пятница, 13 апреля 2018 г.

Любовь. Верность. Семья


Святые Петр и Феврония Муромские жили в XIII веке; он – князь, она – крестьянская девушка. Они стали мужем и женою вопреки предрассудкам своего окружения: от князя требовали, чтобы он расторг неравный брак… Они перенесли всё, вплоть до изгнания (что было равносильно смертному приговору), вернулись на княжеский престол, с честью правили городом и умерли в один день. – Их останки лежат в одной могиле в родном Муроме.


Святые Петр и Феврония Муромские

Князь Петр и княгиня Феворония приняты у нас в народе как покровители супружества. Их память празднуют дважды в году, 8 июля и в воскресенье перед 19 сентября; в эти дни совершаются особые богослужения, где мы просим их содействия в укреплении супружества, в противодействии всем силам зла. Осенний праздник в их честь установлен специально для тех, кто решил в этот день совершить свое бракосочетание – чтобы следовать их примеру любви и верности, самоотверженности и нерушимости семьи.

«Подлинную радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, – говорит Патриарх Кирилл в своем обращении по поводу этого праздника, – Пусть пример святой жизни князей Петра и Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь в мире, любви, благочестии, целомудрии и чистоте».

Секс: слово и дело

Почему греховны потребности человека, такие, как секс? Зачем Бог дал людям влечение друг к другу, а секс не разрешает? Сначала о слове. Вторжение чужих, пустых слов наподобие «секса» в нашу речь имеет вполне ясную цель. Неужели мы не можем говорить по-русски о половой жизни? – Но слова-агрессоры, проникая в наше сознание, исподволь диктуют нам: нормы нравственности устарели и заменяются новыми, голливудскими...

Теперь о деле. Половая близость безгрешна, прекрасна и радостна, когда мужчина и женщина находятся в определенном отношении друг ко другу – в браке. Когда же близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака, семьи и личности, – тогда она, разумеется, греховна и вредоносна.

Брак – это дар людям для укрепления и умножения любви. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого множество бед. Возьмите пример: вы ведете автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая.

Говорит, что любит…

За мной ухаживает мужчина, он мне нравится, говорит, что любит меня. Но у него много недостатков – и меняться он не хочет. Что мне делать? Поскорее с ним расстаться. Сознательно или нет, он вам лжет: он вас не любит. Потому что любить – значит жертвовать собой, избавляться от эгоизма, отдавать себя любимому (любимой) без остатка.

Бог любит нас – и становится одним из нас, и умирает за нас на Кресте. Солдат любит Родину – и жертвует собой в бою. Муж и жена любят друг друга – и отказываются от своего «я», становятся новым существом, семьей, «мы».

Если бы вы написали: «не может измениться, никак не получается», – тогда вопрос остался бы открытым; возможно, в браке ему было бы легче исправиться. Но «не хочет меняться» – этим всё сказано. Любовь – это подвиг свободной воли.

Нормальные отношения 

Я запуталась в отношениях с мужчинами. Кажется, я веду себя как пятилетняя девочка – мне этого нельзя и этого нельзя... Нет, не как пятилетняя девочка, а как нормальная взрослая, достойная женщина. А мужчины кругом разные. Некоторые ведут себя как похотливые ишаки (их, впрочем, немного), другие же попросту как дикари.

Такому дикарю, жертве современного невежества, надо спокойно и вежливо объяснить, что в интимную связь друг с другом вступают муж и жена, и более никто. И добавить несколько слов о том, что такое брак. Если он приличный человек, он поймет вас, и ваши отношения будут развиваться нормальным путем. Если же не поймет, если будет продолжать лезть к вам под юбку – зачем он вам нужен?? Прервите с ним знакомство, и весь сказ.

Гражданский, церковный 

Почему Церковь не допускает гражданский брак? Ведь печать в паспорте ничего не значит, а венчаются всё равно не всегда. Вопрос разрешается очень просто: брак один, и он либо есть, либо его нету.

Если брак есть, то он может быть скреплен государством (гражданское бракосочетание) или Церковью (церковное бракосочетание). В разные времена и в разных условиях употреблялась та или иная форма; в наши дни в России принято следовать обеим – как гражданской, так и церковной. Гражданский брак (без кавычек) Церковью признается, но она призывает верующих и к церковному венчанию брака.

Если же брака нет, то называть «гражданским браком» внебрачную половую связь – бесстыдная ложь, результаты которой  мы видим в катастрофах разбитых судеб и брошенных детей. Об этом говорил в свое время Патриарх Алексий II: "...Очевидно стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали... Внешним проявлением этого становится попытка произвести словесную подмену: …убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство – «гражданским браком»".

Православная семья

Какую семью можно назвать православной? С чего она начинается? Православная семья – это семья, в которой участвуют трое. Третий – а точнее, первый, – Сам Христос. Он определяет правила и нормы семейной жизни; перед Ним отвечают муж и жена за целостность своего союза и за исполнение своего брачного обета; Он дарит им ни с чем не сравнимое супружеское счастье; Он же и помогает им преодолевать все скорби и трудности, если они возникают на жизненном пути…

Начинается семья с бракосочетания. Бракосочетание может быть гражданским, церковным (религиозным), или – как в современной России и в сопредельных странах – двояким: гражданским и церковным. Церковное венчание брака – это Таинство, особое священнодействие, в котором молодожены приобщаются Божией благодати, дара взаимной и всеобъемлющей самоотверженной христианской любви.

Но церковное Таинство (как, впрочем, и гражданский акт) не действуют без доброй воли и содействия самих молодоженов. Бывает, к сожалению, что брак заключают лишь по форме, но не по существу, не имея свободного намерения и твердой решимости отдать себя друг другу, полностью и навсегда. В таком печальном случае жизнеспособная семья вообще не создается, и смертный приговор браку выносится в самый момент его рождения…

Давайте позаботимся о том, чтобы с вами такого не случилось!