвы, и такой жертвой должна была стать дочь местного правителя. Победа Георгия над чудовищем не только спасла жизнь обреченной на смерть царевны, но обратила ко Христу жителей многострадального селения и стала одним из самых ярких символов победы правды Божией над силами зла.


Иконы Святого Георгия Победоносца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий